Мы знаем это уже столетие. Пришло время принять это и двигаться дальше.
Содержание
Введение
Представьте, что вы держите в руке стеклянную призму. Вы наблюдаете, как луч света проникает сквозь призму и рассеивается в красивом спектре цветов. Вы – наблюдатель, и вы только что стали свидетелем физической реальности. Это достаточно легко принять, но что происходит, когда мы начинаем включать в уравнение сознание, субъективный опыт бытия и восприятия? Все становится немного сложнее, не так ли?
Наука, и в частности физика, имеет долгую историю работы с объективными реальностями – теми, которые существуют независимо от нашего разума. В основе этого лежит идея о том, что мы можем измерять и понимать окружающий нас мир объективно, то есть свободно от наших субъективных предубеждений. Но с этой идеей есть проблема. Она исключает возможность описания субъективного опыта.
Определение “объективной реальности” заключается в том, что она не зависит от разума – но от какого разума она не зависит? Наука противоречива, если мы не принимаем существование субъективного разума.
Долгое время ученые не слишком беспокоились о роли наблюдателя в науке. От него часто отмахивались, потому что физические явления были последовательны, независимо от того, кто наблюдал. Но все изменилось с появлением квантовой механики. Внезапно наблюдатель – субъект – занял центральное место в наших уравнениях. Квантовая механика утверждает, что реальность может меняться в зависимости от того, кто ее наблюдает, что, безусловно, бросает тень сомнения на концепцию универсально последовательной, объективной реальности.
Это откровение столетней давности побудило некоторых исследователей утверждать: объективной реальности не существует. Это не новая идея, заметьте. Уже почти столетие ученые борются с последствиями квантовой механики и теории относительности, которые по-своему свидетельствуют о том, что наше давнее представление об объективности несовершенно и даже устарело. И все же, несмотря на эти открытия, мы продолжаем цепляться за идею объективной реальности.
Пришло время перестать игнорировать истины, которые квантовая механика и относительность говорят нам на протяжении десятилетий, и отказаться от идеи объективной реальности. Пришло время признать, что реальность, какой она представляется наблюдателю, – это все, что существует. Концепция “объективной” реальности, лишенной наблюдения, в корне ошибочна. Если бы мы сейчас, после 100 лет промедления, смогли наконец принять это, мы могли бы найти способ примирить физическую реальность с сознанием, заставив так называемую “трудную проблему сознания” исчезнуть в воздухе, потому что она всегда была артефактом неправильного понимания реальности. Итак, давайте покопаемся и посмотрим, на что может быть похож такой мир.
Проблема
Наука оперирует на основе наблюдаемых фактов. Если вы уроните яблоко, оно упадет. Это действие справедливо для всех, везде и всегда – по крайней мере, мы так думали. На протяжении многих веков эту концепцию было легко принять, потому что мир, казалось, функционировал последовательно для всех наблюдателей. Если вы бросите яблоко, вы увидите, что оно упадет точно так же, как и все другие наблюдатели. Эта консенсусная реальность позволила нам создать общее понимание мира, основанное на “объективных” измерениях.
На самом деле идея объективности всегда должна была казаться нам странной. Мы построили целую систему физической науки, которая висит в воздухе, если не привязана к наблюдателю. Законы физики полностью замкнуты. Все понятия физики связаны вместе в огромной математической структуре, но эти понятия не связаны ни с чем другим, кроме как со ссылкой на наблюдателя.
Поэтому мы должны были с самого начала знать, что объективность – это ошибочная идея, но поняли лишь тогда, когда идея не начала разваливаться с появлением квантовой механики. Эта отрасль физики разрушила представление о том, что все наблюдатели ощущают одну и ту же реальность. Вместо этого она показала, что наблюдатель – субъект – играет центральную роль в том, как представляется реальность.
В квантовой реальности частицы могут находиться в нескольких местах одновременно, пока их не заметят, и тогда они переходят в определенное состояние. Действие измерения наблюдателем влияет на поведение этих частиц. Это подкосило и без того шаткий фундамент концепции объективной реальности.
Говоря иначе, квантовая механика предполагает, что реальности не существует даже в окончательном состоянии, независимом от наблюдения. Как будто именно сам акт наблюдения дает реальности существование. Это не означает, что наблюдение создает реальность, что является распространенным заблуждением. Скорее, акт наблюдения открывает версию реальности, которая является уникальной для наблюдателя.
Если принять эту точку зрения, то легко понять, что объективной реальности не существует. Не существует единого, окончательного образа мира. Напротив, то, что мы считаем реальностью, глубоко связано с нашими наблюдениями за ней.
Несмотря на доказательства квантовой механики и теории относительности, многие из нас по-прежнему упорно держатся за устаревшее представление об объективной реальности. Мы находим утешение в убеждении, что мир существует определенным образом, независимо от нашего восприятия. Однако эта концепция не только не обоснована, но и мешает нашему пониманию Вселенной.
Понятие объективности хорошо себя зарекомендовало, но нам давно пора отправить его на пенсию. Оно плохо подходит для мира, который описывают квантовая механика и относительность. Цепляясь за него, мы пытаемся удержать мир, которого не существует – мир, который не зависит от наблюдателей. Пришло время признать, что реальность – это не что-то “снаружи”, а скорее то, что возникает в результате нашего взаимодействия с миром.
Ложная дихотомия
Со времен Галилея математика была нашим основным языком для описания окружающего нас мира. Математическое моделирование проложило путь для многочисленных научных достижений и технологических прорывов. Этот подход хорошо послужил человечеству и продолжает служить. Однако в этом подходе есть предположение, на которое стоит обратить внимание.
Мы привыкли к мысли, что уравнения, которые мы используем в науке, описывают объективную реальность. Но квантовая механика и относительность говорят совсем о другом. Реальность не объективна; она зависит от наблюдателя. Она не существует где-то там, независимо от нас; скорее, она обретает свою форму, когда мы ее наблюдаем.
Итак, должны ли мы выбросить уравнения? Вовсе нет. Эти математические модели неоднократно доказывали свою ценность. Они дают нам мощный инструмент для предсказания и управления окружающим миром. Однако мы должны признать, что эти уравнения не описывают объективную реальность. Вместо этого они отражают то, как реальность представляется наблюдателю.
Но это означает, что субъективное тоже не является тем, чем мы его считали. Это не мир личных прихотей и предубеждений, а скорее реальность, зависящая от наблюдателя и основанная на строгих математических моделях физики.
Это осознание не оставляет места для некоторых распространенных философий разума, которые пытаются объяснить сознание как иллюзию. Подобные взгляды утверждают, что мы просто галлюцинируем наш опыт, что нет никакого сознательного наблюдателя. Но эта точка зрения противоречит тому, что реальность определяется только по отношению к субъективному наблюдателю. Если мы действительно верим, что не существует сознательных наблюдателей, то не может существовать и реальности.
Картина, которую иллюзионизм создает в воображении, представляет собой сложный набор уравнений, не привязанных ни к чему, кроме самих себя, уплывающих и исчезающих в воздухе.
Есть и другие, кто предлагает поддерживать четкую границу между субъективной и объективной сферами, сформулированную как различные виды дуализма. Но это тоже заблуждение. Если нет объективной реальности, то нет необходимости создавать дихотомию с субъективным. Мир, который мы переживаем, не является ни объективным, ни субъективным. Это реальность, зависящая от наблюдателя, которая хорошо отражается в наших математических моделях. Эта реальность существует не вопреки нам, а благодаря нам. Пришло время признать это и отказаться от ложной дихотомии объективного и субъективного.
Переопределение реальности
Наше понимание реальности нуждается в полном пересмотре. Вместо того чтобы рассматривать ее как неподвижную внешнюю сцену, на которой разыгрываются события, мы должны рассматривать ее как динамическое взаимодействие между наблюдателями и окружающей средой. Реальность, с этой точки зрения, не находится где-то там, независимо от нас. Напротив, реальность – это наше взаимодействие с миром, сформированное и определенное нашими наблюдениями. Реальность – это не что иное, как взаимодействие между субъектами.
Этот сдвиг в перспективе выводит наблюдателя – субъекта – на передний план и объединяет его с традиционно объективным миром. Если роль наблюдателя является решающей в определении реальности, то сознание, как место наблюдения, не может быть просто побочным продуктом физических процессов. Напротив, сознание является фундаментальным для природы самой реальности.
С исчезновением объективного мира субъективная сфера сознания выходит из тени и попадает в центр внимания. Сознание – это не что-то, что происходит внутри реальности; оно является неотъемлемой частью самой ткани реальности. Точнее было бы сказать, что реальность происходит внутри сознания. Этот сдвиг имеет глубокие последствия для нашего понимания самих себя и нашего места во Вселенной.
Это можно считать изюминкой идеалистического взгляда в философии. Не стоит считать идеализм неправильным. Но это очень странный способ сформулировать то, что может быть выражено гораздо проще: в существовании нет ничего, кроме наблюдателей и их взаимодействий. Мир снаружи действительно существует, но он состоит исключительно из наблюдателей, которые могут взаимодействовать друг с другом через набор принципов и правил, которые мы называем физикой и которые нам удалось очень хорошо выразить в системе математических уравнений. Это, конечно, философская точка зрения, известная как панпсихизм, и это единственная точка зрения, которая имеет смысл.
Возможно, это не убедит вас принять панпсихизм. Но нет более простой и лучшей альтернативы для понимания реальности.
К какой бы точке зрения вы ни склонились, главное понять, что переход к единой, зависящей от наблюдателя реальности заставляет нас раз и навсегда отказаться от устаревших ненаучных представлений об объективном и субъективном.
Переход к единой, зависящей от наблюдателя реальности заставляет нас раз и навсегда отказаться от устаревших ненаучных представлений об объективном и субъективном.
Читайте также: Вы лишь наблюдаете за реальностью или вы её создаете?