Жизнь Исаака Ньютона была одним долгим поиском Бога

Трудно представить себе имя, оказавшее большее влияние на науку, чем Исаак Ньютон. Конечно, Эйнштейн, Бор, Гейзенберг, Дарвин, Кюри – все они выдающиеся ученые и заслуживают того бессмертия, которым они пользуются. Но уникальность Ньютона заключается в том, что его теории, как и теория Дарвина, – это наука, которую мы используем в нашей повседневной жизни, в отличие от той, которая находится либо далеко в царстве атомов (квантовая физика), либо на скоростях, которые мы не можем воспринимать непосредственно (теория относительности).

Исаак Ньютон сформулировал законы механики и всемирного тяготения – законы, которые мы используем для описания многих явлений, с которыми сталкиваемся, от падения яблок и взлета ракет на Марс до цветов радуги. В качестве бонуса он также изобрел телескоп-рефлектор, который мы используем для расширения нашего видения Вселенной. И, конечно же, Ньютон стал одним из изобретателей исчисления, без которого не было бы ни физики, ни инженерии.

Чудак Исаак Ньютон

У знаменитого физика не было друзей, он никогда не женился и даже не заводил отношений.

Чтобы восхититься социальной эксцентричностью Ньютона, нужно не ограничиваться только наукой. Надо увидеть человека в целом. Вам нужно вернуться в Англию 1660-х годов, когда 23-летний Ньютон провел два года на ферме своей матери в Вулсторпе, скрываясь от вспышки чумы, охватившей Кембридж, где он учился. Именно тогда Ньютон с головой погрузился в науку и заложил основы механики и гравитации. Но, помимо этого, он начал рассматривать другие способы познания, дополняющие его научные теории.

Мистик Исаак Ньютон

Для того чтобы понять Ньютона, не достаточно сосредоточиться только на его научной работе. Его тяга к знаниям выходила далеко за рамки того, что мы сегодня обобщаем словом “наука”. На самом деле, он больше времени уделял изучению алхимии и теологии, занимаясь тайными вопросами, начиная от трансмутации элементов и заканчивая библейской хронологией и природой христианской Троицы.

Хотя в школах нас правильно учат, что ньютоновская физика является образцом чистой рациональности, но мы бы предали память Исаака Ньютона, если бы упустили из виду решающую роль Бога в его Вселенной. Возможно, для понимания научных достижений Ньютона мы можем пренебречь метафизической стороной его личности. Но это только половина истории – ведь Ньютон рассматривал Вселенную как проявление бесконечной силы Бога. Не будет преувеличением сказать, что его жизнь была одним долгим поиском Бога, долгим поиском общения с Божественным Разумом, который, по мнению Ньютона, наделил Вселенную красотой и порядком, проявляющимися в природе. Его наука, прежде всего, была продуктом этой веры, выражением его рационального мистицизма, мостом между человеческим и Божественным.

ньютон

Мы можем легко обнаружить влияние алхимии и теологии в его трудах. Например, в третьей книге “Математических принципов натуральной философии” – книге, которая объяснила миру новую механику Ньютона и универсальную гравитацию, – ученый рассуждает о порождении, распаде и возрождении космической материи. Лирическое видение Ньютона о переработке материи через звезды, планеты и кометы объединило его механическую науку и алхимические изыскания. Гравитация, великий объединитель, физическое выражение Бога в мире, организовала изменения и преобразования во всем космосе:

“Пары, исходящие от солнца, неподвижных звезд и хвостов комет, могут, наконец, встретиться с атмосферами планет и упасть в них под действием своего тяготения, там сконденсироваться и превратиться в воду и влажный воздух; и оттуда при медленном нагревании постепенно переходят в форму солей, и серы, и тинктуры, и грязи, и глины, и песка, и камней, и кораллы, и других земных субстанций”.

Описание Ньютоном постоянного прилива и отлива небесной материи выражает органическое, алхимическое видение мира. Блуждающие кометы являются посланниками, ответственными за перенос материалов от звезд к планетам, где они подвергаются химическим превращениям в вещества, поддерживающие жизнь. Звездные и кометные “пары”, приготовленные на “медленном огне” (отсылка к медленному горению в алхимических экспериментах), создают “земные субстанции”. Вдохновленное алхимией видение Ньютоном механистической Вселенной предполагает, что жизнь где-либо еще возможна с научной точки зрения.

Возвращение “жуткого действия на расстоянии”

Однако кое-что беспокоило его в своей теории – понятие “действие на расстоянии”, а именно то, что гравитация может действовать через огромные расстояния загадочным образом, как Солнце притягивает планеты (а планеты – Солнце). Как такое может быть? Ньютон не знал, и в своих “Началах” он откровенно написал, что “не выдумывает никаких гипотез”. Он знал, что не может научно доказать то, во что он действительно верил: влияние Бога на мир. Но через несколько лет после публикации “Principia” (“Начал”) он обменялся письмами с теологом из Оксфорда Ричардом Бентли. И там он открылся:

“Немыслимо, чтобы неодушевленная грубая материя (без посредничества чего-то другого, нематериального) воздействовала на другую материю и воздействовала на нее без взаимного контакта… Что гравитация должна быть врожденной и существенной для материи, чтобы одно тело могло воздействовать на другое на расстоянии. Через пустоту без посредства чего-либо еще, посредством чего их действие или сила могут быть переданы друг от друга, является для меня такой большой нелепостью, что я полагаю, что ни один человек, обладающий в философских вопросах какой-либо компетентной способностью мыслить, никогда не впадет в нее. Гравитация должна быть вызвана агентом, постоянно действующим в соответствии с определенными законами, но вопрос о том, является ли этот агент материальным или нематериальным, я оставляю на рассмотрение моих читателей.”.

ньютон

Материальное или нематериальное? Ньютон оставил решение за своими читателями, но он также поместил Бога в свой Космос в качестве существенного игрока, своего рода небесного механика, который обеспечивает баланс планет, комет и звезд против постоянного притяжения гравитации. Он сказал об этом в конце “Principia”, в “Общей части”:

“Эта прекраснейшая система солнца, планет и комет могла возникнуть только по совету и владычеству разумного и могущественного Существа… Слепая метафизическая необходимость, которая всегда и везде одна и та же, не могла произвести никакого разнообразия вещей. Все то разнообразие природных вещей, которое мы находим пригодным для различных времен и мест, могло возникнуть только из идей и воли Существа, обязательно существующего”.

Наука как портал к разуму Бога

Космос Исаака Ньютона был продуктом божественного разума и, более того, сценой, где этот разум постоянно действует. Для Ньютона наука была порталом к разуму Бога, мостом между людьми и Божественным. Неудивительно, что великий экономист и историк идей Джон Мейнард Кейнс писал: 

“Ньютон не был первым в эпоху разума. Он был последним из магов. Почему я называю его магом? Потому что он смотрел на всю Вселенную и всё, что в ней есть, как на загадку, как на тайну, которую можно прочесть, если применить чистую мысль к определенным доказательствам, определенным мистическим подсказкам, которые Бог разложил по миру, чтобы позволить своего рода философский поиск сокровищ для эзотерического братства”.

Ньютон, имя которого представляет собой квинтэссенцию рационализма, на самом деле был рациональным мистиком, который верил, что наука сродни религиозной практике, встрече с разумом Бога.

Теперь вопрос: разве изучение физики, начиная со средней школы, не было бы гораздо более привлекательным, если бы студенты узнали, что научное творчество не возникает в вакууме, а, наоборот, что наука имеет глубокие связи с философией и религией? Конечно, каждая история индивидуальна, но добавление этих дополнительных измерений в повествование очеловечивает науку и делает ее более убедительной и доступной. Уравнения необходимы. Но не они делают человека.

Читайте также: Египетские пирамиды Исаака Ньютона

Поделиться

Добавить комментарий