Мусор – это сокровище для историков в древнем египетском городе Оксиринх, где горы мусора сохранили множество тысячелетних светских и священных папирусов.
Когда нам говорят о древних артефактах, мы обычно думаем об древних объектах, которые были ценны людям. Но если вы действительно хотите узнать детали повседневной жизни в древности, вы должны покопаться в вещах, которые были выброшены.
Пожалуй, нет лучшего примера этого, чем папирусы Оксиринха, великолепная коллекция текстов (составляющая как минимум полмиллиона фрагментов), которые были обнаружены в древнеегипетских мусорных кучах под конец XIX века. От продовольственных заказов до священных писаний – находки в Оксиринхе рисуют картину древней жизни, которая может вас удивить.
Содержание
Древний город Оксиринх
В Западной пустыне Египта, на берегу Бахр-Юсуфа, находится древний город Оксиринх. Некогда называвшийся Пер-Меджед, в честь священной рыбы нильского слоника (Peters’s elephantnose fish), город был столицей 19-го Верхнеегипетского нома.
Когда Александр Великий завоевал Египет в 332 году до нашей эры, греческие граждане заселили город и переименовали его в Оксиринхос, “Город остроносой рыбы”. Он оставался процветающей региональной столицей на протяжении Птолемеевской эры и во время римского правления. В городе был большой театр, общественные бани, гимназия и храмы богам, таким как греко-египетский бог Серапис. Его окружали сельскохозяйственные угодья, орошаемые ежегодными разливами Нила. Когда христианство укрепилось в регионе в первом веке нашей эры, Оксиринх стал известен своими многочисленными церквями и монастырями.
Но город постепенно угасал на протяжении Византийского и Арабского периодов и в конечном итоге пришёл в упадок. Большая часть его сооружений была перестроена и превращена в современную деревню Эль-Бахнаса. Но славные дни Оксиринха не прошли навсегда. Во время британской оккупации Османского Египта в конце 1890-х годов два молодых археолога сделали открытие, которое вывело Оксиринх на мировую арену и закрепило за ним статус одного из самых значимых исторических мест.
Раскопщики: мечты о папирусах
Бернард Пайн Гренфелл и Артур Серридж Хант из Королевского колледжа в Оксфорде мечтали раскопать великие греческие произведения, утраченные со временем. При поддержке нового Греко-Римского отделения Фонда исследования Египта они нацелились на Оксиринх.
Гренфелл предполагал, что это перспективное место для греческих рукописей. Поскольку это был некогда видный столичный город, в нем должно было жить много состоятельных людей, которые могли позволить себе содержать библиотеки с литературными текстами. Также они надеялись найти какую-нибудь раннехристианскую литературу, учитывая количество церквей и монастырей, когда-то присутствовавших здесь.
Когда Гренфелл и Хант прибыли на место зимой 1896 года, город не выглядел таким многообещающим, как они себе представляли. Сохранившиеся здания были не в очень хорошем состоянии. Большинство строений были снесены до основания и вряд ли могли представлять какую-либо ценность. Британцы надеялись найти что-нибудь интересное в греко-римском некрополе к западу от города. На практике были случаи, когда некоторые из наиболее выдающихся греческих литературных свитков обнаруживались в могилах, погребенными вместе с их владельцами. К сожалению, их раскопки кладбища не оправдали ожиданий.
Их следующей наилучшим решением было начать копать в насыпях прямо за чертою города, где древние жители города выбрасывали свой мусор. Молодые люди посчитали, что находки в этих насыпях, вероятно, будут менее ценными и в худшем состоянии из-за простого факта, что они были намеренно выброшены. Однако вскоре они поняли, что эти мусорные насыпи были гораздо более удивительными, чем обычная мусорка.
Раскопки: поток папирусов
Гренфелл и Хант поставили местных рабочих копать траншеи в стороне одной из низких мусорных насыпей. Вот тогда и хлынули папирусы. В своем археологическом отчете о раскопках Гренфелл написал, что “поток папирусов вскоре стал таким обильным, что с ним было трудно справиться”. Они велели двум работникам начать изготавливать металлические ящики, чтобы складировать вместе фрагменты папируса, найденные в одной области. На протяжении следующих десяти недель изготовители ящиков едва успевали за количеством обнаруженных в насыпях папирусов.
Сухой климат региона в сочетании с огромным количеством материалов, сброшенных туда с течением временем, сохранил небывалое количество древних папирусов. В ходе их работы между 1896 и 1907 годами раскопки Гренфелла и Ханта принесли около полумиллиона фрагментов папирусов – от небольших обрывков до полноразмерных свитков. Большая часть коллекции написана по-гречески, но присутствуют и другие языки, включая латынь, коптский и арабский. Это крупнейшая коллекция древних папирусов в современном мире.
Литературные находки
Можно с уверенностью сказать, что Гренфелл и Хант исполнили свою мечту, раскопав великие произведения греческой литературы. Литературные папирусы, которые составляют около одной десятой всей коллекции, включают в себя как хорошо известные греческие классические произведения, так и несколько давно утраченных работ. В списке древних поэтов, математиков, историков и драматургов – имена, ставшие нарицательными, такие как Гомер, Платон и Аристотель. Мусорные насыпи в Оксиринхе также сохранили несколько ранее неизвестных текстов, утраченных в Средневековье, и значительно расширенные версии произведений, которые мы знаем и любим. Мы можем поблагодарить мусорку Оксиринха за комедии Менандра, поэзию Сапфо и один из старейших сохранившихся чертежей отца геометрии Евклида.
Богословские находки
Там также было обнаружено большое количество богословских текстов, включая фрагменты из Септуагинты, Нового Завета и апокрифических текстов. Открытие этих текстов оказало огромное влияние на область изучения Нового Завета и ранней христианской истории. Это некоторые из древнейших христианских текстов, когда-либо обнаруженных, и они проливают свет на древние традиции Священного Писания.
Одной из первых значительных находок раскопок Гренфелла и Ханта была страница книги, содержащей изречения Иисуса, некоторые из которых никогда раньше не встречались. Там есть фрагменты четырех канонических евангелий Нового Завета, а также неканоническая литература, такая как Евангелие от Фомы, Деяния Петра, Деяния Павла и Фёклы, и “Пастырь” Ерма. Там также в изобилии присутствовали другие христианские реликвии, включая молитвы, амулеты и письма.
Нелитературные тексты
Большинство текстов, сохранившихся с античных времен, как раз те впечатляющие произведения, которые Гренфелл и Хант надеялись найти в Оксиринхе. Популярная литература, священные писания и рассказы о власть имущих сохраняются долгое время, потому что их часто переписывают и распространяют или хранят намеренно. Однако то, что делает папирусы Оксиринха столь уникальными, – это то, что большая часть коллекции состоит из нелитературных документов, описывающих обычные дела простых людей.
Нелитературные предметы, обнаруженные на этом месте, многочисленны и разнообразны. Это смесь практически всех видов документов, составленных в общественной и частной сферах на протяжении веков: квитанции, регистрации, заказы, споры, завещания, личные письма, школьные упражнения, гороскопы и многое другое. Гренфелл сообщал об отдельных насыпях, где количество папирусов было настолько велико, что, вероятно, это были выброшенные местные архивы. Документы предоставили ученым уникальное представление об этом древнем городе – от структуры государственного управления до повседневных привычек обычных людей.
Правительственные документы, такие как указы, судебные распоряжения и налоговые реестры, предоставляют ученым бесценную информацию о политическом и экономическом ландшафте региона. Более личные послания, такие как письма и приглашения, дают представление о социальной жизни в Оксиринхе. Одно такое приглашение II или III века н.э. гласит: “Аммоний просит вас отужинать на пиру господа Сераписа в обеденном зале Серапеона 9-го числа, начиная с 9-го часа”. Хотя эти нелитературные документы, безусловно, менее впечатляющие, чем литературные и богословские тексты Оксиринха, они не менее важны для изучения древнего мира.
Влияние: ценность мусора
Гренфелл и Хант опубликовали первые тексты из Оксиринхских папирусов в 1898 году. С тех пор люди продолжают обнаруживать, анализировать и публиковать фрагменты, выкопанные из оксиринхских насыпей. Папирусы были распределены Фондом исследования Египта (ныне Обществом), но большая часть коллекции находится в Библиотеке искусства, археологии и античного мира Оксфордского университета.
Современная научная работа по папирусам Оксиринха отражает значительный сдвиг в областях классической филологии и изучения Нового Завета. Многие ученые пересматривают сомнительные тенденции в своих областях, такие как приоритизация определенных текстов над другими на основе их значимости в современной культуре и религии. Что означает, что священные тексты и любимые классические произведения были выброшены в те же мусорные насыпи, что и заказы на пшеницу, платежи за кукурузу и регистрации коз и овец?
Помещая выдающиеся произведения истории в контекст мусорной свалки, ученые могут изучать древние тексты на их собственных условиях, с меньшей предвзятостью к произведениям с современным влиянием или святостью. Например, Анн-Мари Луиджендейк, ученый Нового Завета и папиролог, интересуется тем, что она называет “смертью кодекса” или “повреждением, безразличием и утилизацией христианских рукописей” в Оксиринхе. Эта невероятная коллекция папирусов продолжает открывать захватывающие новые направления исследований, демонстрирующие как сокровища, которые можно найти в мусоре, так и мусорную сторону современных сокровищ.
Читайте также: Греческие магические папирусы: книга заклинаний двухтысячелетней давности