Инцидент с дирижаблем в Авроре: крушение НЛО, марсианская лихорадка или мистификация?

Наиболее известным ранним примером истории с аварийной посадкой НЛО является инцидент в Розуэлле в 1947 году. Это событие, как известно, послужило толчком к формированию современной субкультуры НЛО и идеи о том, что Землю регулярно посещают разумные существа. Менее известен случай, произошедший на 50 лет раньше, в 1897 году в городке на севере Техаса. Его называют “инцидентом Авроры”. Хотя большинство исследователей считают крушение дирижабля  над Авророй мистификацией, некоторые энтузиасты-уфологи по-прежнему отмечают его как ранний пример наблюдения НЛО и его аварийной посадки.

Инцидент с дирижаблем в Авроре

По данным газеты Dallas Morning News, 19 апреля 1897 г. ранним утром в небольшом городке Аврора (штат Техас) был замечен дирижабль. Он имел сигарообразную форму и двигался со скоростью около 10 миль (16 км) в час. Наблюдатели в городе следили за тем, как аппарат медленно перемещался над городом, пока не пролетел над участком судьи Дж.С. Проктора.

Именно здесь и произошла катастрофа: дирижабль столкнулся с ветряной мельницей, что привело к взрыву. После того как взрыв утих, горожане осмотрели обломки и нашли пилота. Далее история становится очень странной.

Пилот был описан как сильно изуродованный, но вполне узнаваемый “нечеловек”. Кроме того, при нем были документы, написанные не поддающимися идентификации иероглифами. Очевидцы сообщили, что пилот “не был жителем этого мира”.

Ти Джей Уимс, сотрудник местной службы связи и человек, которого называют “авторитетом в области астрономии”, предположил, что пилот мог быть с планеты Марс. На следующий день летчика похоронили по христианскому обряду, установив над могилой надгробный камень.

На надгробии был сделан грубый рисунок аппарата пилота. Как утверждается, это надгробие было украдено в 1973 году, поэтому никаких свидетельств о нем и информации о том, где был похоронен пилот, не сохранилось. В 2008 году создатели эпизода передачи “Охотники за НЛО” обнаружили безымянную могилу, которая, по их мнению, могла быть могилой таинственного летчика. Однако им не разрешили эксгумировать могилу, поэтому нет никакой возможности узнать, находились ли в ней останки какого-либо пилота, тем более с инопланетного корабля.

дирижабл
Фотография “надгробия инопланетянина” из дирижабля в Авроре.

Правдоподобность истории

Хотя о происшествии с дирижаблем в Авроре стало широко известно только в конце 1960-х – начале 1970-х годов, некоторые уфологи считают это событие первым случаем крушения НЛО, предшествующим инциденту в Розуэлле. Проблема с таким выводом заключается в том, что существует мало доказательств того, что событие в Авроре вообще имело место, не говоря уже о том, что в нем участвовал разбившийся космический корабль пришельцев.

В 1970-х годах исследователи опросили людей, которые жили в Авроре во время инцидента. Они выявили заметные несоответствия в описании событий. Например, в истории говорится, что дирижабль якобы врезался в ветряную мельницу на ферме судьи Дж.С. Проктора. Однако в то время, когда произошло столкновение, на его ферме не было никакой ветряной мельницы.

Кроме того, нет вообще никаких документов, связанных с этим событием, например, счета за вывоз обломков, или какие-либо записи о том, что тело пилота было погребено на кладбище в Авроре. Также не существует ни музеев, ни исторических обществ, ни частных лиц, которые располагали бы какими-либо образцами фрагментов обломков или изображений документов, якобы найденных у пилота и содержащих инопланетные иероглифы.

Кроме того, предполагаемый “авторитет” в области астрономии Т.Дж. Уимс на самом деле был не офицером службы связи, а городским кузнецом. Все эти неувязки ставят под сомнение достоверность истории. Журналисты и историки, расследовавшие это событие, пришли к выводу, что инцидент с дирижаблем над Авророй, скорее всего, был мистификацией, придуманной для того, чтобы привлечь больше туристов в стагнирующий город.

дирижабл
Был ли инцидент с дирижаблем над Авророй мистификацией, придуманной с целью привлечь больше внимания и туристов?

Альтернативные объяснения

Хотя скептики утверждают, что это мистификация, поклонники НЛО более склонны верить в то, что это произошло на самом деле. Однако существует и третья вероятность. Возможно, в основе этой истории лежит реальное событие, когда вблизи города потерпел крушение дирижабль с пилотом-человеком, и пилот был так сильно изуродован в результате крушения, что его приняли за нечеловеческое существо.

Дирижабли и воздушные шары эксплуатируются гораздо дольше, чем другие летательные аппараты, например, самолеты. Самым ранним примером действующего дирижабля был, вероятно, тот, который использовал Жан Пьер Бланшар для пересечения Ла-Манша в 1784 году. Он мог управлять его полетом с помощью ручного пропеллера. Первый дирижабль с паровым двигателем был создан Анри Гиффордом в 1852 году.

К 1870-м годам уже были разработаны дирижабли с двигателем внутреннего сгорания. К 1890-м годам дирижабли не были диковинкой для западной культуры, но вполне возможно, что жители отдаленных сельских районов США, к которым в то время относился северный Техас, были незнакомы с этими аппаратами. Не исключено также, что дирижабль, пролетавший в этом районе, мог быть принят местными жителями за аппарат внеземного происхождения.

дирижабл
С. Э. Хейдон, «Ветряная мельница разрушает это», The Dallas Morning News, 19 апреля 1897 г., стр. 5.

Даже если бы инцидент с дирижаблем в Авроре был полной мистификацией, появление дирижаблей, несомненно, повлияло на возникновение этой истории.

“Марсианская лихорадка” и инцидент в Авроре

Еще одним интересным аспектом, связывающим этот случай с широкой культурой того времени, является тот факт, что первым предположением “эксперта по астрономии” (как мы теперь знаем, кузнеца) в рассказе было то, что пилот якобы был с планеты Марс. В то время многие люди, в том числе и более научно мыслящие, считали, что на Марсе есть жизнь.

В XVIII веке астрономы подтвердили, что на Марсе есть времена года. К 1860-м годам сезонные различия во внешнем виде Марса астрономы стали объяснять различиями в растительности. Это объяснение, конечно же, оказалось ошибочным. Видимые сезонные изменения на Марсе связаны с глобальными пылевыми бурями и сезонной сублимацией марсианских ледяных шапок, а не с растительностью.

Еще одним открытием, вызвавшим ажиотаж по поводу жизни на Марсе, стало обнаружение в 1877 году предполагаемых “каналов”. В том году итальянский астроном Джованни Скиапарелли с помощью новейшего на тот момент преломляющего телескопа рассмотрел поверхность Марса и увидел на ней сеть каналов или “траншей”.

Кстати, в оригинальном тексте отчета Скиапарелли не было ни слова о чем-либо искусственном или даже необычном в том, что он увидел на Марсе. Однако когда его отчет был переведен на английский язык, слово “canali”, означающее канавки или отметки, было переведено как “canal”, которое подразумевает не только воду и жизнь, но и разум и планирование.

В 1894 году, всего за три года до предполагаемого инцидента с дирижаблем над Авророй, американский бизнесмен Персиваль Лоуэлл основал во Флагстаффе (штат Аризона) обсерваторию, носящую его имя, специально для изучения Марса. Персиваль Лоуэлл был полностью убежден, что на Марсе существует древняя вымирающая цивилизация.

Он считал, что марсиане построили каналы, чтобы доставлять воду из полярных ледяных шапок в засушливые низкие широты. Он объяснял это в нескольких написанных им книгах. Впрочем, большинство профессиональных астрономов того времени отнеслись к идее о каналах на Марсе скептически.

дирижабл
Марсианские каналы Скиапарелли.

Окончательно эта идея была опровергнута в 1960-х годах, когда детальные снимки поверхности Марса, сделанные первым межпланетным аппаратом “Маринер-4”, показали, что планета пустынна и на ее поверхности полностью отсутствуют водоемы с жидкой водой, не говоря уже о каналах. Однако в 1890-х годах идея о каналах на Марсе все еще была широко распространена и, вероятно, оказала влияние на популярную культуру того времени. В свете этого неудивительно, что в 1897 г. в небольшом техасском городке несчастный изуродованный пилот на необычном летательном аппарате был принят за марсианина.

Более широкий контекст инцидента с дирижаблем над Авророй

Инцидент с дирижаблем произошел или, по крайней мере, предположительно произошел в период подъема веры в научно-технический прогресс. К концу XIX века такие изобретения и открытия, как паровозы, дирижабли, вакцины и электроэнергия, вселяли уверенность в том, что человечество сможет использовать науку и технологии для создания лучшего будущего и совершения все более впечатляющих открытий. Оптимизм в отношении технологического и научного прогресса еще больше укреплялся сравнением с относительно недавними открытиями в области геологических и биологических наук.

К XIX веку геологи, такие как Джеймс Хаттон и Чарльз Лайель, доказали, что природная среда постоянно меняется с течением времени в результате закономерных геологических процессов. Это свидетельствовало о том, что мир не всегда был таким, каким он был, и в будущем может стать совсем другим. Чарльз Дарвин также показал, как популяции организмов могут эволюционировать с течением времени, приспосабливаясь к окружающей среде посредством естественного отбора. Менялась не только природная среда, но и сами организмы.

В то время как геологи и натуралисты находили свидетельства изменений и развития в мире природы, экономисты и социальные философы начали изучать, как изменяются человеческие общества с течением времени. Карл Маркс, написавший в 1848 году “Коммунистический манифест”, объяснял историю с точки зрения непрерывного классового конфликта. Он полагал, что со временем классовая борьба приведет к возникновению бесклассового эгалитарного общества. Следующим проявлением этого процесса Маркс считал свержение капитализма, при котором собственники эксплуатировали рабочих, и замену его социализмом.

Дарвиновские представления о биологической эволюции и марксистские идеи о социально-экономическом прогрессе, вероятно, способствовали возникновению идеи технического прогресса. Если организмы могут биологически эволюционировать в более высокие формы с течением времени, а человеческие общества могут стать более эгалитарными благодаря классовой борьбе, то почему цивилизации на других планетах не могут технологически тоже эволюционировать до более продвинутых уровней?

Идея внеземных цивилизаций, технологически достаточно развитых для путешествий между планетами, легко вписывается в эту схему. Если человеческая цивилизация развивалась в направлении все более высоких уровней технологического и социального прогресса, то космические внеземные существа, обитающие в той же Вселенной и подчиняющиеся тем же законам природы, скорее всего, были результатом тех же дарвиновских и марксистских процессов. Просто они находятся немного дальше на этом пути, и их эволюция происходила на другой планете.

дирижабл
Как представляли художники марсиан в XIX веке.

Конец XIX века стал, пожалуй, первым периодом в истории, когда идея о путешествиях между планетами стала считаться научно правдоподобной. К концу XIX века люди уже построили несколько первых летательных аппаратов. Кроме того, писатели, такие как Жюль Верн, и ученые, такие как Константин Циолковский, начали обсуждать реалистичные сценарии путешествий людей в космосе.

Летательные аппараты, а также научная фантастика сделали идею о том, что человек и другие существа могут покинуть поверхности своих планет, более правдоподобной с научной точки зрения. Этот факт в сочетании с широко распространенной идеей жизни на других планетах (Марс), создал интеллектуальную и культурную среду, в которой крушение космического корабля на ферме в Техасе воспринялось вполне правдоподобным.

Независимо от того, была ли авария в Авроре преднамеренной мистификацией, основанной на ошибочной идентификации дирижабля, или чем-то иным, эта история вписывается в культурный нарратив 1890-х годов, и, вероятно, в нее поверили и не так легко отвергли, поскольку она соответствовала этому нарративу. Особенно она соответствовала идее о существовании на Марсе развитой цивилизации, которая могла обладать технологическими возможностями для отправки путешественников на Землю.

Инцидент в Авроре: ложь, недоразумение или внеземное посещение?

Именно то, насколько хорошо эта история вписывается в культурный нарратив того времени, заставляет усомниться в ее достоверности. Если бы кто-то из XIX века решил сочинить историю о разбившемся космическом корабле пришельцев, то она бы выглядела именно так. Корабль описывается как дирижабль, который в то время был самым распространенным видом летательных аппаратов. Пилот, по мнению авторов, возможно, был родом с Марса – в то время было очень популярно считать, что на Красной планете существует цивилизация, строящая каналы.

Кроме того, это произошло в отдаленном районе, где проверить доказательства было сложно. Если это и не было откровенной мистификацией, то легко доказать, что наблюдатели этого инцидента ошибочно опознали земной дирижабль. Поскольку они не были знакомы с дирижаблями, странность и необычность ситуации могла натолкнуть некоторых на мысль, что погибший пилот вообще не был человеком.

С другой стороны, если бы речь шла о действительно реальной встрече с инопланетным кораблем, то, вероятно, по незнанию, они тоже назвали бы его “дирижаблем”. Они также, вероятно, предположили бы, что пилот – марсианин, исходя из культурных представлений и научных представлений о внеземной жизни того времени.

В заключение следует отметить, что данные свидетельства неоднозначны – слишком неоднозначны, чтобы использовать их в качестве надежного доказательства инопланетного визита. Как сказал астрофизик Карл Саган, “экстраординарные утверждения требуют экстраординарных доказательств”. А эти доказательства не кажутся достаточно экстраординарными.

Читайте также: Таинственные дирижабли-призраки 19-го века

Поделиться

Добавить комментарий