Кананда: индийский мудрец, создавший атомную теорию 2600 лет назад

Хотя сегодня разработку атомной теории приписывают Джону Дальтону, английскому химику и физику, который обнародовал ее в начале 19 века, на самом деле учение об атомах было сформулировано за 2500 лет до Далтона индийским мудрецом и философом, известным как Ачарья Кананда.

Ачарья Канада – индийский мудрец и учитель малых частиц

Кананда родился в 600 году до н.э. в Прабхас Кшетре (недалеко от Двараки) в Гуджарате, Индия. Его настоящее имя было Кашьяп. Однажды он совершал паломничество в Праяг, когда увидел тысячи паломников, усеявших улицы цветами и рисовыми зернами. Кашьяп, очарованный маленькими частицами, начал собирать рисовые зерна, разбросанные по земле. Зрелище было необычным, поэтому быстро собралась толпа, чтобы посмотреть, как какой-то странный человек подбирает зерна с улицы.

Индийского мудреца спросили, почему он собирает зерна, к которым не прикоснется даже нищий. Он ответил, что отдельные зерна сами по себе могут показаться бесполезными, но несколько сотен зерен обеспечит пищу для человека. Далее мудрец объяснил, что собрав очень много злаков, можно накормить целую семью, а в конечном итоге все человечество состоит из множества семей. Таким образом, пояснил он, одно рисовое зернышко не менее важно, чем все богатства этого мира.

С тех пор люди стали называть его Канандой (Канадой, Канабхуком), поскольку Кан на санскрите означает “мельчайшая частица”. Кананда продолжил умозрительное изучение невидимого мира и концептуализацией идеи мельчайшей частицы. Он начал записывать свои идеи и обучать им других. Поэтому к его имени еще добавилось звание Ачарья (что означает “учитель”), и его стали звать Ачарья Кананда – “учитель малых частиц”.

атом
Джон Дальтон.

Представление Кананды об Ану – атоме

Кананда шел с едой в руке, разламывая ее на мелкие кусочки, когда вдруг понял, что не может разделить маленькие кусочки на еще более крошечные. После этого его осенила идея о частице, которую невозможно разделить на части. Он назвал эту неделимую материю Парману (Parmanu), или Ану (anu – атом).

Ачарья Кананда предположил, что эту неделимую материю нельзя почувствовать каким-либо человеческим органом или увидеть невооруженным глазом, и что некое врожденное стремление заставляет одну парману соединяться с другой. Когда две парману, принадлежащие к одному классу веществ, соединялись, получалась дванука (бинарная молекула). Эта дванука обладала свойствами, аналогичными двум родительским парману.

Кананда предположил, что именно различные комбинации парману приводят к образованию различных типов веществ. Он также выдвинул идею о том, что атомы могут комбинироваться различными способами, вызывая химические изменения под действием других факторов, таких как тепло, например. В качестве примеров этого явления он привел почернение глиняного горшка и созревание плодов.

Ачарья Кананда основал философскую школу Вайшешика, где преподавал свои идеи об атоме и природе Вселенной. Он написал книгу о своих исследованиях под названием “Вайшешика Даршан” и стал известен как “отец атомной теории”.

Отец атомной теории или сторонник спекулятивной метафизики?

Тем не менее, С. К. Арун Мурти, преподаватель философии из Индийского института научного образования и исследований, возразил, что эквивалентность доктрины ану Кананды с современной атомной теорией науки “возмутительно странна, и его книга “Вайшешик Даршан” не достойна заслуг науки”. Мурти настаивает, что доктрина ану безоговорочно принадлежит к категории метафизики.

Школа Вайшешика утверждала, что во Вселенной существует семь категорий: Дравья (материя), Гуна (качество), Карма (действие), Саманья (общий вид), Вишеша (уникальный признак), Самавая (неотъемлемая часть целого) и Абхава (небытие). Между тем, Дравья (материя) подразделялась еще на девять категорий: Притхви (земля), Джала (вода), Теджа (свет), Вааю (газ), Аакааса (эфир), Дика (направление / пространственное измерение), Каала (время), Манас (разум) и Атма (Душа).

атом
Левкипп слева и Демокрит справа, оба портрета написаны Лукой Джордано.

Если уж на то пошло, то на Западе атомизм возник в 5 веке до н.э., благодаря древним грекам Левкиппу и Демокриту. Хотя их философия не считается “научной”. Оказала ли индийская культура влияние на эллинов, или наоборот, или обе эти философии развивались независимо – вопрос спорный.

Поэтому официально Джон Дальтон (1766-1844) является основателем атомной теории, а его теория – “первой научной теорией атомов”, основанной на эмпирических данных. Хотя концепции, которые он использовал, были фактически основаны на работах других ученых, он смог объединить их в стройную теорию, которая поддавалась измерению и проверке. И главное – все его выводы были сделаны в процессе анализа и экспериментов.

“Каждый предмет творения состоит из атомов, которые, в свою очередь, соединяются друг с другом, образуя молекулы”, – говорил Кананда. Его учение об атомах являлось абстрактным и погруженным в философию, поскольку это был умозрительный тезис, основанный на логике, а не на экспериментах. 

Тем не менее, его теории были блестящими образными объяснениями физической структуры мира и в значительной степени предвосхитили открытия современной физики.

Читайте также: “Прорывная” наука пришла в упадок – и никто не знает почему

Поделиться

Добавить комментарий