Тинис был городом древнеегипетской цивилизации. Хотя Тинис и его другое название, Тис, были греческими названиями города, древние египтяне знали его как Чени. Этот город когда-то служил столицей Древнего Египта в период ранней династии. Существование Тиниса засвидетельствовано древними авторами, такими как Манефон, которого многие считают египетским жрецом, жившим в период Птолемеев. Упоминания о Тинисе встречаются и в религиозных текстах, например, некоторые заклинания, найденные в “Сказании о восхождении во свет” (более известной как “Книга мертвых”). Несмотря на упоминания об этом городе в литературных источниках, точное местоположение Тиниса до сих пор неизвестно, и поэтому остается большой загадкой для археологов и египтологов. В связи с этим его часто называют “потерянным городом”.
Содержание
Первая столица
1-я династия Египта была основана, когда Верхний и Нижний Египет были объединены под властью одного фараона. Согласно Манефону, основателем 18-й династии был человек по имени Менес (которого сегодня отождествляют с Нармером, когда-то считавшимся его преемником). Считается, что этот фараон был лидером племенной конфедерации, известной как “конфедерация тинитов”. Когда Верхний и Нижний Египет были объединены, Менес сделал Тинис своей столицей и управлял страной оттуда.
Во времена Третьей династии был основан город Мемфис, который стал новой столицей Египта. В результате этого изменения значение Тиниса пошло на спад. Тем не менее, несмотря на потерю статуса столицы Египта, Тинис все еще оставался важным центром регионального значения и некоторое время служил столицей восьмого нома Верхнего Египта. В конце концов, его сменил Абидос в качестве столицы этого нома.
Непреходящее богатство
Письменные источники свидетельствуют о том, что Тинис оставался богатым городом даже после того, как перестал быть столицей Египта. Во время правления Тутмоса III, 6-го фараона 18-й династии, ежегодный налог, наложенный на Тинис, включал шесть дебенов золота, полдебена серебра, а также такие продукты, как зерно, скот и мед. Богатство Тиниса очевидно по сравнению с близлежащим Абидосом, который облагался более легким налогом. Например, Абидос должен был платить три дебена золота в год, что в два раза меньше, чем Тинис. Другой пример: в то время как Абидос облагался налогом в три мешка зерна в год, с Тиниса требовалось 62 мешка. Можно добавить, что город был не только процветающим, но и региональным центром власти. Записано, например, что правитель провинции Тинит, человек по имени Антеф, контролировал весь оазисный регион Западной пустыни, продукция которого должна была увеличить богатство Тиниса.
Религиозное значение Тиниса
Тинис также играл важную роль в религиозных верованиях древних египтян. Этот город упоминается в некоторых заклинаниях из “Сказания о восхождении во свет”. Заклинание 18, например, содержит следующие слова:
“О Тот, который защитил Осириса от его врагов, защити (Имя) от его врагов на великом совете, который находится в Абидосе в эту ночь праздника при исчислении мертвых, при подсчете Благословенных, когда танцы происходили в Чени”.
В другом заклинании, 168, встречается следующее обращение:
“Вознеси себя, Тинит из недр, в облике твоего сына Гора, чтобы он был доволен тобой”.
Хотя Тинис хорошо известен в письменных источниках, точное местоположение древнего города остается загадкой. Археологи до сих пор не обнаружили этот город и могут только предполагать, где он мог находиться. Предполагается, что Тинис располагался недалеко от Абидоса, и наиболее вероятным кандидатом является современный город Гирга. Другим вероятным кандидатом является нынешний Эль-Бирба. Открытие этого затерянного города действительно расширит наши представления о раннединастическом периоде Древнего Египта.
Читайте также: Математика фараонов: Папирус Ринда и древнеегипетская математика