Новая книга исследует, как иллюстрация «Марша прогресса», отображающая 25 миллионов лет эволюции человека, покорила мир, несмотря на свою вопиющую неточность.
Креационисты ненавидят ее, ученые презирают еще больше, но «Марш прогресса» продолжает оставаться определяющим символом эволюции человека. Со времени своего создания в Викторианскую эпоху он стал, пожалуй, одной из самых узнаваемых иллюстраций современной науки. Рисунок показывает ряд приматов, идущих слева направо, начиная с сгорбленных обезьяноподобных существ, которые постепенно становятся выше и прямее, пока не достигают Homo sapiens, стоящего прямо и гордо.
Этот образ прочно засел в общественном сознании, подобно языку, примерзшему к ледяному металлическому столбу, появляясь в бесчисленных учебниках, научно-популярных статьях, мультфильмах, произведениях искусства и мемах. Есть только одна проблема: он глубоко ошибочен.
Многие современные ученые отвергают этот образ, поскольку он ложно иллюстрирует, что эволюция является линейной и прогрессивной. В действительности эволюция путем естественного отбора — это непрерывная адаптация организмов к окружающей среде; у нее нет конечной точки, и это, как правило, очень сложное, нелинейное путешествие.
«Есть и другие научные иконы, такие как призма Ньютона и тому подобное, но они, как правило, из тех символов, которые одобряются учеными. А “Марш прогресса”, я думаю, ученые действительно ненавидят», — сказал Гоуэн Доусон, профессор викторианской литературы и культуры Лестерского университета.
«Из всех знаковых изображений именно это приводит людей в бешенство, но все еще продолжает использоваться», — добавил Доусон, который также является почетным научным сотрудником Музея естественной истории в Лондоне.
Профессор Доусон, специализирующийся на истории и искусстве науки в Викторианскую эпоху, объясняет странную историю того, как этот вводящий в заблуждение рисунок стал иконой, в своей новой книге «От обезьяны к человеку: эволюция образа «Марша прогресса».
Он объясняет, как происхождение изображения можно проследить до рисунка, появившегося на фронтисписе книги Томаса Генри Хаксли 1863 года «Место человека в природе», ранней попытки осмыслить эволюцию человека, которая стала чрезвычайно влиятельной. Изображение, на котором показан ряд скелетов приматов, от гиббона, орангутана, шимпанзе, гориллы до человека, шокировало викторианских читателей смелостью предположения, что существует эволюционная связь между людьми и другими обезьянами.
Даже художник, нарисовавший эти скелеты для книги Хаксли, странный человек по имени Бенджамин Уотерхаус Хокинс, не был в восторге от смысла рисунка.
«Хокинс был признанным художником-натуралистом, но он был противником эволюции», — сказал Гоуэн. — «Он был работающим на заказ свободным художником, и ему нужны были деньги, он не мог позволить себе отказаться. Отчасти причина, по которой ему нужны деньги, — в очень викторианском стиле — заключается в том, что он двоеженец. Он был женат дважды, у него две семьи, которые не знали друг о друге, поэтому ему нужно как можно больше денег. Он не мог отказываться от заказов, подобных заказу Хаксли».
Гоуэн даже предполагает, что Хокинс мог попытаться привнести антиэволюционные темы в рисунки, возможно, чтобы незаметно подорвать успех книги.
«Горилла на этом знаменитом рисунке, если присмотреться, выглядит так, будто вот-вот упадет, а не идет вперед прогрессивным путем. Это очень похоже на Хокинса и его старую ненависть к гориллам», — отмечает Гоуэн. «Он считал, что их всех нужно уничтожить. Да, он был невероятно странный парень», — добавил он.
Созданный Хаксли образ имел определенный успех и начал закрепляться в среде викторианской Британии. Спустя несколько десятилетий он пережил новую волну популярности по ту сторону Атлантики, в США, после печально известного «обезьяньего» процесса над Скоупсом в 1925 году, в ходе которого учитель естествознания Джон Скоупс был привлечен к ответственности за преподавание эволюции в государственной школе Теннесси.
Однако звездный час рисунка настал в 1965 году, когда разворотная иллюстрация «Марша прогресса» была опубликована в томе «Древний человек» из серии книг «Жизнь природы», очень популярной серии книг, издаваемой Time-Life. В отличие от изображения 19-го века, на этой иллюстрации были изображены не скелеты, а художественно реконструированные предки человека, которые постепенно становились выше. Намек на прогресс — что люди неуклонно развивались от зверей к сапиенсам — был еще яснее.
Рисунок был выполнен известным палеохудожником Рудольфом Заллингером. Впрочем, как и Хокинс, он ненавидел свое собственное творение. Заллингеру не нравилось линейное расположение его рисунков, которое было предложено палеоантропологом Элвином Симонсом. Он пытался представить другие варианты, которые не подразумевали бы, что эволюция была прогрессивной и линейной, но его попытки были отвергнуты учеными.
«А сегодня уже сами ученые ненавидят этот образ, потому что считают, что он неверно представляет эволюцию и их современное представление об эволюции. Но на самом-то деле именно ученые того времени требовали, чтобы он был нарисован именно так, а не художники», — сказал Гоуэн.
Несмотря на свои недостатки, «Марш прогресса» запечатлелся в наших мозгах. Вбейте в любой поисковик «эволюция человека», и вы будете завалены бесконечными репрезентациями и перепевками этого изображения; некоторые научные, некоторые юмористические. Причины его бешеной популярности сложны, как пишет Гоуэн в своей книге, но, похоже, они кроются в том, что это, бесспорно, великолепный образ (по крайней мере, с эстетической точки зрения).
«Я думаю, отчасти это потому, что он очень хорошо работает как иллюстрация. У него есть начало и середина, у него есть повествование, которое можно проследить. Сразу видно, что он хочет сказать», — объяснил Гоуэн. — «Это просто удобное сокращение слова “эволюция”. И я не уверен, что у нас есть другие такие удачные сокращения».
Эволюция человека — штука запутанная. И не только запутанная, а полна зияющих пробелов, тупиков и тесно переплетенных отношений. Всякий раз, когда ученые пытаются показать эту историю в иллюстрации, то, как правило, только еще больше запутывают наше понимание, а не проясняют его.
К сожалению, ни одно другое изображение эволюции человека не обладает такой же эстетической притягательностью, как «Марш прогресса». Жаль только, что оно совершенно неверно.
Читайте также: Эволюция человечества – общество-улей. Или муравейник