На протяжении всей истории древние цивилизации изобретали всевозможные способы создания пигментов для окраски одежды, предметов и даже зданий. Хотя некоторые пигменты были поистине великолепны и поразительны, многие из них были также смертельно опасны.
Содержание
До начала современного периода большинство пигментов получали из природных источников, органического или неорганического происхождения. С приходом научной и промышленной революций ассортимент синтетических пигментов значительно расширился.
Яркий, но смертельный: Свинцовый белый
Одним из наиболее часто используемых пигментов, представляющих угрозу для здоровья человека, являются свинцовые белила (также известные как белый свинец), которые можно отследить как минимум на 2 500 лет назад, что делает их одними из самых ранних синтетических пигментов, произведенных человеком.
Этот цвет упоминается философом IV-III веков до н.э. Теофрастом Эресским, который в своей работе “О камнях” утверждает, что свинцовые белила можно получить, смешав металлический свинец с уксусом.
Этот рецепт повторяют и другие классические авторы, в том числе Плиний, который в своем труде “Естественная история” дал следующее описание:
“Его получают из очень мелкой стружки свинца, помещенной в сосуд, наполненный крепким уксусом; таким образом опилки растворяются. То, что попадает в уксус, сначала высушивают, затем толкут и просеивают, после чего снова смешивают с уксусом, делят на плитки и сушат на солнце в течение лета”.
Примерно в то же время, т.е. в IV веке до н.э., аналогичная процедура для получения свинцовых белил использовалась и китайцами .
Хотя свинцовые белила были любимы европейскими живописцами, более трагично то, что они использовались древними египтянами, греками и римлянами для приготовления мазей и косметики, что приводило к ужасным последствиям.
Свинцовые белила с формулой 2PbCO3-Pb(OH)2 чрезвычайно вреден для людей и животных и может попасть в организм одним из трех способов – вдыханием, впитыванием кожей и проглатыванием.
Симптомы отравления свинцом (называемого также “малярными коликами” или “плюмбизмом”) различаются в зависимости от возрастной группы. Например, взрослые, подвергшиеся воздействию свинца, могут испытывать головные боли, боли в животе, боли в суставах и мышцах, а также повышенное кровяное давление, в то время как дети могут страдать от задержек в развитии, трудностей в обучении и потери веса.
Свинцовые белила использовались европейскими художниками далеко за пределами классического периода. О важности этого пигмента свидетельствует тот факт, что вплоть до XIX века свинцовые белила были единственным белым пигментом, используемым в европейской станковой живописи. Только в XX веке художникам стал доступен альтернативный белый пигмент – белила из диоксида титана.
По сравнению со свинцовыми белилами этот новый пигмент нетоксичен. Тем не менее, свинцовые белила имеют определенные преимущества перед своим титановым аналогом.
Например, свинцовые белила более теплые и мягкие, чем титановые, а это значит, что они больше подходят для рисования телесных тонов. Поэтому свинцовые белила используются и по сей день. Но, соблюдая необходимые меры предосторожности, художник может избежать отравления при использовании этого пигмента.
Ужас красного свинца
Свинцовые белила – не единственный пигмент, содержащий свинец. Другой пигмент с этим химическим элементом – красный свинец, химическая формула которого Pb3O4. Этот пигмент также известен как сурик, который происходит от реки Миний на северо-западе Испании.
Именно там в древности добывали минерал сурик природного происхождения. Использование натурального свинцово-красного цвета прекратилось после того, как была случайно открыта синтетическая форма этого пигмента.
Древнеримский архитектор и механик Витрувий сообщал, что красный свинец был обнаружен случайно, когда в огонь бросили свинцовые белила, и отмечал, что синтетический продукт был намного лучше натурального. Синтетический красный свинец производился в Китае уже во времена династии Хань, и нет никаких свидетельств того, что там когда-либо использовалась натуральная форма этого пигмента.
Самый ранний пример прямого использования красного свинца (в отличие от упоминания в литературных источниках) происходит из Египта. Этот пигмент был нанесен на портреты мумий из Фаюма, которые датируются II-IV веками нашей эры. Использование красного свинца было обнаружено и на востоке, например, на настенных росписях в центральном Китае (между V и IX веками нашей эры), а также на буддийских настенных росписях в Афганистане (VI век нашей эры).
Красный свинец также широко использовался в средневековых рукописях, а слово “миниатюра” связано с “суриком” через латинский глагол “miniare”, что означает “писать суриком”. В древние времена красный свинец часто использовался для подделки киновари, другого смертельно опасного пигмента, о котором мы поговорим позже.
Никогда не используйте неаполитанский желтый
Еще один опасный пигмент, в котором присутствует свинец, – желтый антимонат свинца, известный также как неаполитанский желтый. Этот пигмент имеет следующую химическую формулу – Pb3(SbO4)2 и представляет собой соль двух высокотоксичных металлов, свинца и сурьмы, и поэтому является чрезвычайно ядовитым.
Неаполитанский желтый был первоначально использован в Древнем Египте и Месопотамии в качестве желтого красителя и опакового вещества в стеклах и глазурях.
В отличие от некоторых других пигментов, желтый антимонит свинца терялся и вновь обнаруживался несколько раз на протяжении истории, достигнув пика своей популярности в европейском искусстве между 1750 и 1850 годами, и в это время он был доминирующим желтым пигментом, используемым художниками-пейзажистами. После этого периода желтый антимонитный свинец был постепенно вытеснен сначала хромовым, а затем кадмиевым желтым.
Токсичная ртуть в вермилионе
Свинец – не единственный химический элемент, опасный для человека. Ртуть – еще один элемент, известный сегодня своей смертоносностью, он содержится в киновари, минерале, который в древности использовался для производства ярко-красного/алого пигмента, известного как вермилион.
Ртуть существует в трех формах – элементарной, органической и неорганической. Ртуть, содержащаяся в киновари, является неорганической и наименее опасной из трех форм. Тем не менее, она все равно ядовита и может попасть в организм такими же путями, как и свинец, то есть при вдыхании, впитывании кожей и проглатывании.
Симптомы отравления ртутью у взрослых включают мышечную слабость, нарушение координации, трудности с речью и слухом. А дети и младенцы, подвергшиеся воздействию высоких уровней ртути, могут страдать от задержек в развитии речи и языка, познании и визуально-пространственном восприятии.
Несмотря на свою токсичность, киноварь с древних времен использовалась как самостоятельный минерал, так и для производства киновари. Например, говорят, что молотая киноварь использовалась в ранних китайских захоронениях.
Во времена династий Шан и Чжоу, т.е. во II и I тысячелетиях до н.э., молотую киноварь рассыпали в могилах, поскольку считалось, что она способна сохранять тела умерших. Киноварь также была важным минералом в древнекитайской алхимии и являлась одним из ингредиентов, необходимых для изготовления легендарного философского камня.
Киноварь была известна и древним римлянам. Витрувий, например, писал о процессе получения вермилиона из киновари. По словам древнего автора, добытый минерал сначала высушивают и измельчают. После этого его промывают и многократно нагревают, чтобы удалить примеси и придать цвет.
Когда пигмент готов, его можно использовать для окрашивания полированной штукатурки внутренних стен, поскольку пигмент устойчив, пока не подвергается воздействию солнечного света. Воздействие солнечного света вызывает химическую реакцию в пигменте, которая приводит к потере цвета. Поэтому были случаи, когда вермилион со временем менял свой первоначальный ярко-красный цвет на коричневый, черный или серый.
Синтетический вермилион появился в VIII веке нашей эры, и считается, что этот процесс был открыт китайцами. Вероятно, эти знания были принесены на Запад арабами. В последующие века после открытия синтетический вермилион широко использовался западными художниками в качестве пигмента.
Среди западных произведений искусства, в которых использовался вермилион, можно назвать “Мадонну с младенцем” Тициана (1570-е годы), “Сошествие с креста” Рубенса (XVII век) в Антверпенском соборе и “Распятие” Рафаэля (1503 год). Вермилион использовался не только западными художниками, применение этого пигмента можно встретить и на азиатских произведениях искусства. К ним относятся индийские настенные росписи эпохи Великих Моголов XVII века, а также различные китайские и японские картины на бумаге и шелке (датируемые между XIII и XIX веками).
Зеленые пигменты-убийцы мышьяка
В отличие от других пигментов, упомянутых до сих пор, следующий смертоносный пигмент не существовал в древнем мире и был изобретен только в XVIII веке. Зеленый цвет Шееле был назван в честь его изобретателя, Карла Вильгельма Шееле, шведского химика, который в то время проводил исследования мышьяка.
Впервые Шееле произвел этот синтетический зеленый пигмент в 1775 году, добавив оксид мышьяка (As2O3) в нагретый карбонат натрия (Na2CO3). Затем смесь перемешивалась до полного растворения, в результате чего получался раствор арсенита натрия (NaAsO2). Наконец, добавляется сульфат меди (CuSO4), чтобы получить ярко-зеленый цвет, которым известен этот пигмент. Таким образом, химическая формула зелени Шееле – AsCuHO3.
До изобретения зелени Шееле зеленый цвет получали из пигментов карбоната меди, включая вердигрис и малахит. Однако по сравнению с зеленью Шееле эти зеленые пигменты более тусклые и менее стойкие. Кроме того, зеленый пигмент Шееле лучше имитировал зеленый цвет листвы, чем его старые аналоги.
Наконец, зелень Шееле была дешевой и простой в изготовлении. Поэтому вскоре после открытия зелень Шееле заменила более старые зеленые пигменты. Этот новый зеленый пигмент использовался не только в живописи, но и в производстве различных товаров повседневного спроса, включая обои, ткани и даже некоторые детские игрушки.
Однако популярность зелени Шееле длилась недолго. Это было связано не с тем, что она оказалась ядовитой, а с изобретением другого зеленого пигмента – изумрудно-зеленого, известного также как парижская зелень. Этот пигмент был изобретен в 1808 году и должен был стать усовершенствованием зелени Шееле.
И действительно, он быстро вытеснил зелень Шееле, когда стал доступен в продаже в 1814 году. Как и зелень Шееле, изумрудная зелень была насыщена мышьяком, и поэтому с точки зрения безопасности для здоровья не была лучше своей предшественницы.
Неизвестно, когда именно прекратилось использование зелени Шееле, в то время как изумрудная зелень продолжала использоваться в качестве пигмента вплоть до 1960-х годов в Европе и США. Хотя изумрудная зелень больше не использовалась в качестве пигмента, она применялась как инсектицид до начала 1980-х годов.
Тот факт, что и зелень Шееле, и изумрудная зелень использовались в повседневных товарах, означал, что множество людей подвергались риску отравления. Это касалось не только тех, кто использовал эти продукты с мышьяком, но и тех, кто занимался их производством.
Смерть Матильды Шейрер, лондонского производителя цветов XIX века, получила широкую огласку и подчеркнула опасность мышьяка в этих зеленых пигментах. В то время в моде были искусственные цветы, и искусственные листья обильно посыпали зеленым порошком, чтобы придать им более естественный и реалистичный вид.
Поэтому работники таких фабрик подвергались воздействию мышьяка, который попадал в их организм при вдыхании. Вскрытие Шейрер показало, что мышьяк, который она вдыхала, достиг ее внутренних органов, то есть желудка, печени и легких, и разрушил ее изнутри.
Другой возможной жертвой “зелени Шееле” / изумрудной зелени мог стать Наполеон Бонапарт. После поражения в битве при Ватерлоо в 1815 году французский император был сослан на остров Святой Елены, расположенный в южной части Атлантического океана, где он жил в комнате, выкрашенной в зеленый цвет.
Некоторые предполагают, что причиной его смерти стал мышьяк, содержащийся в обоях. Хотя анализ волос Наполеона выявил значительное количество мышьяка, анализ обоев показал, что содержание мышьяка в них было достаточно для того, чтобы максимум вызвать болезнь, но не смерть.
Урановый оранжевый: радиоактивный пигмент
Последний смертоносный пигмент в этой статье – урановый оранжевый, который является продуктом XX века. В отличие от остальных пигментов в этой статье, урановый оранжевый использовался не художниками, а специально в качестве керамической глазури.
В 1936 году в США была представлена линия глазурованной керамической посуды, известная как Fiesta. Оригинальная Fiesta выпускалась в пяти цветах – красном, синем, зеленом, слоновой кости и желтом, причем красный цвет был самым популярным. Чтобы получить этот красный цвет, в глазурь добавляли оксид урана.
С начала производства и до 1943 года использовался природный уран. Во время Второй мировой войны запасы урана были конфискованы правительством, так как он был необходим для производства ядерного оружия. А когда производство возобновилось в 1959 году, то стали использовать обедненный уран.
Нет нужды говорить, что уран – радиоактивный элемент, и употребление пищи на тарелке с глазурью на основе урана повышает риск развития опухолей или рака, особенно в желудочно-кишечном тракте. Современная посуда Fiesta, к счастью, не радиоактивна, поскольку обедненный уран использовался в керамической глазури только до 1972 года.
Хотя наука продолжает открывать, что многие химические вещества, которые мы сегодня используем в косметике, бытовых товарах и даже продуктах питания, вредны, но на данный момент, похоже, мы избавились от опасности смертельных пигментов.
Читайте также: 7 примеров исторической лжи о Древнем мире