Снова и снова в древних и изначальных религиях мира возникает похожая тема. Отец-Небо, Мать-Земля и все живое как их потомки – мотив настолько распространенный, что кажется почти глобальным.
И нетрудно понять, почему. Древние наблюдатели, замечая, как небо посылает на землю дожди и как без них не вырастает урожай, неизбежно находили параллели с человеческим воспроизводством и видели в окружающем мире отголосок своего собственного опыта, только в огромных масштабах.
Возможно, именно в этом кроется причина распространенности патриархата в обществе. Следуя этой линии, Небесный Отец – это титул, используемый для определения бога небес, могущественного вершителя, который живет в небе и смотрит на людей внизу как на своих сыновей и дочерей. Далекий и непостижимый, он является высшей фигурой, которая правит всем остальным, начиная с Матери-Земли.
Эта концепция представляет собой первые попытки человеческих сообществ понять мир, ибо, поняв его, они надеялись обратить его себе на пользу. Почти все сообщества в той или иной форме поклонялись природе, поскольку все их потребности зависели от нее.
Люди также поклонялись богу неба или богу облаков. Он – один из древнейших наших богов, настолько старый, что почти все поклонение такой фигуре, возможно, восходит к одной культуре и их богу. Богу Дьеусу.
Содержание
Первая фигура Отца
В каменном веке протоиндоевропейцы распространились по Европе и Западной Азии с северных Кавказских гор. По мере распространения людей распространялись и их верования.
Со временем их религии и их представления о формах богов включали в себя различных богов и богинь по мере того, как они мигрировали из некоторых районов Индии в другие части мира. Концепция Небесного Отца, одним из ранних примеров которой является Дьеус, связана не только с праиндоевропейской общиной, но и встречается в других религиях.
Дьеус (пра-инд. *Dyēus Ph2tēr) – фигура Отца Неба из праиндоевропейской религии. Он был главой пантеона и отцом всех остальных богов на небе. От Дьеуса произошли почти все остальные “боги” в человеческой истории.
Он есть в Ведах Индии и авестийских стихах зороастризма. Он Зевс в Греции, а через него Юпитер у римлян. Его имя узнаваемо в языке хеттов, кельтов и древних армян. Он везде, и везде у него это имя.
Влияние Дьеуса в истории было таково, что такие обычные слова, как день и божество, были вдохновлены первичной формой его имени. Если когда-либо и существовала редуктивная концепция слова “бог”, то ее можно применить к этой фигуре: по сути, он – человечество, определяющее фокус того, как должны выглядеть поклонение и религия.
Если проследить индийские корни бога Дьеуса, то можно обнаружить упоминания о боге Дьяусе, который в ведийской мифологии является божеством неба. Согласно исследованиям в области ведической мифологии, старого бога Дьяуса впоследствии сменил его сын Индра в качестве бога неба и царя богов.
По мере развития индоевропейской религии формы Дьеуса, как и Зевса, получили титул царя богов. Однако в более ранние времена Дьеус был просто отцом всех богов. От Ирландии до Индии считается, что все религиозные верования и формы богов произошли от Дьеуса. Форма и внешний вид богов эволюционировали, но в основе всех лежит Дьеус.
Он появился раньше всех остальных богов. И он, по сути, и есть все остальные боги, ибо он – идея бога.
Различные формы Дьеуса
Производная форма и название Dyeus возникли из корня Di или Die, который имеет значение “испускать свет”. Слова, образованные от корня Di или Die, имеют значение “небеса”, “дневной свет” и т. д.
Латинское слово Dies означает день, что связано с богом неба. Аналогично, ведическое санскритское слово Dive Dive произошло от корня Di. Греческое слово en-diwyos также происходит от корня Di.
Валлийское слово heddiw, означающее “сегодня”, также происходит от корня Di – Dyeus. В Литве бога неба называют Diẽvas, что является формой имени Dyeus.
В местной культуре Латвии бога неба называют Диевс, который является балтийской формой имени бога Дьеуса. Слово “бог” во многих культурах – Deus или Dios, происходит от слова Dyeus. Таким образом, существует достаточно лингвистических и мифологических доказательств существования всемогущего бога Небесного Отца, Дьеуса или Дьяуса.
Небесный Отец рассматривается как единственная отцовская фигура в различных мифологических записях. Будь то Дьяус Питар в ведической религии, Зеу Патер или Патрос Диос в греческой религии, а также Юпитер (Deus Pater – Деус Патер – Бог Отец) на латыни, существует множество отсылок к Богу Неба или Отцу всех богов.
Во всех вышеперечисленных религиях ясно, что Дьяус или Дьеус – это Отец Неба. Однако его переход в царское положение в римской и греческой религиях не наблюдается в ведической религии.
В самом деле, в главной книге гимнов ведической религии, Ригведе, нет ни одного гимна, обращенного непосредственно к Дьяусу. В ней есть шесть гимнов, обращенных к Матери-земле и Отцу-небу как к паре. Основа может быть одна и та же, но даже на этом раннем этапе мы видим разделение в том, как поклоняться этим протобогам.
Переход Дьеуса в статус царя богов происходит из его существования как всеобъемлющего, огромного Неба. Он рассматривается как олицетворение самого Неба, а во многих религиях Небо и обитающая там фигура – это и есть самый главный бог.
Философы и интеллектуалы ушедших эпох, такие как Гомер, называли Дьеуса тем, кто обладает широким кругозором и всезнанием. Возможно, “Ригведа” и не провозгласила Дьяуса царем богов, но она назвала его Всезнающим богом.
Таково происхождение Бога, или религии, и поклонения. Благодаря нашим попыткам понять то, что мы видели вокруг себя, был создано все богатое полотно человеческой религии.
Читайте также: Исида, египетская богиня, расправившая крылья над Европой