На протяжении тысячелетий люди верили, что завистливый или недоброжелательный взгляд может принести им вред, травму, несчастье или даже смерть. В ответ на это в различных культурах создавались ювелирные украшения и другие талисманы для защиты от негативного воздействия того, что стало известно как “дурной глаз”.
Содержание
Древние свидетельства веры в сглаз
Один из таких древних артефактов был обнаружен в Хорватии. Привлекающее внимание кольцо, датируемое III веком, изображает кролика или мышь, грызущих цветок (считается, что это знак счастья), и над этой сценой глаз – символ, призванный защитить владельца от несчастья. Это один из примерно 200 артефактов, найденных в Виньковцах – городе в Хорватии, который существовал еще до римской оккупации.
А одним из древнейших известных текстов, упоминающих о сглазе, является глиняная табличка, на которой начертаны молитвы, направленные на предотвращение его воздействия. Она была создана шумерами около 3000 г. до н.э. Подобная молитва до сих пор используется во многих культурах мира.
Однако понятие “сглаз”, возможно, возникло еще до появления письменности. Многие исследователи предполагают, что на рисунках 10 000-летней давности, найденных на стенах пещер в Испании, также изображены символы, призванные защитить человека от сглаза.
Сглаз как мировое явление
Надо сказать, что вера в сглаз – явление общемировое, не имеющее географических границ. На Ближнем Востоке понятие “дурной глаз”, известное как “назар” по-турецки, “айн” по-арабски или “чешм” по-персидски, имеет огромное значение. На протяжении тысячелетий сглаз обвиняли во множестве недугов – от болезней до супружеских размолвок. Исторически считалось, что наиболее подвержены его воздействию те, кто вызывает зависть, например, богатые и красивые люди.
В Восточной и Западной Африке вера в сглаз также имеет глубокие корни. Например, у нигерийского народа йоруба “аджуджу” считается вредным взглядом, вызванным завистью, который может принести несчастье.
Культурные конструкции, связанные со сглазом, встречаются также в истории Центральной Америки, Южной Азии, Средней Азии и Европы, особенно в Средиземноморском регионе. В итальянском фольклоре его называют малоккио (malocchio), а в греческом поверье о дурном глазе, называемом мати (mati), в качестве защиты от завистливых или злобных взглядов используется амулет, часто с изображением голубого глаза.
Идеи, связанные с понятием “дурной глаз”, распространились и в кельтских регионах Северной Европы, где считалось, что морские феи (Sìthichean) бросают злобные взгляды или проклятия на людей и их домашний скот, причиняя вред или несчастья. В Америку эти верования попали через европейских колонистов и иммигрантов с Ближнего Востока.
Талисманы и обереги, используемые для защиты от дурного глаза
Для защиты от проклятия сглаза были созданы многочисленные талисманы. Во многих культурах они представляют собой диски или шары с концентрическими синими и белыми кругами, синий или зеленый глаз на руке или другие предметы, изображающие глаз. Свидетельства существования бус в форме глаз из синего стекла, широко известных как назар еще с 16 века до нашей эры, были обнаружены в Средиземноморье и его окрестностях. Считалось и считается, что они способны поглощать негатив, исходящий от завистливых злых глаз. Другим популярным талисманом является “Рука Фатимы”, названная так в честь дочери пророка Мухаммеда.
Несмотря на широкую популярность амулетов в исламском мире, многие мусульмане выступают против их использования, считая, что только Бог может уберечь от злых духов. Их защита от сглаза основана на молитвах и стихах Корана. Часто используются сура “Аль-Фаляк” и сура “Ан-Нас”, известные как “стихи убежища”, в которых содержится призыв к Божьей защите. В исламской традиции встречаются истории об эффективности Корана, например, приведенная Ибн Каййимом аль-Джаузией история о бедуине, исцелившем своего верблюда чтением стихов, что иллюстрирует силу веры.
На Ближнем Востоке бедуины также используют благовония в качестве средства против сглаза, в частности, сжигают агаровое дерево или ладан, чтобы очистить негативную энергию после того, как кто-то был проклят. В Иране практика сжигания семян эсфанда до тех пор, пока они не лопнут, с целью очищения от негативной энергии, как полагают, восходит еще к эпохе зороастризма, которая длилась примерно с VI в. до н.э. по VII в. н.э.
В разных культурах и во все времена существовали и другие меры защиты от сглаза: чернение лица, особенно вблизи глаз (для некоторых азиатских детей), прием пищи в одиночестве или только в кругу близких родственников (некоторые азиатские и африканские народы считают, что их души особенно беззащитны, пока рот открыт). “Древние египтяне использовали кохль (сурьму) в качестве черной обводки вокруг глаз для защиты от злых духов, проникающих в “окна души”, – утверждает Middle East Eye в статье о способах защиты от сглаза на Ближнем Востоке.
В некоторых культурах считается, что для защиты от сглаза необходимо употреблять определенную пищу, использовать особые жесты руками, носить священные тексты, демонстрировать определенные ритуальные рисунки или предметы. Во времена Римской империи считалось, что ношение на шее большого изображения фаллоса хорошо защищает от этого вида проклятия – считалось, что это привлекает внимание сглаза к предмету, а не к его владельцу.
Хотя медицинская наука утверждает, что сглаз не может привести к летальному исходу, в течение многих веков смерти людей объяснялись именно этим проклятием. В средневековой Европе женщин, считавшихся ведьмами, часто обвиняли и казнили из-за их предполагаемой способности причинять вред злобным взглядом. Британский суд опасался влияния сглаза, поэтому обвиняемых ведьм заставляли входить в зал суда, шагая спиной вперед.
Читайте также: Исследование утверждает, что 40% населения Земли верит в ведьм