Краткая история линейного времени

Придумывать различные способы видения мира – это неотъемлемая часть человеческой природы. Наше культурное, историческое и личное воспитание играет свою роль, создавая концепции и структуры убеждений, которые служат линзой, через которую мы интерпретируем реальность.

В западной интеллектуальной традиции (по крайней мере, те из нас, кто не работает на кафедрах физики), чаще всего воспринимают время как линейное. Точно так же, как мы все делим и сортируем мир в соответствии с нашими представлениями и время в этом контексте не является исключением. У жизни есть начало и конец. В большинстве наших представлений о мире время ограничено двумя конечными точками. Все существует вдоль линии, на одном конце которой написано “до”, а на другом – “после”. В середине этой линии находимся мы – читающие это предложение.

Но почему наша концепция времени – всего лишь одно из возможных мировоззрений – стала сегодня доминирующей?

Путаница во времени

На первый взгляд, все началось даже не с древних греков. На самом деле, греческие философы вели одни из лучших и наиболее жарких споров о том, что такое время. Антифон считал, что времени не “существует”. Оно скорее является концепцией для измерения мира (что Кант подтвердит примерно 2000 лет спустя). Парменид и Зенон (о парадоксах) считали время иллюзией. Их аргумент заключался в том, что поскольку время означает, что все должно меняться, и поскольку есть по крайней мере некоторые вещи (например, ментальные представления), которые не меняются, время не может существовать.

Единственным человеком, который действительно рассматривал время как вещь, имеющую “начало”, был Платон, который считал, что время было создано Творцом (что этот Творец делал до начала времени, откровенно говоря, загадка). Взгляд Платона был лишь одним из, и не очень популярным. Даже его ученик, Аристотель, считал, что время – это не нечто самостоятельное, а лишь реляционная концепция между объектами.

Но важно было то, что христиане любили Платона. Отцы ранней христианской церкви быстро поняли, что их рассказ о сотворении мира и библейский рассказ о Страшном суде очень хорошо ложатся на эту линейную картину времени.

Наследники христианской мысли

Итак, мы не можем найти в Древней Греции какого-либо окончательного или общепризнанного представления о времени – не говоря уже о линейном времени. Для этого нам нужно было какое-то “начало” и “конец” линии времени. Короче говоря, нам нужны Бытие и Судный день. У древних греков их не было.

Большая часть Библии посвящена страданиям. Она рассказывает об изгнании, гонениях и попытках. Есть истории о мучениках и святых, брошенных на растерзание львам. Что же хорошего в Боге, если он не может защитить свой народ? И какая справедливость в том, что твои угнетатели уходят невредимыми? Ответ пришел в виде идеи Судного дня – окончательного апокалипсиса “конца дней”, когда грешники будут наказаны, а святые вознаграждены.

времени

Судный день стал не только бальзамом для всех этих страданий, но и структурировал всю Вселенную. Время перестало быть какой-то иллюзией, бесконечным циклом. Теперь оно было целенаправленным повествованием, написанным и контролируемым Богом – нашим Богом. У Него был план, и “сегодня” – это только один шаг на пути, который Он проложил для нас. Отцы Церкви и различные соборы, которым было поручено составить официальную, ортодоксальную Библию, прекрасно знали, что они излагают историю, подобную всем другим: Она начинается, персонажи растут и меняются в середине, и она заканчивается.

Священное время

Вывод из этой точки зрения – что Бог создал вселенную с расчетом на повествование – заключается в том, что все происходит по какой-то причине. Это настраивает нас на то, что в безумии окружающего мира есть порядок, а в хаосе – цель. Эта идея, называемая “Священным временем”, придала смысл христианам и до сих пор является тем, что наполняет восприятие мира. Есть много причин с оптимизмом смотреть в будущее, но стандартная позиция “современное значит лучшее” во многом обязана христианскому взгляду на время.

По словам теолога Мартина Палмера, “огромное количество социальной философии, социализма и марксизма на протяжении 19 и 20 веков относится к представлению о том, что история неумолимо движется к лучшему миру”. 

Короче говоря, когда мы говорим: “В конце концов, все наладится”, многое зависит от этого слова: конец.

Время – это перемены

Если попытаться отбросить весь идеологический багаж, с которым мы рождаемся, то мало что указывает на линейность времени, на самом деле. Солнце будет всходить и заходить – цикл. Зима проходит и возвращается со снежной регулярностью – цикл. История повторяется. Именно поэтому на протяжении большей части человеческой истории время рассматривается не как конечная, прямая линия, а как бесконечный, повторяющийся круг.

Кстати, в мифологиях майя и инков широко представлены циклические и бесконечные истории. В индийской философии Калачакра, “колесо времени” (कालचक्र) показывает, что эпохи вселенной проходят снова и снова. Греческие стоики (и, позднее, Фридрих Ницше) предложили версию “вечного повторения” – когда этот мир и эта реальность повторяются снова, точно таким же образом.

Конечно, время – это очень сложный вопрос, на который даже сегодня мы не можем ответить исчерпывающе. Но с философской и феноменологической точек зрения Аристотель попал в самую точку. Как объясняет физик-теоретик Карло Ровелли, “время, как предполагал Аристотель, есть мера изменения. Для измерения этого изменения можно выбрать различные переменные, и ни одна из них не обладает всеми характеристиками времени, как мы его ощущаем. Но это не меняет того факта, что мир находится в непрерывном процессе изменения”.

Мир меняется. Будь то иллюзия или реальность, линейные или циклические изменения происходят. Может быть, время – это просто язык, который мы используем, чтобы попытаться объяснить это.

Читайте также: Наш “здравый” взгляд на время может быть ложным