В отделе редких произведений Национальной библиотеки Бразилии, как в сказке Лавкрафта, ревностно охраняется странный десятистраничный документ, окрещенный наводящим на размышления названием “Манускрипт 512”.
В нем рассказывается об экспедиции XVIII века, во время которой были обнаружены руины древнего города, в котором, судя по всему, развивалась классическая цивилизация в средиземноморском стиле.
Существуют серьезные разногласия по поводу его достоверности, но “Рукопись 512” была достаточно увлекательной, чтобы заинтересовать двух известных ученых девятнадцатого века: Сэра Ричарда Бертона и Перси Фосетта.
Все началось в 1839 году, когда натуралист по имени Мануэль Феррейра Лагос случайно нашел необычный фрагмент, не имеющий четкого авторства и очень длинно озаглавленный, в стиле того времени: “Relação histórica de huma oculta, e grande Povoação, antiguissima sem moradores, que se descubrio no anno de 1753” (“Историческая связь оккультного и большого поселения, очень древнего без жителей, которое было обнаружено в 1753 году”).
После того, как она оказалась в Бразильском историко-географическом институте, его официальный журнал опубликовал копию с контекстуальным объяснением 18 века, в котором рассказывалось об истории бандейрантов (авантюристов, отправлявшихся в джунгли, чтобы охотиться на рабов или заработать состояние), которые отправились на поиски предполагаемых шахт, найденных в начале 16 века Мурибекой; под этим прозвищем был известен потомок потерпевшего кораблекрушение португальца, встреченного индейцами, по имени Дьогу Алвариш Курреа, который отказался указать точное местонахождение этих мест (хотя в других версиях Мурибека идентифицируется как Белхиор Диаш или его сын Роберто).
В той первой половине XIX века Бразилия только что стала независимой от Португалии и, как часто бывает в таких случаях, нуждалась в фундаменте для идеологической поддержки новой нации, смешав исторические и мифологические элементы. По этой причине “Рукопись 512”, как окрестили этот странный документ, была отдана на откуп. Тот факт, что к тому времени в Южной Америке начали обнаруживать древние доиспанские города, подтолкнул к поиску чего-то подобного и на территории Бразилии, что придало бы новорожденному государству значимости в качестве предшествующей культуры, вместо простых и примитивных племен Амазонии.
На самом деле циркулировало множество легенд такого рода – в основном, результат фантазии бандейрантес и смешения с историями о паленке и киломбос (поселения рабов-марунов, некоторые из которых необычайно разрастались, пока не превратились в настоящие города, скрытые в джунглях, с самопровозглашенным королем).
Согласно рукописи 512, которая написана как своего рода дневник за десять лет, экспедиция португальских бандейрантов отправилась в сертон (обширный регион на северо-востоке Бразилии) в поисках рудников вышеупомянутого Мурибека. С этой целью они отправились несколько веков назад, но так ничего и не нашли, кроме нескольких драгоценных камней, которые только еще больше взбудоражили воображение. Начали распространяться слухи, что Мурибека обладал фантастическим сокровищем в горном массиве Итабаяна, что он спустился в Сальвадор-де-Баия, чтобы продать драгоценные камни, что он беседовал с самим Фелипе III, чтобы попросить у него дворянский титул, а король пытался его обмануть и в итоге казнил его, и так далее.
Дело в том, что в поисках бразильской версии Эльдорадо члены экспедиции наткнулись на старый город, заросший подлеском и в котором было нарушены все традиции, принятые в тех широтах для поселений: большие здания, мощеные дороги, арки, барельефы, статуи… Они даже видели каноэ с двумя мужчинами с белым цветом лица, одетыми по-европейски, которые поспешно скрылись. Загадочный текст рукописи дополнен некоторыми любопытными деталями, такими как рассказ о том, что был найден мешок с золотыми монетами с силуэтом лучника и короны, или зарисовки символов, скопированных из разных уголков города, в которых некоторые видят определенное сходство с греческими и финикийскими буквами.
Учитывая все это и принимая во внимание вышеупомянутый момент поиска исконной бразильской идентичности, было организовано несколько экспедиций, которые, следуя рассказу, пытались найти сказочный город. Самой важной из них была экспедиция, организованная в 1840 году каноником Бениньо Жозе де Карвальо э Кунья, который, собрав множество свидетельств людей, путешествовавших по региону, и потратив шесть лет усилий, не нашел абсолютно ничего, кроме сплетен, которые подчеркивали фантазийный тон вопроса, как и в случае упоминаний о драконе, который якобы охранял это место.
Священник еще не успел вернуться, когда в 1848 году солдат по имени Маноэль Родригес де Оливейра тоже отправился на поиски неизвестного города, но добился такого же отрицательного результата. Иллюзия, породившая историю об удивительном городе, начала рушиться.
Прошло несколько десятилетий, и в 1865 году сэр Ричард Бертон прибыль в Бразилию. Исследователь прославился тем, что вместе с Джоном Хеннингом Спиком возглавлял известную экспедицию в Центральную Африку в поисках истоков Нила. Спик считал, что сможет найти их в озере Виктория, а Бертон – что нет. Спор, закончившийся смертью Спика, подверг Бертона остракизму, который с тех пор смог занять лишь несколько жалких второстепенных постов британского консула, сначала в Фернандо-Пу (Испанская Гвинея), а теперь в Сантосе (штат Сан-Паулу).
На обеих территориях он больше времени уделял исследованиям, чем административной работе, и, как и ожидалось, его пребывание в Бразилии также было посвящено путешествиям по внутренним районам страны. Конечно, он узнал о “Рукописи 512” и логично было бы предположить, что он воспользовался некоторыми из этих записей, чтобы попытаться самому что-нибудь обнаружить. Однако, он этого не сделал, но зато его жена перевела рукописи на английский язык, а он включил перевод в опубликованную им книгу, повествующую о его путешествии по Бразилии: “Explorations of the Highlands of Brazil” (“Исследования горной местности Бразилии”).
Однако был еще один англичанин, готовый позволить увлечь себя мечтами рукописи 512: Перси Харрисон Фосетт, полковник, родившийся как раз в тот год, когда Бертон высадился в Америке, и организовавший в 1921 году еще одну экспедицию по внутренним районам страны. На самом деле Фосетт искал не совсем тот город, который был описан в рукописи – ведь его маршрут пролегал не через северо-восточный регион, а через Мату-Гросу, который он называл городом Рапосо, а через другой, который полковник окрестил городом Z, хотя не исключал возможности, что это один и тот же город.
Неизвестно, каким источником пользовался этот своеобразный искатель приключений для поиска города Z, но у него точно был при себе “Манускрипт 512”, поскольку другой бывши й британский консул утверждал, что видел город, соответствующий описанию в документе. Об экспедиции, в которую также входили сын Фосетта и его друг, больше ничего не было слышно. И только недавно были найдены некоторые предметы, которые принадлежали пропавшим путешественникам, что позволяет предположить, что они, вероятно, погибли от рук индейцев. В любом случае, их таинственное исчезновение с тех пор даже потеснило интерес к городу рукописи.
Загадочным “неправильным” городам в Южной Америке искали многочисленные объяснения. Самые смелые гипотезы говорили о прибытии в далеком прошлом корабля одной из древних средиземноморских цивилизаций, таких как финикийская (согласно алфавиту на монетах в манускрипте), или хеттская (если судить по Педра-де-Инга, гигантской стеле с гравировками, которые некоторые считают похожими на хеттский язык), может быть римской (в манускрипте говорится о триумфальных арках).
Но по факту есть только личная одиссея Жуана да Силва Гимарайнша, солдата, который в 1720 году нашел несколько шахт, оказавшихся впоследствии абсолютно бесполезными, и остался жить с индейцами,да Антонио Луренсу да Кошта, который провел в регионе десятилетие, хронологически совпадающее с экспедицией, описанной в тексте, но без особого успеха. Наиболее рациональным видится то, что в том просвещенном восемнадцатом веке археология делала свои первые и громкие шаги, открывая такие впечатляющие места, как Помпеи и Геркуланум, что позже было усилено с появлением Паленке и других доколумбовых останков.
В общем, от реальной истории к мифу. Или наоборот.
Читайте также: Роберто Ренгифо и антарктическое происхождение человечества