Расцвет неогеоцентризма

С самого детства мы все – нарциссы. Только мы и наш опыт имеют значение. Мир – это всего лишь сцена для драмы нашей жизни. Мы – эпицентр реальности.

Повзрослев, мы понимаем, что у других тоже есть чувства, и наш нарциссизм присущ и нашей семье, и окружению, и даже всему человечеству. 

Ну хорошо, возможно, конкретно мы не являемся причиной существования реальности, но уж ваш вид – точно причина.

Эти предположения настолько естественны для нас, что на протяжении большей части доисторической и исторической жизни человека мы не подвергали их сомнению. Религии отражают наш эгоцентризм, и наука поначалу тоже была не против. Солнце, Луна, планеты, звезды и весь космос вращались вокруг Земли – нашего дома. Тем более разве наши глаза не подтверждают это каждый день и каждую ночь?

Копернику, Кеплеру и Галилею потребовалось не только мужество, но и воображение, кропотливые наблюдения и рациональный анализ, чтобы бросить вызов геоцентризму. Их открытия, встреченные поначалу с недоверием и враждебностью, помогли нам освободиться от первобытного эгоцентризма.

Сегодня мы знаем, что Земля – лишь одна из девяти планет, вращающихся вокруг Солнца, которое является одной из миллиардов звезд в нашей галактике, которая в свою очередь является лишь одной из бесчисленных галактик во Вселенной, взорвавшейся 14 млрд. лет назад. Наша планета сформировалась 4,5 млрд. лет назад, а еще через миллиард лет появились одноклеточные организмы. Несколько сотен тысяч лет назад, то есть, долю секунды назад в космическом масштабе времени, появились мы и решили, что все это создано исключительно для нас. Может быть нас следовало назвать Homo narcissus?

Осознание того, насколько мы ничтожны по сравнению с необъятным пространством и временем, в конечном итоге привело нас к чувству унижения. Но это открытие должно быть и предметом гордости. У нас хватило ума и зрелости, чтобы вырваться из заблуждений и суеверий темных веков. Так что мы все-таки заслужили название Homo sapiens.

Насколько нам известно, сознание – это свойство только одного своеобразного вида материи, сравнительно недавно возникшего на Земле, – мозга. Но все чаще ученые и философы озвучивают идеи, согласно которым мы – точнее, наше сознание – вновь помещается в центр событий. Я называю эту точку зрения неогеоцентризмом.

Неогеоцентристы возрождают такие древние доктрины, как панпсихизм, согласно которому сознание пронизывает всю материю, и идеализм, согласно которому сознание более фундаментально, чем материя. Об этой тенденции пишет писатель-физик Джордж Мюссер в своей книге “Возвращая себя в уравнение”.

Неогеоцентрические идеи можно найти также в работах когнитивного психолога Дональда Хоффмана, философов Филипа Гоффа и Бернардо Каструпа, а также магната альтернативной медицины Дипака Чопры. Вот более конкретные примеры неогеоцентризма:

Информационные теории сознания. Математик Клод Шеннон изобрел теорию информации в 1940-х годах для повышения эффективности систем передачи и хранения информации. С тех пор ученые и философы пытаются превратить теорию информации в теорию всего. Все информационные теории реальности являются неогеоцентрическими, поскольку информация, которую Шеннон определил как способность системы удивлять наблюдателя, предполагает существование сознания.

Интегрированная теория информации (ИТИ). Теория интегрированной информации, разработанная нейробиологом Джулио Тонони, утверждает, что сознание возникает в любой системе, части которой взаимодействуют определенным синергетическим образом. Нейробиолог Кристоф Кох, сторонник ИТИ, в 2009 году написал, что даже один протон, состоящий из трех взаимодействующих кварков, может быть немного сознательным, что делает интегрированную теорию информации “научной версией панпсихизма”.

неогеоцентризм
Теории, ориентированные на разум и основанные на теории информации и квантовой механике, – это откат к геоцентризму.

Квантовые теории сознания. Квантовая механика уже давно навевает неогеоцентрические размышления. Жива ли кошка или мертва? Является ли этот фотон волной или частицей? Это зависит от того, как мы на это посмотрим. Квантовая механика, предложенная физиком Джоном Уилером несколько десятилетий назад, предполагает, что мы живем во “вселенной участия” (антропный принцип участия), в которой наши вопросы определяют материальный мир и даже вызывают его к существованию.

Кьюбизм (QBism). Вдохновленный Уилером, физик Крис Фукс изобрел квантовую модель под названием QBism, произносится как “кьюбизм”, по аналогии художественным направлением “кубизм”. QBism продолжает развиваться. Но, как сообщалось в журнале Nautilus за 2022 год, основная предпосылка кьюбизма заключается в том, что квантовая механика не отражает реальность, она отражает наши представления о ней.

Организованная объективная редукция (Orch-OR). Юджин Вигнер предположил, что сознательное наблюдение заставляет вероятностные, “наложенные” квантовые состояния коллапсировать в одно состояние. Orch-OR, изобретенный физиком Роджером Пенроузом и анестезиологом Стюартом Хамероффом, переворачивает это представление с ног на голову, утверждая, что коллапс наложенных друг на друга состояний порождает сознание. Поскольку такие коллапсы происходят во всей материи, а не только в мозге, Пенроуз и Хамерофф делают вывод, что сознание “может быть глубоко связано с действием законов Вселенной”.

Гипотеза симуляции. Декарт размышлял о том, не является ли мир иллюзией, навязанной нам демоном. Философ Ник Бостром возродил эту концепцию, предположив, что “мы живем в компьютерной симуляции”, созданной инопланетным хакером. Или что-то в этом роде. Мне эта гипотеза кажется креационизмом, переделанным для ботаников, но физик Нил де Грасс Тайсон, философ Дэвид Чалмерс и технологический титан Илон Маск, похоже, относятся к ней серьезно.

Буддизм. Буддизм заслуживает того, чтобы попасть в этот список, благодаря своей популярности среди западных интеллектуалов, таких как мой друг Роберт Райт. Буддизм – это не религия, часто настаивают западные поклонники, это метод понимания и расслабления ума. Но, как и католицизм, религия моего детства, буддизм исповедует сверхъестественную метафизику, в которой космос служит сценой для нашего духовного путешествия к нирване.

Холодный и жесткий скептик во мне отвергает неогеоцентризм как разновидность туманного мистицизма, который наука помогает нам преодолеть. Неогеоцентризм представляет собой проекцию на мир наших страхов и желаний, нашего стремления к значимости. Растущая популярность неогеоцентризма – это, возможно, симптом самовлюбленности нашей эпохи, вызванной социальными сетями.

Но вот в чем дело: у меня были переживания, вызванные медитацией или чем-то еще, которые заставили меня задуматься о том, что неогеоцентристы в чем-то правы. Неогеоцентризм меня раздражает так же, как и воинствующий материализм и атеизм, которые принижают нашу тягу к трансцендентному смыслу и, похоже, не обращают внимания на бесконечную невероятность нашего существования. В конце концов, без разума, способного размышлять над этим, Вселенная могла бы и не существовать.

Наверное, я выступаю за простое признание того, что никакая теория или теология не может в полной мере отразить истинную странность мира. Агностицизм, как мне кажется, является разумным выбором для Homo sapiens.

Джон Хорган, научный журналист.

Читайте также: Оказывается, “ничто” не существует. Вместо него есть “квантовая пена”

Поделиться

Добавить комментарий