Содержание
В первой части этой статьи (ссылка здесь) мы рассказали об археологическом мегалитическом памятнике Сан-Мигель Икстапан, Мексика, чье происхождение можно отнести к доклассическому или даже формационному периоду мезоамериканской цивилизации, более 3 000 лет назад. Это место известно своим невероятным камнем “Макета”, моделью города, изваянной в огромной базальтовой скале, а также уникальным стилем мегалитической архитектуры.
Высокоточная мегалитическая каменная кладка
Даже больше, чем замечательный камень “Макета”, возможно, самым отличительным аспектом этого удаленного места является наличие огромных мегалитических каменных плит, которые встречаются как в археологическом контексте, так и повторно используются в различных гражданских и религиозных зданиях современной деревни Сан-Мигель-Икстапан.
По своему исключительному качеству и точности изготовления эти каменные плиты являются одними из лучших образцов мегалитической резьбы по камню, которые можно найти где-либо в Мексике и Мезоамерике, сравнимые, пожалуй, только с лучшими образцами каменной кладки времен доинкового периода и тиуанако из Южной Америки.
Две плиты вмурованы в стены раннеколониальной церкви Сан-Мигель в центре города, еще одна большая стела установлена вертикально во дворе церкви, а четвертая стоит в одном из углов главной площади Сан-Мигель-Икстапан.
Фрагменты плиты хранятся в музее Сан-Мигель-Икстапан, а еще две можно найти в церемониальном пространстве, известном как “Recinto de las Esculturas” (Вольер скульптур), расположенном на одной из сторон главной пирамиды.
Большинство плит в церкви и на главной площади сильно выветрились, а лучше всего сохранилась плита, вмонтированная в южную стену церкви. Были проведены точные измерения самой большой из каменных плит, расположенных в южной церковной стене. Ее высота составляет 1,54 метра, ширина – 1,23 метра, толщина – не менее 25 сантиметров, а вес – примерно 1-1,5 тонны.
Все плиты повторяют один и тот же геометрический узор с минимальными вариациями: Он состоит из формы “Т” с прямоугольным углублением внизу. На некоторых плитах резьба простая, тогда как на других она обрамлена трехмерным двойным или тройным молдингом. Резьба чрезвычайно регулярна, она идет по прямым линиям, пересекающимся под прямым углом с различными плоскостями среза камня. В тех местах, где камень не подвергся эрозии, виден замечательный уровень ровности и полировки, что еще более примечательно, если учесть, что камень, из которого были вырезаны плиты, представляет собой твердый, мелкозернистый тип серо-зеленого андезита с твердостью 7 по шкале Мооса (сравнимым с 6-7 баллами для гранита).
Существенным исключением из этой закономерности является одна из плит, установленных на площади перед церковью, которая содержит два “бугорка” (возможно, сильно выветрившиеся и поврежденные скульптуры человеческих голов?) внутри каждого плеча перевернутой буквы “Т”.
24 апреля 2021 года археолог Виктор Осорио Огаррио, директор археологического комплекса и музея Сан-Мигель Икстапан, помогал исследователям в их работе.
Благодаря доктору Осорио разрешил ученым посетить вольер “Recinto de las Esculturas”, расположенный в той части участка, которая регулярно закрыта для туристов. Там находятся еще две огромные каменные плиты. Они образуют своего рода разделительную стену, ограничивающую пространство для подношений, где были найдены многочисленные антропоморфные скульптуры, относящиеся к эпиклассическому периоду (ок. 900 г. н.э.), которые сейчас выставлены в местном музее, за исключением двух, оставленных на месте. Каменная плита справа от входа отличается таким же точным исполнением и геометрической лепниной, как и плиты в церкви.
Однако ее ориентация, похоже, перевернута. Плита слева имеет гораздо более низкое качество изготовления – она была либо попыткой повторить рисунок и дизайн другой плиты, либо результатом неудачной попытки ремонта. О чем свидетельствует тот факт, что штукатурка была нанесена поверх, казалось бы, уже сильно разрушенной поверхности. Нет также последовательности в ориентации двух каменных плит: у правой плиты буква “T¨” находится внизу (перевернутая по сравнению с теми, что находятся в церкви), у другой – форма “T” расположена горизонтально. Вполне возможно, что плиты были помещены в эту камеру из какого-то более раннего сооружения.
Это, а также степень эрозии, видимая на поверхности левой плиты до того, как она была покрыта лепниной, позволяет предположить, что их происхождение, по крайней мере, относится к эпиклассическому периоду (к этому периоду относится обустройство самой камеры и подношения, помещенные в нее), но, вполне возможно, они гораздо древнее.
Ранчо “I”
Благодаря доктору Осорио, пытаясь разгадать тайну каменных плит, исследователей вновь привлек резной базальтовый фрагмент, хранящийся в углу музея, на котором изображена часть геометрической рамки. В отличие от всех остальных плит на площадке и в церкви, которые сделаны из мелкозернистого андезита, этот фрагмент оказался базальтовым, причем гораздо толще, чем все остальные плиты – около 45 сантиметров.
Фрагмента был привезен в музей в конце 1990-х годов с места, расположенного примерно в 5 километрах от Сан-Мигель-Икстапан. Это место – ранчо “I”, насколько известно, никогда не документировалось и не раскапывалось археологами.
Привлеченные возможностью найти больше резных артефактов, экспедиция отправилась на Ранчо “I”, основываясь только на некоторых очень приблизительных указаниях местных жителей (из-за исключительной потенциальной важности этого места и отсутствия его охраны со стороны государства, было решено публично не раскрывать его местоположение).
Поездка оказалась очень результативной. Там удалось найти свидетельства того, что участок на самом деле очень обширный – повсюду на расстоянии нескольких сотен метров виднелись явные остатки погребенных курганов и пирамид, покрытых обломками базальтового камня. На земле лежали огромные массы сильно выветрившегося базальта, включая базальтовые колонны и другие, возможно, обработанные прямоугольные камни.
У основания одного из больших курганов обнаружили огромную резную базальтовую каменную плиту, разбитую на три части. Если бы камень был целым, его размеры должны были составлять не менее 1,80 на 1,60 метра, толщина – от 0,4 до 0,5 метра, а вес – от 4 до 5 тонн. Орнамент на камне, а также качество его обработки сравнимы с камнями в церкви и фрагментом из музея. Представить, что такие изысканные лепные украшения были вырезаны в очень твердом базальте без использования железа или других металлических инструментов, просто невозможно.
По словам местных фермеров, камень был обнаружен случайно в начале 2000-х годов кладоискателями, которые вытащили его из близлежащей траншеи (теперь заполненной более мелкими каменными фрагментами) и разбили на куски в поисках сокровищ. Когда его нашли, огромный камень был цел. Сейчас осталось только три больших фрагмента, а четвертый (часть буквы “Т”) отсутствует.
Остается надеяться, что Национальный институт антропологии и истории (INAH) все-таки примет меры по защите этого замечательного места и перевезет резную каменную плиту туда, где она не подвергнется дальнейшему вандализму. Вполне вероятно, что на этом участке будут найдены другие каменные плиты, которые могут открыть ценную информацию о цивилизации или культуре, которая создала их, а также об истинном возрасте плит.
Неизвестная цивилизация?
Тип мегалитической архитектуры Сан-Мигель Икстапан и исключительное качество обработки камня из таких твердых пород, как базальт и андезит, не имеет аналогов в древней Мексике, да и во всей Мезоамерике. Это совершенно уникальное место, молчаливое свидетельство культуры, которая исчезла почти бесследно сотни и тысячи лет назад, оставив после себя лишь заброшенные каменные памятники.
Не существует единого мнения о том, какая культура населяла район Сан-Мигель-Икстапан, по крайней мере, с формационного и предклассического периода. В документах ацтеков жители этого региона называются “чонталь” – общий термин, используемый для обозначения любого пришлого иноземного народа.
Предыдущие исследования предполагали возможную связь этого места с все еще загадочной и плохо изученной культурой Мецкала в Герреро, а также с другими территориями в районе верхнего течения реки Бальсас.
Другое предположение заключается в том, что мегалитический архитектурный стиль и художественная традиция Сан-Мигель Икстапан представляют собой чужеродный для Мезоамерики элемент, возможно, импортированный посредством трансокеанского контакта из Южной Америки. В этой связи многие ученые предположили возможную связь между языком пурупеча (или тараскан), на котором говорили в некоторых частях западной Мексики, и языком кечуа в Перу и Андском регионе Южной Америки.
Только более масштабные раскопки в Сан-Мигель-Икстапан и на недавно обнаруженном участке “Ранчо I”, которые обещают быть еще более масштабными, могут помочь раскрыть тайну происхождения этой уникальной мегалитической культуры, не имеющей других известных параллелей в древней Мезоамерике.
Читайте также: Археоакустика: древние мегалиты, музыка и разум