Гиганты, которые правили древним миром: Удивительная взаимосвязь между искусством, текстами и найденными скелетами. Часть 1

В древнем мире была широко распространена и глубоко укоренилась вера в то, что раса гигантов когда-то ходила по Земле и общалась с нашими человеческими предками. Эти полубоги, рожденные в результате союза богов и смертных, были наделены исключительными физическими размерами и силой. Они были героическими воинами и правителями древности, которые пускались в захватывающие приключения, совершали новые открытия и убивали могущественных, диковинных чудовищ. Наши предки обожали и обожествляли их, их образы высекали в камне, а про их подвиги слагали песни. В Бытие они названы нефилимами, которые родились в доэдилювианский период, когда боги жили с дочерьми людей: 

“Когда люди стали возрастать числом на земле и у них родились дочери, сыны Божии увидели, что дочери человеческие красивы, и женились на любой из них, которую выбирали… Нефилимы были на Земле в те дни – а также и после них, – когда сыны Божии ходили к дочерям человеческим и имели от них детей. Они были героями древности, людьми знаменитыми”.

(Бытие 6:1-4)
гигант
Гигантомахия, Афина и гиганты со змеиными ногами, римский период, I век н.э., из Афродисиады, выставлены в Археологическом музее Стамбула.

Был еще один класс великанов, которых обычно называли земными великанами или сыновьями Земли (Геи). Эти огромные, громадные чудовища, по-видимому, жили в пещерах или подземных камерах, скрытых в густых лесах или горной местности. Земные гиганты могли время от времени проявлять жестокость, притеснять, похищать или убивать людей, разрушать их фермы и места поклонения. В такие моменты раздора и беспорядка боги и героические полубоги приходили на помощь человечеству, уничтожая жестоких монстров. 

Одним из таких эпизодов, запечатленных в греческих легендах, является знаменитая Гигантомахия – эпическая битва между земными гигантами и олимпийскими богами за господство. Олимпийские боги знали, что для победы им нужна помощь смертного, и они нашли идеального союзника в лице полубога Геракла, который убил гигантов с помощью Зевса, Посейдона и Афины. Скульптурные изображения Гигантомахии изображают многих земных гигантов с ногами в виде свернувшихся змей, что свидетельствует об их хтоническом (подземном) происхождении.

гигант
Геракл и Немейский лев, Аттическая ойнохоя, ок. 520–500 гг. до н. э., Британский музей.

Греческая Гигантомахия перекликается с соответствующим событием в индийских легендах – битвой Рамы с великанами, называемыми ракшасами. Ракшасы отличались колоссальным ростом и силой, их тела были покрыты волосами, они часто занимались каннибализмом и обладали сверхъестественными способностями к исчезновению и обману. В “Рамаяне” говорится, что когда Рама отрубил стрелой голову колоссальному ракшасу по имени Кумбхакарна, “голова титана, похожая на гору, упала на землю, сокрушая дороги, дома, ворота и здания города, разрушая высокие стены; а гигантское тело великой пышности, принадлежавшее титану, упало в море, где оно сокрушило больших акул, огромных рыб и змей, и погрузилось в глубины под водой”.

Когда мы читаем описания таких огромных гигантов, мы задаемся вопросом, являются ли они просто преувеличением, или же по Земле в далеком прошлом действительно ходили такие чудовищные существа? 

гигант
Гильгамеш и Ламассу, Лувр.

Учитывая официальную историю гигантизма на нашей планете (вспомним динозавров), ничто не может быть исключено. Вопрос в том, что если эти гиганты действительно существовали, то насколько они были велики? К счастью, некоторые сведения о росте этих доисторических великанов можно почерпнуть из древнего искусства, священных текстов и некоторых записей о гигантских скелетных останках, найденных в греко-римский период, а также в современную эпоху. Давайте начнем с рассмотрения некоторых визуальных образов, и кто может быть лучше в этом, чем Геракл.

Гиганты в искусстве

Первым подвигом Геракла было убийство чудовищного Немейского льва, шкура которого была настолько прочной, что никакое оружие не могло ее пробить. Геракл убил льва, задушив его голыми руками. На греко-римских изображениях видно, что Геракл был даже несколько выше Немейского льва, когда тот стоял на задних лапах. Более того, убив льва, он снял с него шкуру, чтобы сделать непробиваемые доспехи из львиной кожи, длина которых оказалась чуть ниже колен. 

Какого размера был Немейский лев? Длина тела (головы и туловища) самого большого африканского льва, зарегистрированного до сих пор, составляла 3,3 м. Чудовищный Немейский лев, вероятно, был такого же размера, и не только потому, что он был самым крупным для своего времени, но и потому, что львы постепенно становились меньше по мере сокращения среды их обитания. Стоя на задних лапах, лев такого размера легко превысил бы 4 метра. Это говорит нам о том, что греко-римские художники представляли Геракла великаном, ростом в 4,5 метра! Это на полтора метра выше, чем баскетбольное кольцо. Сколько раз он ударялся головой, когда входил и выходил из дома? Неудивительно, что большую часть времени он предпочитал проводить на свежем воздухе.  

гигант
Повелитель животных, изображенный на рукоятке из слоновой кости ножа Гебель-эль-Арак, ок. 3300–3200 гг. до н. э., Накада II Культура додинастического Египта, Лувр.

Если вы считаете, что 4,5 метра – это слишком, то Гильгамеш, легендарный герой месопотамской литературы, наверняка ухмыльнется вам из-за своей плетеной бороды. На ассирийском рельефе Гильгамеша высотой 5,5 м, найденном в тронном зале дворца Саргона II в Дур-Шаррукине (ок. 713-706 гг. до н.э.), он изображен без труда держащим льва левой рукой – почти как если бы это был какой-нибудь чихуахуа, которого ведут на местную выставку собак. 

На изображении выше Гильгамеш стоит рядом с ассирийским ламасу – крылатым стражем в виде человека-быка. Если использовать размер льва в качестве мерила, то получается, что Гильгамеш был чуть больше, чем в два раза выше льва, что делает его 9-ти метровым гигантом! Можно подумать, что ассирийский художник, изваявший эту скульптуру, вероятно, был большим поклонником Гильгамеша и немного перестарался, и мы согласны с таким допущением.

гигант
Повелитель животных, долина Инда, 2600–1900 гг. до н. э.

Мы знаем, что Гильгамеш был полубогом или нефилимом и царем шумерского города Урук. Его отцом был обожествленный царь Лугальбанда, правивший умопомрачительные 1200 лет, а матерью – богиня Нинсун, покровительница коров. Некоторые ученые предполагают, что если Гильгамеш был реальным историческим персонажем, то он мог править примерно в 2700 году до нашей эры – что просто не имеет смысла в контексте Шумерского списка царей.

В Шумерском списке царей между Гильгамешем и Саргоном Аккадским, который хорошо известен по археологическим данным своими завоеваниями шумерских городов-государств, находится 51 царь и 5 454 года. Время правления Саргона датируется 2334-2279 гг. до н.э.; из этого следует, что Гильгамеш жил на 5454 года раньше, примерно в 7788 г. до н.э. – очень отдаленное время, когда, согласно доктрине Мировой Эпохи, боги общались с людьми, а от их союзов со смертными женщинами рождались могущественные полубоги.

гигант
Повелительница животных, Крылатая Артемида, Лекифос, около 560 550 г. н.э., из Афин, Лувр.

Надо сказать, что символический мотив, очень похожий на приведенный выше, встречается в искусстве бронзового века множества древних культур. На иконе изображен могущественный человек, схвативший руками двух свирепых животных – обычно львов или тигров – и иногда подвешивающий животных за задние лапы, почти как пару йо-йо. Историки называют этот символ “Повелитель животных”, который указывает на господство и контроль над животными. 

Самый ранний экземпляр символа “Повелитель животных” был обнаружен совсем недавно, в 2018 году, на западном побережье Индии, в местечке Ратнагири. В этом регионе были найдены сотни петроглифов, которые были выгравированы на плоских латеритных вершинах холмов побережья Конкан. Теджас Гарге, директор департамента археологии индийского штата Махараштра, сообщил Би-би-си, что “по результатам изучения этих петроглифов мы пришли к выводу, что они были созданы около 10 000 лет до нашей эры”. Это позволяет отнести создание этих петроглифов к самому началу постледниковой эпохи.

гигант
Минойский повелитель животных, пр. 14 век до н. э., оттиск цилиндрической печати.

На одном из петроглифов, найденных в Ратнагири, изображен человек, держащий двух животных за задние лапы – классический мотив “Повелитель животных”. Из петроглифа неясно, что это за два животных, но изображение просто излучает ощущение огромной силы и мужества. Учитывая, что мегафауна ледникового периода была намного крупнее современной, человек, совершивший этот подвиг, должен был быть очень высокого роста.

Мотив “Повелителя животных” изображался на протяжении всего бронзового века в Египте, Греции, на Крите, в долине Инда и других культурах. Этот образ в основном использовался в контексте древних царей, героев и полубогов, хотя он также использовался и для символизации богов. Иногда центральной фигурой является женщина, в этом случае символ называется “Повелительница животных”. Скорее всего, эти изображения были воспоминаниями о более раннем времени, когда нефилимы или полубоги жили на Земле – как упоминается в священных текстах и устных легендах – и правили человечеством.

гигант
Сцена охоты на льва царя Ашшурбанипала из Северного дворца, Ниневия, c 645 по 635 г. до н.э.

Из мотива “Повелитель животных” видно, что древние художники представляли своих героев очень высокими и сильными существами. Используя львов и тигров в качестве эталонов, можно сделать вывод, что большинство из них достигали отметки 4,5 метров. Интересно, что в греко-римском мире преобладало мнение, что их древние герои были ростом 4,5 метра. Об этом свидетельствует отрывок из книги Филострата “О героях”, где финикийский моряк говорит виноградарю: “То, что говорят о большом росте героев – о том, что они были ростом в десять локтей (4,5 метра) – я считаю приятным, но ложным и неубедительным для того, кто наблюдает вещи согласно природе”.

Отрадно отметить, что то, что можно визуально вывести из художественных произведений, находит подтверждение в древних текстах. Искусство и тексты синхронизированы! 

Это говорит о том, что мы можем заглянуть в сознание древних художников и узнать, что они на самом деле хотели нам сказать. Библейские тексты предоставляют еще несколько интригующих подробностей о размерах нефилимов, которые бродили по миру во времена позднего бронзового и раннего железного веков.

Продолжение здесь.

Читайте также: Великаны Древнего Египта: потерянное наследие гигантов

Поделиться

Добавить комментарий