7 примеров исторической лжи о Древнем мире

Наше представление о прошлом изменчиво. Очень часто то, что, как нам кажется, мы знаем о прошлом, на поверку оказывается ложным или сильно искаженным. Историки не идеальны. Иногда они допускают ошибки, а иногда откровенно лгут. Существует длинный список исторических фактов, которые мы считаем само собой разумеющимися, но которые не соответствуют действительности. Вот семь наиболее распространенных исторических фейков, которые живы и сегодня.

Историческая ложь №1: Египетские пирамиды построили рабы

Это один из самых старых и долгоживущих мифов в этом списке. Идея о том, что пирамиды построили рабы, вероятно, восходит примерно к 5 веку до нашей эры и была развенчана только в 1990-х годах. В основе этого мифа лежат два события, произошедшие примерно в то же время.

Во-первых, в 5 веке до нашей эры была завершена Книга Исхода. В ней говорится, что израильтяне были рабами в Египте, но ничего не говорится о пирамидах или об использовании израильтян в качестве строителей. Во-вторых, греческий историк Геродот писал примерно в то же время, когда был закончена Книга Исхода. В одной из своих работ он утверждает, что для строительства пирамид было привлечено 100 000 рабов. Однако он совсем не упоминал израильтян. Но это не помешало более поздним историкам сложить два и два и получить пять.

Обман продолжался более двух с половиной тысячелетий. Он появился в школьных учебниках, а голливудские фильмы изображали египтян жестокими рабовладельцами. В 1977 году тогдашний премьер-министр Израиля Менахем Бегин даже договорился до того, что заявил, что это израильтяне, а не египтяне, построил пирамиды.

На самом деле египтяне использовали для строительства пирамид квалифицированных строителей. В 1990 году один турист наткнулся на несколько могил, которые, как оказалось, принадлежали строителям пирамид. Были проведены раскопки, в результате которых обнаружили гробницы египетских граждан, построивших пирамиды.

То, как были похоронены строители, и то, с чем они были похоронены, свидетельствовало, что они были свободными людьми, а не рабами. Дальнейшие археологические находки доказали, что рабочие нанимались из малообеспеченных слоев населения Древнего Египта и что они работали в трехмесячную смену.

Считается, что греческий историк также ошибся и в цифрах. Скорее всего, на 100, а 10 000 строителей строили пирамиды на протяжении тридцати лет. Впрочем, исходя из того, что большинство из них умерло молодыми, вполне вероятно, что жизнь на стройке все-таки была лучше, чем в нищих кварталах. Но в любом случае, нет никаких доказательств того, что пирамиды строили рабы.

исторической лжи
На протяжении веков археологи изучали, как строились египетские пирамиды. Мы многому научились, в том числе тому, что их строили обученные строители, а не еврейские рабы.

Историческая ложь № 2: Древние греко-римские статуи не были раскрашены

Это странная ложь. Мы давно знаем, что в Древней Греции и Риме скульптуры и здания были раскрашены в яркие цвета. Историки просто предпочитали не обращать на это внимания. Долгое время изображения древних цивилизаций показывали их полными белого мрамора и неокрашенных статуй.

И это несмотря на то, что археологи веками находили статуи с пятнами от краски. Белый мрамор был настолько чистым и красивым, что ученые решили игнорировать свидетельства того, что они когда-то были ярко окрашены. К эпохе Возрождения чистый белый мрамор стал символом Древнего Рима, а значит, и цивилизации. 

Ранние искусствоведы доходили до того, что категорично утверждали, что скульптуры должны были быть исключительно белыми, несмотря на то, что на них оставались следы краски.

Дошло до того, что многие статуи были обезображены. С них были смыты все следы оригинальной краски. То же самое происходило и со зданиями. Парфенон в Греции сохранял свою первоначальную окраску, пока ее не решили удалить в 18 веке.

Хуже всего то, что в исторических текстах описывалось, какими красочными были римские города. Когда были раскопаны Помпеи, они показали, что Римская империя была полна ярких красок. И все же, по какой-то причине мы придерживаемся идеи, что все в Италии и Греции было белым и чистым, тогда как на самом деле они были окрашены. И даже довольно аляповато по сегодняшним стандартам.

исторической лжи
Древний Рим и Греция были невероятно красочными, хотя краска на сохранившихся статуях потускнела. Слева: «Кора в Пеплосе», около 530 г. до н.э. и справа: полихромная реконструкция Афины.

Историческая ложь №3: Колумб пытался доказать, что Земля круглая

Существует распространенное заблуждение, что когда Христофор Колумб высадился на берег в 1492 году, он хотел доказать своим соотечественникам, что Земля круглая. Также часто утверждается, что Колумб с трудом получил финансирование, потому что потенциальные спонсоры опасались, что понесут убытки, когда корабль Колумба упадет с края Земли.

Оба эти утверждения неверны. Люди подозревали, что Земля круглая, на протяжении тысячелетий. По крайней мере, с 600 года до нашей эры ученые, философы и математики делали наблюдения, которые указывали на то, что Земля, скорее всего, круглая. Во времена Колумба образованные люди все еще изучали уроки древних греков, и поэтому идея о том, что Земля может быть круглой, не вызывала особого шока в образованных кругах.

Колумб не считал Землю плоской, он был уверен, что у нее очень маленькая окружность. Он не ставил перед собой цели доказать что-либо, кроме того, что если он поплывет на запад (а не на восток), то вскоре достигнет Китая и откроет новые торговые пути.

Ему с трудом удалось найти финансирование, потому что никто с ним не согласился. Инвесторы просто думали, что в лучшем случае он заблудится, если поплывет на запад, а не на восток.

Проблема заключалась в том, что потенциальные спонсоры могли быть знакомы с теорией о том, что Земля круглая, но это была всего лишь теория. Никто еще не плавал по окружности Земли. Даже тем, кто верил в круглую Землю, не хватало научных знаний, чтобы объяснить, как это может работать, ведь до Исаака Ньютона и его объяснения гравитации было еще далеко. В их глазах это просто не стоило риска.

Этот миф возник даже не во времена Колумба. Он был придуман в 1828 году, когда известный американский писатель Вашингтон Ирвинг опубликовал книгу “Жизнь и путешествия Христофора Колумба”. Ирвинг был лучшим рассказчиком, чем историком. Когда он писал биографию Колумба, он не мог удержаться от некоторых драматических фантазий, таких как – что Колумб, отправился в путешествие, чтобы доказать, что Земля круглая. Читатели Ирвинга были слишком доверчивы и восприняли все, что было написано в книге за истинную правду. С того момента это стало общепринятой истиной, и потребовались десятилетия, чтобы исправить эту историческую ложь.

исторической лжи
«Карта Колумба», нарисованная около 1490 года в картографической мастерской Бартоломео и Христофора Колумба в Лиссабоне.

Историческая ложь № 4: Колумб открыл Америку

Это еще одна историческая ложь, которая широко распространена сегодня. Обычно говорят, что Колумб был первым человеком, открывшим Америку. В Соединенных Штатах даже есть целый праздник, посвященный дню, когда Колумб якобы открыл их страну.

При этом игнорируется один важный факт: когда Колумб “открыл” Америку, там уже были люди – много людей. Сегодня считается, что люди впервые поселились на североамериканском континенте не позднее 15 000 лет назад. Уровень моря тогда был намного ниже, а значит, им нужно было только пройти по “Берингову мосту”- перешейку, соединявшему Сибирь и Аляску.

До 1970-х годов эти ранние поселенцы назывались народом Кловис. Данные ДНК напрямую связывают их с 80% всех коренных народов США сегодня. Есть даже свидетельства того, что первые поселенцы могли появиться там еще раньше, чем люди Кловис, но пока они не очень неубедительны.

Может быть Колумб был первым европейцем, открывшим Америку? Тоже нет. Викинги опередили его по крайней мере на 500 лет. На канадском острове Ньюфаундленд были найдены археологические доказательства поселений викингов, которые показывают, что викинги были там задолго до Колумба.

исторической лжи
Невероятно, что историческая ложь об «открытии» Америки Колумбом сохранялась так долго. Колумб поработил многих жителей Вест-Индии и стал первым европейским работорговцем в Америке.

Историческая ложь №5: Иисус родился 25 декабря

Рождество – один из самых важных дней в году во многих странах. Христиане и нехристиане собираются вместе, чтобы обменяться подарками и насладиться рождественским весельем. К сожалению, возможно, они делают это не в тот день.

Если и существовала историческая личность по имени Иисус, то мы понятия не имеем, когда был его день рождения. Нет никаких библейских причин праздновать Рождество 25 декабря. Более того, Библия указывает в противоположном направлении. В Евангелии от Луки говорится, когда родился Иисус, пастухи сторожили свои стада ночью. Пастухи могли наблюдать за своими стадами ночью только в период весеннего ягнения. Зимой стада загоняли в загоны и ягнение происходило там.

Наиболее вероятной причиной выбора даты является то, что она наступает ровно через девять месяцев после 25 марта, когда, по преданию, был распят Иисус. Ранние христиане верили, что Иисус был зачат и убит в один и тот же жень, поэтому вполне логично, что он родился девять месяцев спустя, в декабре.

Кроме того, это совпадает с зимним солнцестоянием, которое язычники, такие как римляне, праздновали с 17 по 25 декабря. Римский праздник включал в себя все признаки современного Рождества: дарение подарков, семейные праздники и веселье. Когда в начале IV века император Константин обратил Римскую империю в христианство, христианская церковь просто присвоила римский праздник как день рождения Иисуса. То же самое церковь сделала и с Пасхой, которая также изначально была языческим праздником.

исторической лжи
Библейские упоминания о пастухах, пасущих свои стада, указывают на то, что если исторический Иисус и существовал, то он, скорее всего, родился весной, а не в декабре. Рождество Иисуса Боттичелли, около 1473 г.

Историческая ложь №6: 300 спартанцев одержали победу над персами при Фермопилах

Все любят хорошие истории о храбрых героях, сражающихся с превосходящим противником. Эта конкретная историческая ложь о битве при Фермопилах послужила появлению мифа о том, что спартанцы были своего рода группой древних суперсолдат.

Ошибочно утверждается, что триста спартанцев удерживали Фермопильский перевал против огромной персидской армии под командованием царя Ксеркса во время персидского вторжения в Грецию в 480 году до нашей эры. 

На перевале действительно было 300 спартанцев, но они были не одни. Их поддерживали не менее 4 000 союзников. Это не значит, что они не были в огромном меньшинстве и не были обречены; они были обречены. Просто история была несколько преувеличена по прошествии веков.

исторической лжи
Еще одна историческая ложь: хотя в битве при Фермопилах участвовало 300 спартанцев, к ним присоединились тысячи союзников. Леонид в Фермопилах, картина Жака-Луи Давида, 1814 г.

Историческая ложь №7: Клеопатра была великой египетской красавицей

Существует два распространенных заблуждения о Клеопатре. Во-первых, широко распространено мнение, что она была некой неземной красавицей, чья внешность ставила мужчин на колени. Во-вторых, многие считают, что она была египтянкой по происхождению. И то, и другое неверно.

Миф о том, что Клеопатра была своего рода соблазнительницей, имеет мало исторических подтверждений. Древние историки в основном писали об интеллекте Клеопатры и о том, насколько она была искусна в искусстве манипуляции. Скорее всего, историки просто не могли понять, как женщина могла перехитрить своих современников-мужчин, поэтому они приписывали ее успех сексу.

Предки Клеопатры происходили от смешанных семей. Поэтому семейная династия Клеопатры, Птолемеи, была известна тем, что имела немного странную внешность. Это не значит, что Клеопатра была уродливой, но она не была и восхитительно красивой. Как сказал Плутарх, “ее красота… сама по себе не была ни несравненной, ни такой, чтобы поразить тех, кто ее видел”.

Кроме того, она также не была египтянкой! Династия Птолемеев происходила из Греции и стала править Египтом только после восхождения на трон Александра Македонского. Остальные члены ее семьи даже не говорили по-египетски. Клеопатра была единственной в своей семье, кто потрудился выучить местный язык. Похоже, что миф о египетском происхождении был намеренно создан со стороны Клеопатры. Ведь чтобы укрепить свою власть, Клеопатра объявила себя реинкарнацией египетской богини Исиды.

исторической лжи
Хотя Клеопатра была впечатляющей правительницей, она, вероятно, не была той великой красавицей, которую мы видим на экране. Возможно, она даже была рыжей.

Заключение

Наши историки и школьные учителя обманывали нас на протяжении веков. Многие из “исторических фактов”, которые мы часто пересказываем друг другу, являются ложными. Многое из исторической лжи является искренним недоразумением.

исторической лжи
Статуя Августа де Прима Порта, реконструированная с помощью пигментов для фестиваля Tarraco Viva 2014.

Но некоторые из этих ложных фактов имели реальные последствия. Например, когда один музей сделал и раскрасил точную копию Августа из Прима Порта, ему стали угрожать расправой. Почему? Потому что люди были возмущены тем, что она не соответствует образу древней цивилизации с белыми статуями.

Но, будем надеяться, что рано или поздно любая историческая выдумка будет опровергнута и мы узнаем как всё было на самом деле.

Читайте также: 7 мифических криптидов, которые оказались реальными!

Поделиться