Начало здесь.
Содержание
Гильгамеш, великан
Концепция древних знаний из допотопного мира на самом деле присуща многим восточным культурам. Например, в апокрифической Книге Юбилеев есть похожая история о Каинаме, сыне библейского Арфаксада:
“И вырос сын, и научил его отец его письму, и пошел он искать себе место, где бы он мог захватить себе город. И нашел он письмена, которые прежние поколения высекли на скале, и прочитал то, что было на них, и переписал, и согрешил из-за этого, ибо в них содержалось учение Наблюдателей, в соответствии с которым они наблюдали за знамениями Солнца и Луны и звезд во всех знаках небесных. И он записал его и ничего не сказал о нем, ибо боялся говорить о ней с Ноем, чтобы тот не разгневался на него за это”. (Юбилеи 8:1-5).
Интересно, что есть несколько древних источников, которые предполагают, что сам Гильгамеш был полубогом гигантского роста. Согласно шумерскому списку царей, Гильгамеш был 5-м царем Урука, правившим где-то между 2800 и 2600 годами до нашей эры. Хотя существуют традиции, считающие отцом Гильгамеша царя Лугальбанду, в Шумерском списке царей говорится, что его настоящим отцом был “лиллу-дух, верховный жрец Кулабы”, и в эпосе он описывается как “бог на две трети”.
Считается, что Гильгамеш одержал победу над царями Киша, централизовав власть в Уруке, и, по преданию, расширил город Урук, включая его храмовый участок и стены. В нескольких фрагментах копии эпоса Гильгамеша XII века до н. э., обнаруженной в древнем Угарите, Гильгамеш описывается как “превосходящий всех (других) царей, прославленный телосложением” (строка 16) и снова как “Гильгамеш, прославленный телосложением, герой, родившийся в Уруке, убивающий дикого быка!” (строки 18-19).
В строках 34-36 угаритского Гильгамеша приводятся конкретные подробности о размерах Гильгамеша: “Одиннадцать локтей составлял его рост, четыре локтя – ширина его груди. В три локтя была его ступня и в тростник – ноги”. Согласно этим измерениям, рост Гильгамеша должен был составлять от 4,8 до 5,4 метра. В связи с тем, что Гильгамеш был великаном, фрагментарная “Книга гигантов” из Свитков Мертвого моря называет несколько нефилимских великанов: Охья, Махвей, Хахья и Гильгамеш.
Гиганты, царствовавшие на горе Хермон
Возвращаясь к теме горы Хермон, Гильгамеш – не единственный древний великан, непосредственно связанный с этой выдающейся местностью. В нескольких книгах Ветхого Завета (Книга Чисел, Второзаконие и Книга Иисуса Навина) описывается битва Моисея и израильтян с Огом, аморейским царем Башана. Во Второзаконии 3:11, Ог описывается как один “из остатка исполинов”, а его ложе (или саркофаг) измеряется девятью локтями в длину и четырьмя локтями в ширину, что означает, что сам Ог мог быть в высоту около четырех метров.
В книге Иисуса Навина 4:5 говорится, что Ог “царствовал на горе Хермон, и в Секле, и во всем Васане” – регионе, включающем склоны горы Хермон и Голанские высоты.
Существа подземного мира
Еще одним фактором, связывающим ануннаков с историей о Наблюдателях и их потомстве, является их статус существ подземного мира. В месопотамских циклах ануннаки часто изображаются как “судьбы” или судьи мертвых, которые обитают в подземном царстве или действуют как “духи земли”. На табличках, обнаруженных в Ниппуре около 2000 года до н.э., ануннаки – это “семь судей”, подземные сущности, которые сопровождают Эрешкигаль, царицу подземного царства. Когда Иштар спускается и предстает перед собранием, они устремляют на нее свои “глаза смерти”, в результате чего она погибает.
Низвергнуты в ад
Горная обитель ханаанского бога Эль также часто ассоциируется с тайными или скрытыми природными источниками и подземными реками. Липинский связывает эти ассоциации с притоками реки Иордан, одним из которых является Баниас, берущий начало у подножия горы Хермон. Кроме того, в древности считалось, что эта гора прикрывает “один из выходов Бездны или Океана, из которого вышли воды Потопа… извержение подземного океана, на котором, как считалось, покоится земля”.
В 1 Енохе Бог повелевает архангелу Михаилу: “Пойди, свяжи Семджазу и его соратников, которые совокуплялись с женщинами… свяжи их на семьдесят поколений в долинах земли…” (1 Енох 10:11-12), а Рафаилу повелевает: “Свяжи Азазеля по рукам и ногам и брось его во тьму; сделай отверстие в пустыне, что в Дудаеле, и брось его туда” (1 Енох 10:4).
Есть также упоминания о судьбе Наблюдателей в книгах Нового Завета, включая Второе послание Петра, где говорится: “…Бог не пощадил Ангелов согрешивших, но низверг их в ад и предал в узы тьмы…” (2-е Петра, 2:4). Слово, переведенное в этом стихе как “ад”, на самом деле является греческим Тартаром, обозначающим самый глубокий подземный мир греческой мифологии – тюрьму титанов.
Титаны были не только гигантами, но и, подобно ануннакам, потомками богини земли (Геи) и небесного божества (Урана). Некоторые ученые считают вероятным, что греческие мифы были в значительной степени основаны на более древних восточных преданиях. Эта же концепция повторяется в Книге Иуды, стих 6, где говорится: “Ангелов, которые не сохранили своего достоинства, но оставили свое жилище, он заключил в вечные узы во тьме”.
Истинная личность ануннаков
Широко известно, что архетипические циклы мифов месопотамской и ближневосточной традиций имеют общее происхождение, и что сюжеты этих циклов также появляются в библейских, внебиблейских и даже коранических текстах. Цель данной статьи – определить конкретную мифическую концепцию, стоящую за ануннаками в древнем мире.
Вопреки большей части популярной литературы и других современных средств массовой информации, свидетельства, зафиксированные академическими исследованиями ученых и сравнительным изучением реальных клинописных и других древних текстов, указывают на то, что истинная сущность ануннаков кроется в восточных преданиях о группе полубогов, рожденных в результате скрещивания божественных существ и смертных женщин на горе Хермон в горном массиве Антиливана.
Эти существа часто ассоциируются со знаниями из мира, существовавшего до Великого потопа, и позже им были отведены роли в подземном мире. Это позволяет предположить, что вместо того, чтобы делать ануннаков эквивалентом Элохима, создавшего человека в Книге Бытия. Их правильнее сравнивать с нефилимами и падшими ангелами, описанными в 6 главе Бытия, 1 главе Еноха и других внебиблейских текстах.
Читайте также: Загадочная сумка богов – что это?