Сан-Мигель-Икстапан, Мексика. Часть I: Невероятный камень Maqueta

Небольшое местечко в южной части штата Мехико, Мексика, практически неизвестное до тех пор, пока оно не было частично раскопано в начале 1990-х годов, может хранить свидетельства неизвестной высокоразвитой цивилизации, которая процветала в то же время, что и загадочные ольмеки, и оставила невероятные каменные памятники, не имеющие аналогов в других частях Мексики и Мезоамерики.

Небольшой археологический памятник Сан-Мигель-Икстапан расположен на юге Мехико, рядом с регионом Тьерра Кальенте, который с высокогорий Центральной Мексики ведет вниз к побережью Тихого океана. Добраться туда можно из города Толука по шоссе 134, проехав город Техупилько-де-Идальго, или из популярного озерного курорта Валье-де-Браво, от которого он удален всего на 70 километров.

сан-мигель-икстапан
Загадочный Серро-де-ла -Муньека, возвышающийся над городом Сан-Мигель-Икстапан издалека и являющийся предметом многих любопытных легенд и местных преданий.

Это место – лишь одно из немногих, которые были хотя бы частично исследованы в юго-западной части штата Мехико – пустом месте на археологической карте Мексики. Его открытие датируется 1985 годом, когда огромный скульптурный камень “Maqueta” (Макета) был обнаружен фермерами, вспахивающими поле рядом с местным кладбищем. И лишь в 1995 году был раскопан незначительный участок, включающий части большой пирамиды и мезоамериканскую площадку для игры в мяч – одну из трех, известных в этой части Мексики.

сан-мигель-икстапан
Вид на 40-метровую площадку для игры в мяч Сан-Мигель-Икстапан, одну из трех известных в штате Мехико.
сан-мигель-икстапан
Заглубленный внутренний дворик на южной стороне цокольного этажа 3. “Recinto de las Esculturas” (Ограждение скульптур) находится под крытой конструкцией рядом с залом с выступом, также защищенным крышей.
сан-мигель-икстапан
Панорамный вид на раскопанную часть городища Сан-Мигель-Икстапан с близлежащей нераскопанной пирамидальной насыпи, известной как “Эль-Кальварио”.

Самые ранние следы пребывания человека в этом районе датируются по меньшей мере 12 000 лет назад в виде наскальных рисунков в близлежащем природном парке Сьерра-де-Нанчититла. Затем около 2000 года до нашей эры сюда пришла неизвестная культура. К этому отдаленному периоду относится человеческое захоронение, найденное на вершине еще не раскопанной пирамиды-кургана или платформы, которое содержало каменную мозаичную маску, еще одну маску меньшего размера из жадеита с ольмекоидными чертами, ожерелье из нефритовых бусин, а также человеческие останки, по которым удалось определить хронологическую дату захоронения. С момента обнаружения этого места несколько последующих раскопок выявили по меньшей мере пять различных периодов заселения территории в течение архаического, доклассического, классического и постклассического периодов.

сан-мигель-икстапан
Часть подношения, обнаруженная возле вершины нераскопанного кургана в Сан-Мигель-Икстапан во время электромонтажных работ. Он включает мозаичную каменную маску, нефритовое ожерелье, серьги и небольшой кулон в форме головы человека возможно с чертами ольмека. Захоронение, связанное с подношением, предположительно датируется 2000 г. до н.э. Культура, изготовившая эти артефакты, совершенно неизвестна.
сан-мигель-икстапан
Фрагмент маленькой ольмекоидной маски из зеленого камня, связанной с подношением.
сан-мигель-икстапан
Набор загадочных каменных идолов со скрещенными руками, часть более крупного подношения, найденного в зоне “Recinto de las Esculturas” (Ограждения скульптур), датируемого эпиклассическим периодом (650–900 гг. н. э.).
сан-мигель-икстапан
Культура Мескала (700 г. до н.э. – 650 г. н.э.) каменные фигурки из Музея Сан-Мигель-Икстапан.

Также было найдено несколько керамических статуэток доклассического периода, датируемых 800-200 гг. до н.э., демонстрирующих родство с художественной традицией тлапакойя и тлатилько в Центральной Мексике. Обнаружение ряда артефактов в стиле Теотиуакана свидетельствует о том, что место было занято в классический период, когда оно либо находилось под прямым политическим контролем, либо испытывало цивилизационное влияние Теотиуакана. После падения Теотиуакана, в так называемый эпиклассический период (750-900 гг. н.э.), городище достигло наибольшего размера: здесь было построено несколько монументальных сооружений и пирамид, по размерам соперничающих с другими близлежащими городами, такими как Теотенанго и Шочикалько.

После периода запустения место было вновь занято ацтеками в постклассический период и оставалось обитаемым вплоть до испанского завоевания.

В настоящее время городище состоит из большой пирамидальной платформы с храмом и небольшими комнатами на вершине, в которых было найдено несколько скульптур, а также мезоамериканской площадки для игры в мяч, монументальной лестницы, построенной из больших базальтовых блоков, и заглубленного двора. В нишах и камерах главной пирамиды (также известной как Подвал 3) были найдены некоторые очень примечательные скульптуры, включая большую стелу с изображением бога дождя Тлалока и многочисленные антропоморфные фигуры с необычно скрещенными руками – поза, довольно редкая для древней Мексики и, возможно, имеющая погребальное значение.

сан-мигель-икстапан
Фасад Подвала 3 с еще одной монументальной лестницей, построенной из крупных базальтовых блоков. Различные этапы и эпохи строительства Подвала 3 можно оценить по чередованию разных стилей кладки.
сан-мигель-икстапан
“Патио-де-лас-Эскультурас” (Ограждение скульптур), расположенное на террасе главной пирамиды, с двумя монолитными каменными плитами и идолами, все еще в той же первоначальной археологической обстановке, где они были найдены во время раскопок в середине 1990-х годов.
сан-мигель-икстапан
Вид на самую большую пирамиду на участке, откуда можно оценить монументальную лестницу, ведущую к площади для игры в мяч, и дренажный канал с одной стороны сооружения.
сан-мигель-икстапан
Фрагмент огромных базальтовых блоков, которые должны были стать частью монументальной лестницы.
сан-мигель-икстапан
Храм Тлалока, на одной стороне Подвала 3, где была найдена стела Тлалока.
сан-мигель-икстапан
Стела с ранним изображением бога Тлалока.
сан-мигель-икстапан
Круглый каменный маркер, найденный на площадке для игры в мяч в Сан-Мигель-Икстапан и датируемый поздним эпиклассическим периодом (ок. 650–900 гг. н. э.).

Здесь также находится небольшой, но очень интересный музей, содержащий множество предметов, найденных во время раскопок в начале 1990-х годов, включая керамику, украшения из камня и жадеита, обсидиановые ножи и острия, медные и бронзовые артефакты (в том числе замечательное ожерелье с изящно выполненными человеческими головами и фигурками из меди), а также каменные скульптуры, вотивные приношения и каменное кольцо, связанное с площадкой для игры в мяч. Артефакты свидетельствуют об удивительном диапазоне торговых взаимодействий и определенном влиянии культуры Мескала в Герреро и культуры реки Бальсас. Расположение Сан-Мигель-Икстапан, вероятно, считалось стратегически важным из-за наличия соляных шахт, которые использовались еще в доиспанские времена, и больших залежей столбчатого базальта, дающего легкодоступный материал для строительства.

сан-мигель-икстапан
Часть мегалитической базальтовой стены и каменная композиция на противоположном участке ущелья от музея Сан-Мигель-Икстапан.
сан-мигель-икстапан
Другой вид того же базальтового камня с использованием огромных мегалитических каменных блоков.
сан-мигель-икстапан
Монументальный андезитовый столб высотой почти 2 метра, к сожалению, испорченный граффити, стоит на одной стороне парковки археологического памятника. Первоначально являвшаяся частью трех одинаковых колонн, она единственная сохранилась.

Невероятная каменная модель “Макета”

Камень “Макета” – это огромный резной базальтовый валун размером примерно 3 на 4 метра. Именно этот камень, обнаруженный фермерами при вспашке поля, впервые привлек археологов в 1985 году. Огромный камень полностью покрыт миниатюрными изображениями архитектурных сооружений, которые, как считается, представляют собой город (реальный или воображаемый – это вопрос предположений), с храмами, пирамидами, по меньшей мере пятью площадками для игры в мяч, площадями и дворами, соединенными проспектами и лестницами. Известно, что подобные примеры доиспанских архитектурных моделей существуют в Шочикалько, Морелос; Пласуэлас, Гуанахуато; Валле-де-Браво, Мексика; Теотиуакан, Мексика; Тикаль, Гватемала. Среди них камень Сан-Мигель-Икстапан, возможно, самый большой и сложный, сравнимый со знаменитым камнем Сайхуит в Перу.

сан-мигель-икстапан
Невероятная каменная модель “Макета” Сан-Мигель-Икстапан, вырезанная из одного огромного базальтового валуна размером 3 на 4 метра и, как полагают, содержит изображение еще неопознанного города. Вид с Запада.
сан-мигель-икстапан
Другой вид на тот же камень “Макета” с севера.
сан-мигель-икстапан
Камень “Макета” с севера, его левая часть.
сан-мигель-икстапан
Камень “Макета” с севера, его центральная часть.
сан-мигель-икстапан
Вид на камень “Макета” с запада.
сан-мигель-икстапан
Набор монументальных сооружений в нижнем секторе камня “Макета”, среди которых можно наблюдать типичную I-образную форму мезоамериканской площадки для игры в мяч. Высеченные в скале храмы и сооружения в верхней части изображения напоминают аналогичные образцы высеченной в скале монолитной архитектуры из Малиналько и Акатцинго-де-ла-Пьедра, также в штате Мексика.
сан-мигель-икстапан
Другой вид на тот же сектор камня “Макета”, показывающий ряд зданий внутри того, что кажется вырубленным в скале рвом, и большой комплекс пирамид и площадь внизу, теперь сильно разрушенные эрозией.
сан-мигель-икстапан
Фрагмент основного комплекса пирамид, занимающий центр камня “Макета” с заглубленным внутренним двором, к которому с трех сторон ведут монументальные лестницы.
сан-мигель-икстапан
Другой сектор монументального камня “Макета”, изображающий различные высеченные в скале камеры и лестницы под основным комплексом пирамид.
сан-мигель-икстапан
Изображение пирамиды, к которой ведет монументальная лестница, выходящая на месоамериканскую площадку для игры в мяч с типичной формой буквы «I».
сан-мигель-икстапан
Фрагмент заглубленного двора или площади к западу от главного комплекса пирамид, к которому с трех сторон ведут монументальные лестницы.
сан-мигель-икстапан
Комплекс главной пирамиды, состоящий из большой трехъярусной пирамиды, площади перед главной пирамидой с нижним зданием или платформами по бокам и монументальной лестницы, обеспечивающей доступ с уровня нижней площади. Затонувший двор находится справа от главной пирамиды.
сан-мигель-икстапан
Вид с юга и сверху на нижний сектор камня “Макета”, показывающий различные группы построек. Главный комплекс пирамид выше на картинке.
сан-мигель-икстапан
Образцовый храм, созданный из отдельного куска скалы, по которому можно оценить лестницу, ведущую к храму, и алтарь наверху.

Было предпринято несколько попыток идентифицировать место, изображенное на камне, похожее на церемониальный центр исключительного масштаба и сложности, но пока они оказались совершенно бесплодными. Возможно, что на камне изображен еще не обнаруженный объект, возможно, расположенный в горах к северу и востоку от Сан-Мигель-Икстапана. Или что изображенный город был чисто воображаемым, вотивным представлением идеализированного места или святилища. Также вполне возможно, что это план города, который еще только собирались построить.

Определенных элементов для датировки камня “Макета” нет, но археологи в основном отдают предпочтение эпиклассическому или раннему постклассическому периоду (ок. 900–1200 гг. н. э.).

Во второй части этой статьи мы обсудим некоторые другие свидетельства высокоточной мегалитической архитектуры в Сан-Мигель-Икстапане.

Читайте также: Сайуити – загадочные артефакты Перу

Поделиться