Продолжение. Начало здесь.
Одно из очевидных возражений против идеи об инверсии отношений между Римом и Константинополем заключается в том, что византийцы называли себя ромеями (Romaioi) и считали, что живут в Романии. Персы, арабы и турки называли их румийцами (Roumis). Даже греки Эллинского полуострова в поздней античности называли себя ромеями (Romaioi), несмотря на то, что ненавидели латинян.
Это воспринимается как доказательство того, что византийцы считали себя наследниками Римской империи Запада, основанной в Риме, Италия.
Но это не так.
Как ни странно, и мифография, и этимология говорят о том, что, как и имя “Цезарь”, название “Рим” пришло с Востока на Запад, а не наоборот. Romos, латинизированное в Romus или Remus – это греческое слово, означающее “сильный”. Итальянские римляне на самом деле были этрусками из Лидии в Малой Азии. Они хорошо знали о своем восточном происхождении, память о котором сохранилась в их легендах. Согласно преданию, разработанному Вергилием в его эпосе “Энеида”, Рим был основан Энеем из Трои, в непосредственной близости от Босфора. Согласно другой версии, Рим был основан Ромосом, сыном Одиссея и Цирцеи.
Историк Страбон, предположительно живший в первом веке до нашей эры (но цитируемый, почему-то, только в пятом веке нашей эры), сообщает, что “другая более древняя легенда называет Рим колонией греческой Аркадии”, и настаивает на том, что “сам Рим был эллинского происхождения” (Geographia V, 3). Денис Галикарнасский в своих “Римских древностях” тоже заявляет, что “Рим – греческий город”. Его тезис подытоживается силлогизмом: “Римляне происходят от троянцев. Но троянцы имеют греческое происхождение. Значит, римляне имеют греческое происхождение”.
Знаменитая легенда о Ромуле и Реме, рассказанная Титом Ливием, имеет более позднее происхождение. Она вполне может быть выдумкой позднего средневековья. Анатолий Фоменко считает, что центральная тема это легенды – одновременное основание двух городов, одного Ромулом на Палатине, а другого Ремом на Авентине, – на самом деле является мифическим отражением борьбы за господство между двумя Римами.
Тем более убийство Рема Ромулом является подходящей аллегорией событий, разворачивающихся во время четвертого крестового похода. Интересно, что эта легенда вызывает в памяти историю братьев Валента и Валентиниана, которые, как говорят, правили Константинополем и Римом соответственно с 364 по 378 год (их история известна от одного единственного автора, Аммиана Марцеллина, грека, писавшего на латыни). Так получилось, что valens – это латинский эквивалент греческого romos.
Мы начали эту статью с предположения, что большая часть истории Западной Римской империи является изобретением эпохи Возрождения. Но по мере продвижения нашего исследования возникнет еще одна дополнительная гипотеза: большая часть истории Западной Римской империи заимствована из истории Восточной Римской империи либо путем намеренного плагиата, либо в результате путаницы, возникшей из-за того, что византийцы называли себя ромеями, а свой город – Римом.
Об этом процессе можно судить по некоторым очевидным дублированиям. Вот один пример, взятый у латинского историка Иордана, чье “Происхождение и деяния готов”, как известно, изобилует анахронизмами: в 441 году Аттила перешел Дунай, вторгся на Балканы и угрожал Константинополю, но не смог взять город и отступил с огромной добычей. Десять лет спустя тот же Аттила перешел Альпы, вторгся в Италию, угрожал Риму, но не смог взять город и отступил с огромной добычей.
Продолжение здесь.
Читайте также: Голодный барсук обнаружил в испанской пещере древнеримские монеты