Мандала: карта космоса и души

Человеческие культуры изобилуют способами изобразить или представить тот или иной аспект Вселенной. Календари, обычные карты, звездные карты и другие диаграммы – все это примеры способов осмысления или отображения части реальности. Календарь – это способ понять время так же, как карта – способ понять географию. Даже древние храмы были задуманы как модель для понимания космоса. Одним из видов карт или диаграмм является мандала, которую можно рассматривать как карту самой реальности.

Мандала – это санскритское слово, которое означает просто круг. Она используется во многих индийских религиях для медитации или для призыва божественных сил. В индуизме распространенным видом мандалы является янтра, которая обычно изображает круг с божеством в центре, с которым она ассоциируется.

мандала
Мандала Чандры, бога Луны. Непал (долина Катманду), ранний период Малла.

Типы буддийских мандал

Типичная буддийская или индуистская мандала состоит из квадрата с четырьмя воротами, представляющими кардинальные направления, и круга, опоясывающего его. Круг может содержать элементы, представляющие физические аспекты Вселенной, такие как стихии (земля, огонь, вода и т.д.), а также может включать символизм более прямого религиозного или духовного характера.

Одна буддийская мандала содержит внешний круг с огнем, представляющий собой склеп, где усопших оставляют непогребенными для разложения. Внутренний круг в квадрате представляет границы царства за пределами сансары, где обитают боги и просветленные, или будды. Царство за пределами сансары – это обитель тех, кто достиг просветления и успешно освободился от цикла реинкарнации. Символы, изображающие чертоги, призваны напомнить людям о краткости человеческой жизни и о том, что ничто не вечно, а также о том, что не следует слишком привязываться к чему-либо, чтобы это не привело к страданиям.

мандала
Нарисованная тибетская мандала XIX века традиции Наропы, Ваджрайогини стоит в центре двух скрещенных красных треугольников, Художественный музей Рубина.

Другая буддийская мандала, называемая космической мандалой, состоит из огненно-красного внешнего круга и внутреннего круга со спиральными линиями. Внутренний круг мандалы представляет собой “первое движение” Вселенной. Между внутренним и внешним кругами расположены символы, представляющие элементы, из которых, по мнению создателей символов, состоит Вселенная.

мандала
Китайский Ко-су с изображением горы Меру. Династия Юань (1271–1368). Эта искусно сотканная гобеленом мандала, или космическая диаграмма, иллюстрирует индийские образы, появившиеся в Китае в связи с появлением эзотерического буддизма.

Карта космоса и души

Хотя мандалы занимают видное место в индуизме, буддизме, джайнизме и других индийских религиях, символы, похожие на мандалу, можно найти и в христианском мире. Дроменон – это диаграмма на полу Шартрского собора во Франции, которая представляет душу, путешествующую из внешнего мира в священный внутренний мир, где обитает Бог.

мандала
Северное окно-розетка Шартрского собора.

Хотя мандала – это карта космоса, она также может быть картой души, исходя из убеждения многих традиций, что внутренняя жизнь души отражает внешнюю жизнь космоса. Это видно на предыдущем примере буддийской мандалы. Внешний край мандалы обычно представляет собой начало духовного пути человека. Центр мандалы представляет собой сердцевину реальности, где духовный путь человека достигает кульминации. В буддизме кульминацией является нирвана и царство просветленных за пределами временного мира или сансары. В христианстве центр мандалы – это место, где обитает Бог, где путешественник находит Бога, открывает для себя истинный смысл жизни и становится тем, кем ему было предназначено стать.

мандала
Мандала на дверях монастыря Таванг.

Политическое использование термина “мандала”

Помимо религиозного значения, современные историки и антропологи также используют термин “мандала” для описания природы политических институтов в Юго-Восточной Азии. Европейские ученые, изучавшие этот регион, заметили, что государственное устройство в древней Юго-Восточной Азии значительно отличалось от западного или китайского представления о государстве. Вместо централизованных государств с определенными границами и устоявшейся бюрократией, государства Юго-Восточной Азии состояли из сети подчиненных государств и королевств-сателлитов, которые были внутренне автономны, но должны были платить дань центральной власти.

Таким образом, империи в Юго-Восточной Азии были гораздо менее централизованными и определялись скорее мощным центром, чем краями. Мандала была выбрана в качестве термина для обозначения этих империй, чтобы избежать использования слова “государство”. Вероятно, это объясняется тем, что эти империи правили посредством экономического, а не территориального доминирования, создавая политическую схему, напоминающую мандалу, с меньшими и менее важными государствами на дальнем краю и наиболее могущественными государствами, определявшими политический климат в центре.

мандала
Bunga Mas (переводится как «Золотые цветы») — дань уважения, отправляемая каждые три года сиамскому правительству в Бангкок, как символ дружбы малайских правителей северных штатов полуострова (Кедах, Келантан, Теренггану и Патани).

Мандала имеет множество значений, но по сути она представляет собой метафизическую карту мира. Она показывает, как определенная религия или культура видит отношения между физическим миром, духовным миром и божественным. 

Интересно, какой должна быть форма мандалы, отражающая метафизические взгляды современной цивилизации?

Читайте также: Кананда: Индийский мудрец, создавший атомную теорию 2600 лет назад

Поделиться

Добавить комментарий