Открытия арабского ученого 11 века в области оптики, повлиявшие на развитие физики

Влияние средневековых арабских ученых на современную науку нередко недооценивается. Однако работы выдающегося арабо-мусульманского ученого 11 века аль-Хасана Ибн аль-Хайсама, более известного на Западе как Альхазен, оказали глубокое воздействие на развитие оптики и физики, вплоть до наших дней. Проливая новый свет на его революционные достижения, группа ученых из Университета Шарджи (ОАЭ) и Института Варбурга (Великобритания) пересматривает наследие этого поистине великого ума.

Альхазен родился в 965 году в иракском городе Басра во времена правления Аббасидского халифата. Его самый влиятельный труд “Книга об оптике” (на арабском – “Китаб аль-Маназир”), переведенный на латынь под названием “Перспектива”, стал основополагающим для оптических наук и их дальнейшего развития в Европе.

В настоящее время Институт Варбурга ведет масштабную работу по переводу этого выдающегося произведения. Уже опубликован перевод IV и V глав, посвященных отражению света и формированию отражений в зеркалах. Как отмечают в Институте, Альхазен был “возможно, величайшим математиком и физиком средневекового арабо-исламского мира. Его репутация основана не только на огромном объеме обработанного им материала, но и на его строгой научной методологии”.

оптик
Ибн аль-Хайсам («Альхазен») на левом пьедестале разума (в то время как Галилей находится на правом пьедестале чувств), как показано на фронтисписе «Селенографии» («Наука о Луне»; 1647 г.) Иоганна Гевелия Ибн аль-Хайсама.

Альхазен разрабатывал как математические основы распространения световых лучей, так и физические аспекты зрительного восприятия, изложив свои идеи в семи обширных книгах. По словам экспертов Варбурга, он “заново обосновал всю науку оптики, создав основу для всего последующего развития этой дисциплины… оказав влияние на таких мыслителей, как Уильям Оккам, Кеплер, Декарт и Христиан Гюйгенс”.

Профессор Надер Эль-Бизри из Университета Шарджи, тесно сотрудничающий с Институтом Варбурга в работе по переосмыслению наследия Альхазена, описывает “Книгу об оптике” как “монументальный фундаментальный труд в истории науки и визуальных искусств от Средневековья до раннего Нового времени как в европейской среде, так и в исламском мире”.

Влияние этого труда простиралось далеко за пределы физики и оптики. Изучение Альхазеном перспективы и принципов изображения предметов легло в основу методов живописи и архитектурного проектирования в эпоху итальянского Возрождения и вплоть до позднего барокко.

оптик
Латинское издание Книги оптики Ибн аль-Хайсама XVI века (Альхазен, Opticae Thesaurus).

“Воздействие этой книги фундаментально не только в истории науки от Высокого Средневековья до раннего Нового времени в Европе, но оно также было основополагающим для архитектуры и визуальных искусств в итальянском Ренессансе и вплоть до позднего барокко, – отмечает профессор Эль-Бизри. – Более того, она имеет дальнейшее значение в современных концепциях математизации физики, опоре на экспериментирование в науке и философском анализе восприятия”.

В “Книге об оптике” Альхазен заложил “изобретательный и точный научный экспериментальный метод с его контролируемым верификационным повторным тестированием, обрамленным изоморфными композициями между физикой и математикой”. Он стремился прояснить природу зрительного восприятия, исследуя анатомию и физиологию глаз, зрительных нервов и лобной части мозга, а также когнитивную психологию и анализ психосоматических двигательных кинестетических актов при зрении.

Влияние “Книги об оптике” в Европе было поистине колоссальным. Она оказала заметный эффект на работы таких мыслителей, как Бьяджо Пеллакани да Парма, Леон Баттиста Альберти, Лоренцо Гиберти, и вплоть до первого латинского печатного издания в публикации Фридриха Риснера “Оптический тезаурус” в XVI веке. В XVII веке труд Альхазена повлиял на “Шесть книг об оптике” Франсуа д’Агильона в Антверпенской иезуитской математической школе и напрямую отразился в “Селенографии” Иоганна Гевелия.

оптик
Анатомия глазной диаграммы в «Книге оптики» Ибн аль-Хайсама (часть I, посвященная прямому зрению).

Дальнейшее признание работы великого арабского ученого получили в трудах Жирара Декарта, Иоганна Кеплера и Христиана Гюйгенса. Как видно, оптические достижения Альхазена оказали громадное влияние на формирование современной науки в Европе.

По прошествии почти тысячи лет его теории и методологии, особенно в области оптики, по-прежнему считаются фундаментальными. Перевод сочинений Альхазена является значимым событием для распространения его идей в современном мире. Профессор Эль-Бизри подчеркивает: “Альхазен не только революционизировал оптическую мысль, математизировав ее изучение, но его мышление также оказало революционное воздействие в средневековой Европе”.

Открытия средневекового арабского ученого из Басры стали поистине семенами, давшими всходы современной оптической науке, физике, визуальному искусству и методологии научного экспериментирования. Признание его грандиозного вклада в развитие человеческих знаний долгожданно и более чем заслуженно.

Читайте также: Древние кирпичи с надписями содержат свидетельства загадочной древней магнитной аномалии

kammenyj vek 01
kvant 01 1
chtenie myslej 01
yunon 01
piramid 01 2
Должны ли мы называть Каменный век Деревянным веком?
Должны ли мы называть Каменный век Деревянным веком?
Радикальный квантовый прорыв может заряжать батареи в мгновение ока 
Радикальный квантовый прорыв может заряжать батареи в мгновение ока 
Революционное устройство чтения мыслей: на пути к расшифровке «внутренней речи»
Революционное устройство чтения мыслей: на пути к расшифровке «внутренней речи»
Пролет “Юноны” мимо Европы показал, что подо льдом “что-то” движется
Пролет “Юноны” мимо Европы показал, что подо льдом “что-то” движется
Затерянная река может раскрыть тайну строительства пирамид
Затерянная река может раскрыть тайну строительства пирамид
previous arrow
next arrow
Поделиться

Добавить комментарий