Черепа и противоречия облачных воинов Чачапойя

Более тысячи лет назад в тумане облачных лесов на севере Перу, недалеко от истоков могучей реки Амазонки, властвовали Облачные люди Чачапойя. Задолго до возникновения государства инков эти загадочные шаманские воины правили обширными территориями Анд, а затем были разбиты инками, покинули свою великую цитадель и растворились в истории.

В последние десятилетия появились дополнительные археологические свидетельства из двух основных источников: города-крепости, известного как Куэлап, и некрополя на скале в Лагуне Кондоров, где хранятся мумии Чачапойя. Поскольку эти культуры не оставили письменных свидетельств (насколько нам известно), единственными источниками информации о них были устные предания местных жителей и документальные свидетельства, написанные значительно позже европейскими исследователями. Это привело к многовековым спекуляциям и спорам.

Куэлап, лагуна кондоров и мумии Чачапойя

На высоте более чем 3 000 м над долиной Уткубамба, окруженное облаками, орхидеями и эпифитами, окруженное стеной поселение Куэлап возвышается над ландшафтом. Куэлап, который иногда называют северным Мачу-Пикчу, – это недооцененное чудо древнего мира, которое когда-то было домом для так называемых облачных воинов Чачапойя.

Стены по периметру поселения высотой 30 м защищают более 400 круглых жилых строений, которые изначально имели соломенные конические крыши, что является абсолютно уникальным явлением в архитектуре доколумбовой эпохи. Есть и множество других особенностей, несвойственных для андской цивилизации, например, оборонительные башни высотой 7 м, с которых в качестве снарядов для пращи использовались каменные шары.

В 1997 году примерно в 805 км к северу от Куэлапа, высоко в скалах вокруг отдаленного озера, было обнаружено более двухсот мумий. Мумии чачапойя были завернуты в сидячих позах и запечатаны в индивидуальные антропоморфные саркофаги с видом на озеро, что также является крайне необычно для андских культур.

Многие из мумий Чачапойя были разграблены, а некоторые из них имели странные особенности. Например, вытянутые черепа или отверстия от трепанации (предсмертная полость, просверленная в черепе). В стены Куэлапа также были встроены человеческие черепа, а в некоторых случаях – каменные скульптуры обезглавленных жертв.

200 мумий чачапойя, обнаруженных на озере, поразительно хорошо сохранились, учитывая влажность региона. Позднее ученые выяснили, что в пещерах и скалах, которые Люди Облаков переделали в мавзолеи, сохраняется очень холодный и сухой микроклимат, идеально подходящий для длительной консервации. В Куэлапе были обнаружены десятки человеческих останков, артефактов и биологических остатков, включая галлюциногенные растения, кости жертвенных животных и каменное оружие.

Там же нашли следы насилия и пожара, скелеты людей разного возраста и пола были разбросаны на открытых местах, что говорит о том, что их не хоронили, а скорее, они внезапно умерли в этом месте. 230 мумий сейчас хранятся в Музее Леймебамба, но останки и артефакты из Куэлапа не выставляются и не изучаются публично, а их точное местонахождение неизвестно.

Чачапойя
Археологические находки, в том числе реконструированное круглое жилище, в Куэлапе в Перу, обнесенном стеной поселении, построенном культурой облачных воинов Чачапойя.

Споры о происхождении облачных воинов Чачапойя

В Routledge Handbook of the Bioarcheology of Human Conflict (Справочник Рутледжа по биоархеологии человеческих конфликтов) цитируется описание Людей Облаков, сделанное европейским летописцем Педро Сьеса де Леоном в 1553 году:

“Среди чачапойя Уайна Капак (правитель инков) встретил сильное сопротивление, настолько сильное, что дважды ему пришлось поспешно отступать в крепости, которые он построил для обороны. Но, получив подкрепление, он снова выступил в поход на чачапойя и нанес им такое поражение, что они запросили мира и сложили оружие. Инка предоставил им выгодные условия и приказал многим из них поселиться в Куско, где до сих пор живут их потомки; он забрал многих их женщин, потому что они красивы, привлекательны и очень белы; он поставил гарнизоны митимаев (переселенцев) в качестве солдат, чтобы охранять границу”.

Это описание, а также некоторые другие, плюс аномальный и старосветский характер их архитектуры и погребальных обрядов, вдохновили несколько теорий, утверждающих, что чачапойя произошли либо из Европы, либо из Евразии.

Привет независимому исследователю №1: доктору Гансу Гиффхорну

В 1998 году немецкий профессор доктор Ханс Гиффхорн отправился в отдаленные облачные леса на севере Перу в поисках редкой колибри. Однако он остался в недоумении от увиденного, когда осмотрел руины Куэлапа. В своем эссе “Чачапойя: Была ли Америка открыта в древности” Белл объясняет, как Гиффхорн обосновал самую неопровержимую гипотезу о том, что чачапойя мигрировали из Старого Света.

Гиффхорн выделил шесть сложных и типичных культурных традиций, которые появились из ниоткуда, недостаточно объяснены археологами и важны для проверки теорий о происхождении культуры Чачапойя. Они проявляются в: а) методах строительства куэлап, б) трофейных головах и скульптурах головы, в) погребальных практиках (положение покойного и захоронение в недоступных скалах), г) уникальных техниках трепанации, д) изготовлении и использовании каменных рогаток для снарядов.

После 16 лет исследований Гиффхорн нашел убедительные доказательства, связывающие внезапное возникновение культуры Чачапойя с культурами Старого Света, которые соответствовали ранее упомянутым критериям. В частности, он пришел к выводу, что эти практики отражают галисийские, кельтиберские и балеарские традиции. Даже обычный наблюдатель может увидеть очевидную связь между кельтскими руинами Кастрос на испанских островах и этими руинами в Северном Перу; кроме того, основным оружием обеих культур была праща и снаряд в виде каменной сферы.

По мнению ведущих археологов, праща впервые появилась в Южной Америке именно в это время и в этом регионе. Однако закономерность гораздо глубже. Некоторые особенности, такие как круглые каменные жилища, башни, трепанация и вытянутые черепа, можно проследить до островов Средиземноморья и далеко в доисторические времена.

Но, возможно, самая интригующая связь – это уникальная практика ношения этих перевязей, завязанных вокруг головы, которую практикуют и сегодня жители Майорки (современные потомки кельтиберов). Было обнаружено, что эту культурную традицию соблюдали облачные воины, которых мумифицировали с повязками на головах.

Чачапойя
Лагуна Кондоров, также известная как Лагуна мумий, известна благодаря мавзолеям в скалах, в которых хранятся древние мумии Чачапойя.

Черепа, разбитые пращами в истории человечества

Возвращаясь к надежному, но пыльному “Биоархеологическому справочнику человеческих конфликтов”, отметим, что длинные черепа, разбитые каменными ядрами, – это культурный феномен, который может помочь нам проследить древние миграционные маршруты. “Чилингироглу (2005) утверждает, что снаряды для пращи, глиняные или каменные, неоднократно находили по всей Юго-Западной Азии, Анатолии и Юго-Восточной Европе в период докерамического неолита, что позволяет предположить, что пращи были известны неолитическим народам Средиземноморья.”

Если сложить эти кусочки культурной головоломки вместе в макро- и древней перспективе, становится довольно очевидным, что существовала раздробленная миграция и ассимиляция людей, распространявшаяся из региона Черного/Каспийского моря/гор Кавказа. Следы этой культуры можно проследить по вытянутым черепам, каменным рогаткам, трепанированным черепам, башням, мегалитическим сооружениям, жертвенным и мумификационным погребальным практикам.

Но именно ДНК является ключом к разгадке того, кем были эти люди. К сожалению, академические и научные авторитеты отчаянно уклоняются от проведения этих анализов, поскольку их обнародование станет катастрофой для истории человечества, которую они проповедуют на протяжении последних двух столетий.

Кельты и галлы: сходство с облачными воинами Чачапойя

Кто же были эти жители средиземноморских островов с такой похожей культурой? Древнегреческие историки, такие как Страбон и Диодор Сикул в своей “Исторической библиотеке” (том восемнадцатый, книга шестая, глава пятая), оставили несколько интересных сообщений о жителях Балеарских островов. Они рассказывают, что жители жили голыми или одетыми только в овечьи шкуры, пока их не колонизировали финикийцы, которые восхищались их легендарным мастерством владения пращой и нанимали их в качестве наемников.

Они также рассказывают о том, что аборигены жили в искусственных пещерах и полых скалах, были ненасытно похотливы и имели очень своеобразные брачные и погребальные обычаи по сравнению с эллинистическим наблюдателем. Этимология кельтов и галлов, как предполагают ученые, имеет протокельтские племенные корни. Они были известны как galno, что в переводе с древнеирландского означает “мощь”, “свирепость” или “силу”, хотя лингвист Патриция де Бернардо Штемпель считает, что этот термин был придуман греками и переводится как “высокие”.

Чачапойя
Череп Паракаса с рыжими волосами.

Привет независимому исследователю № 2: Брайену Фоерстеру

Есть ли другие доказательства, подтверждающие теорию Гиффхорна? Независимый исследователь Брайен Фоерстер (который заслуживает медали за стремление провести генетический анализ скелетов культуры Паракас) обнаружил генетические доказательства, связывающие древних жителей Южного Перу (которые имели вытянутые черепа, русые волосы, практиковали трепанацию и были стерты с лица земли) с Евразией. В своей книге “За Черным морем: Загадки Паракаса, Перу” Фоерстер успешно выявил следы гаплогрупп ДНК и групп крови, которые не должны существовать в соответствии с общепринятыми представлениями об истории человечества.

Если бы общепринятая теория была верна, гены древних южноамериканцев должны были бы быть относительно монолитными, как и их группы крови (гаплогруппы A-D, в основном B, и группа крови O). Однако Фоерстер обнаружил сильное присутствие гаплогрупп H, U и R, а также ряд других находок, которые опровергают эту теорию и убедительно свидетельствуют о миграции из другой части света.

Фоерстер также отмечает, что когда Франсиско Писарро спросил, кто эти бледнокожие и рыжеволосые люди, инка ответил, что это последние потомки Виракочи (светлокожего, бородатого божества/полубога инков). “Виракоча, – сказали они, – это раса божественных белых мужчин с бородами. Они были так похожи на испанцев, что европейцев стали называть виракочами, как только они пришли в империю инков. Инки якобы думали, что это виракочи, которые вернулись обратно”. Похожий случай якобы произошел между ацтеками, Эрнаном Кортесом и их верой в то, что он – Кецалькоатль (другое или, возможно, то же самое светлокожее, бородатое мезоамериканское божество), вернувшийся из-за моря.

Интригующие открытия: коллекция отца Креспи и рукопись № 512

Недалеко к северу от твердыни чачапойя, в хранилище Эквадорского государственного банка, хранятся любопытные артефакты, составлявшие обширную коллекцию салезианского монаха, известного как отец Креспи. Вкратце, отец Карлос Креспи Кочи был итальянским монахом/миссионером, который приобрел большую популярность у местных эквадорских племен благодаря своей бесконечной теплоте и щедрости.

Чтобы отплатить ему за доброту, туземцы стали дарить ему странные реликвии якобы из большого клада, спрятанного в отдаленной пещере. Отец Креспи правильно определил, что некоторые из иконографических изображений имеют месопотамское происхождение, но после его смерти эквадорское правительство вмешалось и приобрело его коллекцию, чтобы спрятать ее в банковском хранилище, где она и остается по сей день, собирая пыль.

Легендарный исследователь Перси Фосетт, пропавший в 1925 году в поисках затерянных городов в Амазонии, в 1920 году обнаружил в архиве библиотеки Рио-де-Жанейро интересный документ. Он содержал отчет португальской экспедиции 1743 года, которая наткнулась на массивный каменный город недалеко от места, где джунгли Амазонки встречаются с горами Анд (регион Чачапойя).

На камне были надписи, которые были подробно описаны, а спустя десятилетия было замечено, что они напоминают кельтский огам, вымерший ирландский язык. Экспедиция также сообщила, что ее преследовали “белые индейцы”, а когда Фосетт сам исследовал этот район, он тоже зафиксировал редкое присутствие светлокожих, рыжеволосых или светловолосых людей из племени.

Чачапойя
Мумии Чачапойи должны стать археологическими суперзвездами. Связывает ли ДНК этих древних жителей Южного Перу с миграцией из другой части мира?

Любопытные и противоречивые высказывания властей

Доктор Соня Гильен – ведущий специалист по перуанским мумиям и директор Музея Леймебамба, где хранится коллекция мумий Чачапойя. В 2017 году в интервью с экспертом по египетским мумиям Гильен спросили о генетическом тестировании мумий Чачапойя, на что она ответила, что оно “продолжается” и что трудно получить “научно обоснованный” генетический материал от мумий.

Это верное замечание. Общественность обычно считает, что это простое дело – отправить материал и ждать результатов (это не так). Но вскоре после этого замечания Гильен заявляет, что научно обоснованный материал был собран от “большинства” мумий Чачапойи. Затем она завершает свое выступление крайне странным заявлением: “Тогда у нас возникает проблема, с чем их сравнивать?”

Эти мумии должны быть археологическими суперзвездами. По крайней мере, пара дюжин из них должна колесить по планете к изумлению публики и восторгу ученых всего мира. Вместо этого ни одного генетического результата так и не было опубликовано. Что касается последнего заявления Гильен о сравнении, то единственная возможность для сравнения – это, конечно, сборник всех генетических данных человека: GenBank. Создается впечатление, что Гильен случайно или намеренно показывает, что в мумиях Чачапойи есть нечто генетически аномальное, что не поддается сравнению.

Читайте также: Писак: мегалитическая горная цитадель Перу

Поделиться

Добавить комментарий