Высокие технологии древних в Национальном музее антропологии Мехико

В Национальном музее антропологии в Мехико хранится одна из крупнейших в мире коллекций археологических артефактов и шедевров доколумбовой эпохи. Среди них есть ряд экспонатов, некоторые из которых чрезвычайно известны, а другие совершенно игнорируются, хотя демонстрируют уровень технической сложности, намного превосходящий возможности древних народов, которые предположительно их создали.

1. Камень календаря ацтеков

технологии древних
Камень ацтекского календаря. Этот 24-тонный монолит был обнаружен в 1790 году на территории современной Соборной площади Мехико, недалеко от ацтекского Темпло Майор.

Этот внушительный монолит весом около 24 тонн был обнаружен под руинами Темпло Майор, величайшего храма столицы ацтеков Теночтитлана. Тяжеленный камень из каменоломен, расположенных на расстоянии более 22 километров, должно быть, тащили тысячи людей. Он содержит три кольца или календарных колеса, окружающих центральный диск с изображением нынешнего Солнца и четырех предыдущих эр или Солнц, которые закончились катаклизмами. Первое кольцо содержит 20 глифов, соответствующих дням 18-месячного календаря ацтеков. Второе кольцо аналогичным образом разделено на квадраты, каждый из которых содержит 5 точек, а крайнее кольцо содержит изображение переплетенных огненных змей и другие календарные символы. Благодаря своей сложной символике и концентрическим кольцам или шестеренкам, камень ацтекского календаря кажется жутко похожим на окаменевшую версию какого-то механического устройства.

технологии древних
Еще один барельеф, изображающий круглый объект (вероятно, щит), напоминающий камень календаря. Была ли эта любопытная конструкция основана на древнем механическом устройстве?

2. Монолит из Коатлинчана

технологии древних
Гигантский монолит Коатлинчан, стоящий на фонтане возле Национального музея антропологии в Мехико.

Монолит Коатлинчана – это огромная древняя статуя, которая веками пролежала заброшенной в андезитовом карьере недалеко от древнего города Тескоко, пока в 1964 году ее наконец не перевезли в Мехико. Считается, что этот же андезитовый карьер послужил источником строительных материалов для каменных скульптур и мегалитической архитектуры Теотиуакана, расположенного в 40 километрах к северо-востоку от Мехико. Считается, что монолит Коатлинчана представляет собой изображение бога дождя Тлалока. Его высота составляет почти 7 метров, а вес – около 152 тонн, что делает его самой большой древней статуей и одним из самых больших резных монолитов на всем американском континенте. Сейчас монолит украшает фонтан перед Национальным музеем антропологии в центре Мехико.

3. Колоссальные скульптуры ацтеков

технологии древних
Огромная голова змеи, вырезанная из цельного куска андезита. Считается, что это изображение «Огненного змея» и когда-то украшало священную территорию Темпло Майор.

В зале ацтеков Национального музея антропологии хранится ряд колоссальных скульптур ацтеков, которые когда-то украшали территорию Темпло Майор. Среди наиболее впечатляющих – гигантский склонившийся ягуар, изображения огненного змея или Точанкальки, а также несколько огромных змеиных голов. Особенно поражает статуя Коатлик, изображающая древнюю ацтекскую богиню змей, одетую в платье из переплетенных змей и ожерелье из отрубленных человеческих голов и сердец. Из ее обезглавленной головы появляются две огромные змеи. Эти статуи, каждая из которых весит много тонн, были высечены из самого твердого базальта и андезита людьми, которые, как утверждает официальная наука, не имел никакого представления о металлических инструментах. Статуи могут вполне обоснованно могут считаться одними из самых прекрасных и поразительных произведений скульптуры на Земле.

технологии древних
Статуя Коатлик, также вырезанная из цельного блока андезита высотой 2,7 метра. Она считалась настолько ужасающей, что вскоре после ее обнаружения в 1790 году ее быстро перезахоронили, опасаясь, что это будет способствовать возвращению кровавых ритуалов и некромантических практик.

4. Богиня воды из Теотиуакана

технологии древних
Эта статуя «Богини Воды» или «Великой Богини» Теотиуакана была найдена у основания Пирамиды Луны. Вероятно, это была часть пары, украшавшей большой монументальный храм наверху.

Статуя, известная как “Богиня воды”, была найдена в Теотиуакане, недалеко от основания Пирамиды Луны. Впечатляющая андезитовая фигура высотой более 3,2 метра весит около 15 тонн. По стилистике она похожа на большой монолит из Коатлинчана и, возможно, первоначально была частью пары статуй, украшавших храм на вершине Пирамиды Луны.

технологии древних
Эта скульптура, некогда украшавшая Пирамиду Солнца в Теотиуакане, является прекрасным примером великого мастерства, достигнутого строителями Теотиуакана в работе с такими твердыми камнями, как андезит.

5. Колоссальные каменные головы ольмеков

технологии древних
Колоссальная каменная голова в зале ольмеков Национального музея антропологии Мехико. Обратите внимание на негроидные черты и что-то похожее на сложный шлем, покрывающий голову.

Сегодня найдено более 20 ольмекских каменных голов, большинство из которых из мексиканских штатов Веракрус и Табаско. Два экземпляра, хранящиеся в музее, привезены из древней ольмекской столицы Сан-Лоренсо, штат Веракрус. Помимо огромных размеров (каждая весит от 8 до 12 тонн), эти скульптуры примечательны своими богато украшенными головными уборами и негроидными чертами лица с раскосыми, глубоко посаженными глазами и высокими скулами. Это дает повод предположить, что они изображают представителей расы, которая совсем не похожа нынешних жителей.

технологии древних
Еще примеры скульптуры ольмеков. Эта статуя борца в натуральную величину отличается наличием бороды и весьма натуралистичной позой.

6. Просверленные алебастровые вазы

технологии древних
Эта незаконченная ваза, найденная в древней столице тольтеков Туле, Идальго, демонстрирует явное свидетельство использования трубчатого сверла для вырезания ее внутренней части и выдалбливания материала.
технологии древних
Другой вид той же вазы. Обратите внимание на идеальную эллиптическую форму и следы сверления внутри. Немыслимо, чтобы такой предмет можно было изготовить без использования токарного станка и сложных металлических инструментов и абразивов.

Уникальный пример просверленной каменной вазы из алебастра находится в Тульском зале. Обнаруженный в Туле, штат Идальго, этот незаконченный сосуд был вырезан с помощью трубчатого сверла, оставившего на внутренней стороне характерные следы сверления. Не существует объяснения, как это было сделано народом, который не обладал металлическими инструментами, но использованный материал (очень изысканный сорт алебастра) и общее качество изготовления сильно напоминают лучшие каменные сосуды раннединастического Египта.

технологии древних
Еще один образец просверленного алебастрового сосуда культуры ольмеков со скульптурой ящерицы снаружи.

7. Ваза Обезьяны из Тескоко

технологии древних
Знаменитая «Обезьянья ваза» из Тескоко, шедевр древней каменной обработки обсидиана и один из самых ценных артефактов в Национальном музее антропологии Мехико.

Этот небольшой обсидиановый кувшин, возможно, один из самых изысканных предметов в Национальном музее антропологии в Мехико. Изготовленная из цельного куска обсидиана, она изображает обезьяну, держащую свой хвост над головой в качестве своеобразной ручки. Неизвестно, каким образом твердый обсидиан (разновидность черного вулканического стекла) был обработан примитивной цивилизацией, чтобы добиться идеальной зеркальной полировки без разрушения, и как он был так точно вырезан внутри со стенками толщиной всего в несколько миллиметров. Сосуд обнаружили в 1880 году в гробнице близ древнего города Тескоко, но о его происхождении до сих пор почти ничего не известно.

технологии древних
Другой вид на ту же «Обезьянью вазу» из Тескоко. Совершенную геометрию вазы и качество ее зеркальной полировки можно оценить со всех сторон.

8. Невероятные предметы из обсидиана и горного хрусталя

технологии древних
Набор замечательных обсидиановых ушных катушек, предположительно ацтекского производства. Толщина стенок составляет менее 1 мм, благодаря чему каждый диск выглядит почти прозрачным.

Похожие на вазу Обезьяны из Тескоко, но меньшего масштаба, эти катушки и подвески также сделаны из обсидиана. Они вырезаны до идеальной зеркальной полировки, а стенки настолько тонкие, что почти прозрачные. Известны и другие образцы из горного хрусталя и других чрезвычайно твердых и хрупких камней. Остается загадкой, как такой уровень мастерства был достигнут без помощи сложных продвинутых инструментов народом, который не знал ничего о токарном станке. 

9. Полированные базальтовые статуи

технологии древних
Базальтовая змея, также предположительно изготовленная ацтеками. Камень отполирован до идеального зеркального блеска.

Тот же уровень зеркальной полировки, что и на самых маленьких предметах из обсидиана и нефрита, можно найти и на некоторых более крупных базальтовых статуях, например, на ряде великолепных свернувшихся змей. Эти произведения искусства поражают не только чрезвычайно точным исполнением, но и точной геометрией, которая определенно наводит на мысль об использовании машин или других неизвестных механических методов для резки и придания формы камню.

технологии древних
Фрагмент другой скульптуры свернувшейся кольцами змеи, вид снизу. Обратите внимание на идеальную геометрию чешуи и спиралевидную форму скульптуры, благодаря которым она считается одним из лучших произведений искусства всех времен.

10. Кодекс Ботурини

технологии древних
Иллюстрация из Кодекса Ботурини, изображающая миграцию ацтеков из Ацтлана на мифическую гору Коатепетль.

Загадка Кодекса Ботурини заключается не в том, как он был сделан, а в его содержании. Один из немногих сохранившихся кодексов ацтеков, он содержит подробный рассказ о переселении ацтеков из мифического места под названием Ацтлан, изображенного в виде большого острова, окруженного водой. Из Ацтлана ацтеки якобы пришли в Мезоамерику, пройдя через ряд мифических и реальных исторических мест. Некоторые убеждены, что Кодекс Ботурини хранит память о переселении предков ацтеков из Атлантиды. Само название Ацтлан можно перевести как “место белизны” или “белый остров”. Не менее легендарный Чикомосток, “Место семи пещер”, откуда вышли предки ацтеков, чтобы заселить землю, представляется как следующий этап миграции ацтеков после их ухода из Ацтлана.

Читайте также: Таинственные технологии древней цивилизации Тиуанако

Поделиться