Содержание
Современная эпоха стала свидетелем невероятного всплеска популярности всех форм СМИ, посвященных мифологии древних месопотамцев. Этой постоянно растущей тенденции способствуют труды ряда исследователей, которые предлагают связь между несколькими циклами шумерских мифов и теорией о том, что человеческая раса была спроектирована или создана группой внеземных существ. Известная как Теория древних астронавтов, эта область в значительной степени опирается на переводы клинописных табличек, предположительно сделанные Захарией Ситчином, чья серия книг “Хроники Земли” является фундаментом, на котором построена современная церковь инопланетных богов.
Центральное место в повествовании Ситчина занимает группа мифических существ, известных как ануннаки, которые, по его утверждению, скрестили свою ДНК с ДНК Homo erectus (Человека прямоходящего), чтобы создать человечество (Homo sapiens) – с целью использования людей в качестве рабов для добычи золота и других полезных ископаемых. Сегодня эти ануннаки часто изображаются как эквивалент ветхозаветного Бога-творца.
Но что на самом деле говорит клинопись об ануннаках и других мифических существах? Как версия этих существ и их деятельности, представленная Теорией древних астронавтов, соотносится с тем, кем они действительно были в древнем мире?
Княжеская кровь
Начнем с того, что Ануннаки переводится как “княжеская кровь” или “семя Ану”, а не “те, кто спустился” или “те, кто пришел с небес на землю”, как утверждают многие современные источники. Ануннаки – это “шумерские божества древнего изначального времени”, пантеон богов, которые были детьми бога неба Ану и его сестры Ки. Важно отметить, что некоторые ученые пришли к выводу, что ануннаков правильнее было бы считать полубогами или полубожественными существами. Судя по всему, сестра Ану, Ки, изначально не считалась божеством и получила статус богини лишь много позже в истории цикла мифов.
Как объясняет Уильям Клаузер:
“Некоторые авторитеты сомневаются в том, что Ки считалась божеством, поскольку нет никаких свидетельств культа, а ее имя встречается лишь в небольшом количестве шумерских текстов о сотворении мира. Самуэль Ной Крамер отождествляет Ки с шумерской богиней-матерью Нинхурсаг и утверждает, что первоначально они были одной и той же фигурой. Позже она превратилась в вавилонскую и аккадскую богиню Анту, супругу бога Ану (от шумерского Ан)”.
По сути, это означает, что ануннаки родились от союза между богом неба и смертной женщиной, которая впоследствии была обожествлена в мифах.
Из праха в прах
Кроме того, “Ки” по-шумерски означает “земля”, а супруга Ану иногда упоминается как олицетворение самой земли. Это сходно с библейской историей, где смертные были созданы из праха земного (Бытие 2:7). Концепция группы полубожественных существ, рожденных от смертных женщин, очень похожа на библейскую и внебиблейскую традицию нефилимов.
Одним из наиболее упоминаемых древних текстов, описывающих нефилимов, является неканоническая Первая книга Еноха, приписываемая патриарху Еноху, сыну Иареда и отцу Мафусаила. Сегодня Первая книга Еноха считается апокрифическим текстом и отвергается большинством основных богословских институтов, но так было не всегда. Многие ранние отцы Церкви, такие как Афинагор, Климент Александрийский, Ириней и Тертуллиан, принимали эту книгу как Священное Писание, а десять фрагментов Первой книги Еноха на арамейском языке были найдены среди свитков Мертвого моря. Енох также цитируется в библейской Книге Иуды, и, по оценкам, существует еще несколько сотен ссылок в самом Новом Завете.
Сыны Божьи, дочери человеческие
Наиболее известные части Первой книга Еноха представляют собой развитие некоторых событий перед Потопом, описанных в Библии (в частности, Бытие, глава 6, стихи 1-4). Согласно Еноху, группа из 200 падших ангелов, известных как Наблюдатели (созерцатели, стражники), во главе с ангелом по имени Семиаз (или Шамхазай) спустилась на гору Хермон, где они дали клятву породниться с человеческими женщинами. Каждый из них “взял себе жен, и каждый выбрал себе одну, и стали входить в них и оскверняться с ними”, в результате чего родились “великие исполины”.
Эти гиганты в конце концов “поглотили все приобретения людей”, и, “когда люди больше не могли их содержать, гиганты обратились против них и пожрали человечество”. (1 Енох, гл. 6-7).
На все произошедшее отреагировал Бог, который проклял гигантов, чтобы они воевали друг с другом, “чтобы они уничтожили друг друга в битве”, и послал архангелов связать руководство Наблюдателей “в долинах земли”. (1 Енох 10). Как хорошо известно сегодня, в древнееврейских текстах могущественные существа, рожденные от Наблюдателей, называются нефилимами.
Местонахождение святилища ануннаков
Ученые обнаружили глубокое сходство между мифологиями ануннаков и нефилимов. В 1971 году Эдвард Липински опубликовал научный анализ нескольких древних текстов, включая старовавилонскую версию “Эпоса о Гильгамеше”, в которых содержатся важные детали, раскрывающие истинное местоположение святилища ануннаков в древневосточной мысли и космологии. Липински обнаружил, что: “На самом деле, старовавилонская версия Эпоса о Гильгамеше отождествляет Хермон и Ливан с жилищем ануннаков”.
Он выделяет строки 12-21 старовавилонского Гильгамеша, в которых описывается гибель Хумбабы, хранителя обители богов, руками спутника Гильгамеша Энкиду, после чего в тексте говорится, что эти двое “проникли в лес и нашли тайное жилище ануннаков”. Хотя более поздние мифологии предлагают альтернативные места для жилища ануннаков, Липински объясняет, что самые древние месопотамские и ближневосточные ханаанейские тексты указывают на кедровый лес горы Хермон:
“…следы более древней традиции можно найти в упоминании горы, которая была обителью богов, и подступы к которой были скрыты кедровым лесом, хранителем которого был Хумбаба. Эта гора, как мы полагаем, была Антиливаном-Гермоном… Южный хребет Антиливана, таким образом, скорее всего, и есть та гора, в укромных уголках которой обитали ануннаки, согласно старовавилонской версии эпоса о Гильгамеше. В старовавилонский период ануннаки все еще были богами в целом…. Таким образом, гору Хермон следует отождествлять с жилищем богов.”
Небо и Земля соединяются
Липински также указывает на тот факт, что гора Хермон считалась хранилищем международных договоров в древнем мире, и связывает эту традицию с клятвой, данной Наблюдателями в книге Еноха. Включив в свое исследование апокрифические тексты, такие как “Завет двенадцати патриархов” и “Первая книга Еноха”, Липински приходит к следующему выводу:
“Гора Хермон – это космическая гора, которая соединяет землю с самыми низкими небесами. Та же концепция лежит в основе эпизода с сыновьями Бога в Книге Еноха. Небесные существа собираются на вершине горы Хермон, потому что это гора богов, ханаанский Олимп”.
Гора Хермон расположена в южной части горного хребта Антиливан, разделяющего границы Сирии и Ливана. Самая высокая вершина Хермона достигает 2814 метров. Эта местность изобилует древними алтарями, возраст которых насчитывает тысячелетия, и еще во времена Константина Великого здесь проводились святилища и ритуалы. Еще одним важным фактом является то, что Гильгамеш был известен в древнем мире тем, что получил знания из допотопного мира, о чем говорится в Угаритском эпосе о Гильгамеше (строки 5-9):
“Он исследовал повсюду места силы, он познал совокупность мудрости обо всех вещах. Тот, кто прошел по далекой дороге в Уттер-напишти, кто пересек океан, широкое море, до самого восхода солнца: он принес вести из допотопной эпохи”.
Эти отрывки полностью повторяют интерпретацию Липинским старовавилонской версии эпоса о Гильгамеше, где древний царь путешествовал к горе Хермон – обители ануннаков.
Продолжение здесь.
Читайте также: Что не так с анализом ДНК шумерской царицы Пуаби?