Осирис, зеленокожий бог подземного мира, владыка загробного мира и судья мертвых, – один из самых известных богов Древнего Египта. Его история давала его последователям уверенность в жизни после смерти, в том, что Нил сохранит плодородие их земель, и вдохновляла на то, каким должен быть царь. Это единственное божество, которое в древнеегипетских письменах называется просто “бог”, что является верным признаком того, что Осирис был могущественным и популярным. Осирис считался добрым богом, и ему приписывали обучение человечества земледелию, искусствам, религии, законам и морали. А его последователи очень любили устраивать праздники в его честь.
Содержание
Осирис и фараон
Некоторые ученые предполагают, что Осирис мог происходить из Нижнего Египта как очень древний царь Бусириса. Однако более вероятным представляется, что он был местным богом Бусириса, олицетворявшим плодородие подземного мира. Так или иначе, к 2400 г. до н.э. роль и сфера влияния Осириса расширились, и он стал связан с фараоном. Эта связь была тройной: во-первых, в его историю вошла роль первого царя Египта – того, кто установил ценности, которым следовали последующие цари. Во-вторых, он считался отцом царя, поскольку был мужем Исиды, а она, по преданию, была матерью фараона. Наконец, Осирис – это высший аспект, в который фараон стремился превратиться после смерти.
Сын богов – начало мифа об Осирисе
Имя “Осирис” – это греческая форма египетского имени Асир (или Всир, или Асар), которое может означать “Могущественный”, “тот, кто видит трон” или “тот, кто председательствует на своем троне”. Позднее Осирис стал называться Ун-Нефер – “открывать, проявлять, делать явным добро или красоту”.
Начиная с V династии (около 2513-2374 гг. до н.э.) Осирис также входил в Эннеаду (она же Великая Эннеада и Эннеада Гелиополя) – группу из девяти египетских божеств, которым поклонялись в основном в Гелиополе, но влияние которых распространилось и на остальную часть Египта. Тогда же Осирис стал известен как первый ребенок Геба и Нут.
Геб и Нут были детьми Шу и Тефнут, созданных первым богом Атумом. Братьями и сестрами Осириса были Сет, Нефтида и Исида. Эти три существа сыграли ключевые роли в мифе об Осирисе.
Миф об Осирисе и Исиде… и Сете
Существует несколько вариаций мифа об Осирисе, но в целом история начинается с того, что Осирис становится царем древних египтян. То ли из-за того, что его жена и сестра Исида получила власть вместо него, когда он был в отъезде, распространяя цивилизацию, то ли из-за чистой зависти, Осирис разозлил своего брата Сета. Сет был возмущен успехами Осириса и, по преданию, задумал убить своего брата после того, как жена Сета Нефтида, выдав себя за Исиду, соблазнила Осириса. В результате их союза появился бог Анубис. По некоторым версиям, Сет также вожделел Исиду.
Интересно отметить, что считалось, что Нефтида была бесплодна до того, как забеременела от Осириса. Позднее эта часть мифа была связана с цветами египетской пустыни, которые не распускались в течение многих лет, пока большой потоп (Осирис) не помог бесплодной земле (Нефтида) стать плодородной и дать им жизнь (Анубис). В мифах также говорится, что Анубис оказал честь своему отцу Осирису, предоставив ему должность бога подземного мира.
Вскоре Сет разработал план мести. Согласно Плутарху, Сет либо утопил, либо убил Осириса. В этой истории часто рассказывается о прекрасном сундуке, сделанном по размерам Осириса. Сет приказал изготовить сундук, а затем пригласил брата на пир. Во время пира он пообещал удивительный сундук тому, кто сможет в него поместиться. Попробовали все, но поместился только Осирис. Как только Осирис лег в сундук, Сет заколотил крышку гвоздями. Затем он запечатал сундук расплавленным свинцом и бросил его вместе с братом в Нил.
Сундук (который, по некоторым данным, послужил основой для создания египетских саркофагов) был вынесен в море и затем пристал к тамарисковому дереву, растущему недалеко от Библоса в Финикии. Дерево со временем разрослось вокруг сундука с богом, и он оставался там до самой смерти. Позже местный правитель решил, что ему нравится это дерево, и, не зная, что в нем находится тело Осириса, приказал сделать из дерева колонну для своего дворца.
Исида отправилась на поиски своего возлюбленного и в конце концов наткнулась на дворец, где, переодевшись в старуху, была принята в дом и ухаживала за детьми царя. Когда после спасения одного из сыновей царя она призналась, что она богиня, царь предложил ей все, что она пожелает. Она выбрала колонну, и таким образом Исида нашла останки Осириса.
Возрождение, осквернение и воскрешение
Богиня вернулась в Египет вместе со своим мужем и занялась восстановлением его физического тела. Исида превратилась в коршуна (птицу). С помощью магических слов и биения крыльев она на время оживила его и зачала от него ребенка. Этим ребенком был Гор. Затем она спрятала тело своего мужа и посвятила жизнь воспитанию сына.
Но однажды на охоте Сет обнаружил тело Осириса. Чтобы не дать брату получить заслуженное погребение, разгневанный Сет разрубил тело Осириса на различные части, число которых в текстах различно: 14 (половина лунного месяца), 16 (идеальная высота подъема уровня воды в локтях) или 42 (число номов Египта). Естественно, все части тела разбросали по территории Египта.
Исида узнала о том, что седал Сет, и собрала все части тела Осириса, которые смогла найти. Единственной частью, которую она не смогла найти, был его пенис, который съела рыба оксиринх (в Древнем Египте она была запрещена в пищу) – вид нильской рыбы-слона. С помощью Нефтиды и Анубиса Исида, как могла, залатала тело Осириса и подготовила его к погребению. Тогда же была создана первая мумия, а Анубис стал ассоциироваться с бальзамировщиками. Увидев все это, другие боги (по крайней мере, Ра) воскресили Осириса, но, поскольку из-за рыбы он был неполноценным, он уже не мог править в стране живых. Поэтому он стал правителем и судьей подземного мира. Позже Гор отомстил за своего отца, убив Сета и став новым царем Египта.
Осирис как египетское божество подземного мира
Осирис не был божеством подземного мира (Дуат), которого следовало бояться. Более того, его репутация доброго и благожелательного царя создавала у людей, приближающихся к концу своей жизни, чувство защищенности. Хотя самого божества бояться не стоило, попасть в его владения было непросто. Умершему полагалось достойное погребение, заклинания из “Книги прихода дня” (более известной сегодня как “Книга мертвых”) и “Книги врат”, а также амулеты, помогающие пройти опасный путь через подземный мир в зал суда, где его сердце взвешивали против пера Маат.
Это практически гарантировало, что человек, прошедший этот путь, будет принят в загробный мир, поскольку древнеегипетский суд не стремился к совершенству, а искал равновесия. Если человек мог убедить благосклонного Осириса в том, что он достоин быть там, он мог остаться.
Аналогия с подземным миром дает еще одно объяснение тому, почему Осирис часто изображался в виде мумифицированного фараона – умершие фараоны ассоциировались с ним и мумифицировались, чтобы быть похожими на него.
Осирис – бог-аграрий?
Хотя на первый взгляд может показаться противоречивым, Осирис также считался богом плодородия – по крайней мере, с точки зрения плодовитости сельского хозяйства. Но если посмотреть на сельскохозяйственный цикл смерти и возрождения, то можно понять, чем это объясняется. Для древних египтян Осириса символически убивали, и его тело ломали на полу гумна при каждом сборе урожая. Затем происходило разлитие Нила, и земля (его тело) вновь возрождалась. Эти факторы можно легко сравнить с элементами мифа об Осирисе.
В одном из аграрных ритуалов для изображения Осириса из земли изготавливалась фигурка, которая помещалась в небольшой саркофаг. В эту землю сажали семена и затем поливали их, создавая “сад Осириса”, или то, что некоторые называют “зерновыми мумиями” или “кукурузными мумиями”. Когда из саркофага вырастали растения, считалось, что божество вернулось к жизни. Некоторые из этих статуэток, названные в этом контексте “кроватями Осириса”, были найдены в фиванских гробницах, где они были покрыты остатками пшеницы или ячменя. В гробнице Тутанхамона археологи нашли несколько прекрасных образцов, сделанных из ячменя и полбы.
У древних египтян также существовала легенда о том, что их народ был каннибалом, пока Осирис и Исида не научили его земледелию и не убедили заниматься им. Хотя нет убедительных доказательств того, что древние египтяне поедали друг друга, им, по-видимому, нравилась идея о том, что Осирис навел порядок в их цивилизации.
Символы Осириса
Самое древнее из найденных изображений Осириса относится к 2300 г. до н.э., но по-настоящему популярным он стал только в эпоху Нового царства (1539-1075 гг. до н.э.). Продолжая сельскохозяйственную тему, тело Осириса иногда изображалось в виде поля, а сам он был связан с изображениями деревьев, что присутствует практически во всех гробницах-кенотафах Осириса. Цвет его кожи также свидетельствует об этой связи: если она была зеленой, то это могло символизировать возрождение растительности, а если черной – плодородные почвы долины реки Нил.
Осирис отличается от большинства других известных египетских божеств тем, что он изображается человеком, а не антропозооморфным (человек/животное) существом. Большинство изображений бога подчеркивают его роль как правителя подземного мира, показывая его завернутым с груди вниз в бинты мумии. Если он не в бинтах, то в плотно облегающей одежде.
Как царь Египта он изображался с короной Атеф – комбинацией Хеджета, короны Верхнего Египта, со страусовым пером на каждой стороне. Власть Осириса выражалась в его руках, скрещенных перед грудью, – эти предметы символизировали плодородие земли и власть царя. Осирис также изображался с длинной, изогнутой накладной бородой мертвого бога.
Другим символом Осириса является столб Джед. Он символизирует стабильность и продолжение его власти и, возможно, представляет собой его позвоночник. Иногда столб украшался короной Атеф или двумя глазами Уджат, а иногда на нем изображались молот и копьё. Этот столб считался важным элементом и ритуально воздвигался во время некоторых абидосских праздников. Поднятие столба Джед было связано с воскрешением Осириса – неизменного монарха.
Возникновение культа Осириса и его ритуалы
Абидос стал центром культа Осириса, так как древние египтяне считали, что здесь была захоронена голова божества. Городской некрополь был самым популярным местом для погребения, если человек мог себе это позволить и имел достаточно высокий статус, чтобы быть погребенным рядом с божеством. Следующим по популярности вариантом была установка рядом с местом захоронения стелы с именем покойного.
Другим важным святилищем Осириса был Бусирис (Джеду), где на двух столбах Джеда можно было увидеть название города. Третьим ключевым местом для последователей Осириса был остров Биггах (Сенмет). На этом небольшом острове, по преданию, покоилось тело Осириса. Но ареал распространения культа Осириса был гораздо шире, поскольку во всех городах, претендовавших на место захоронения части его расчлененного тела, также имелся кенотаф богу.
Хотя первоначально умершие цари были единственными, кто мог ассоциировать себя с Осирисом после смерти, к 2000 г. до н.э. с божеством мог быть связан каждый умерший человек. Ассоциация с Осирисом означала не само воскрешение, а возобновление жизни на том свете и через своих потомков. Его популярность была закреплена благосклонным характером бога в загробном мире, а также его ролью в создании порядка и закона. Люди видели в нем бога, способного защитить их при жизни и справедливо судить в подземном мире.
Став более доступным для обычных людей, Осирис стал более популярным, и его культ распространился по всему Египту, причем иногда бог присоединялся к другим божествам плодородия и подземного мира или поглощал их. Эта способность включать в себя местных богов позволила культу Осириса сохранять свою значимость вплоть до эллинистического и римского периодов. Например, Серапис – эллинистический бог, объединивший Осириса с Аписом – священным быком Мемфиса. Греко-римские писатели также усматривали связь между своим богом Дионисом (Вакхом) и египетским божеством. Осирис пал только с возникновением христианства. Но это не помешало ученым найти некоторые сходства между христианством и историей древнеегипетского бога.
Хотя Осирис был судьей мертвых, он также ассоциировался с возрождением, поэтому праздники, связанные с ним, как правило, были больше направлены на празднование жизни. Это уже отмечалось на примере статуэток Осириса, призванных повысить плодородие земли.
Процессии и ночные ритуалы также проводились в его храмах, и ключевыми элементами этих обрядов были аспекты его жизни, смерти и возрождения. Смерть Осириса отмечалась на празднике Падения Нила, а его воскрешение – на празднике Джед-столба. Приведенный ниже раздел гимна Осирису позволяет судить о том, насколько популярны были его праздники и сам бог у древнеегипетского народа:
“Тебе приносят жертвы все человечество, о владыка, которому воздаются почести и на небе, и на земле. Много радостных криков возносится к тебе в праздник Уак (17-й и 18-й дни месяца Тот), и возгласы восторга возносятся к тебе от всего мира в один голос. Ты – вождь и князь братьев твоих, ты – князь общества богов, ты везде утверждаешь право и истину, ты сажаешь сына своего на трон свой, ты – предмет похвалы отца твоего Геба и любви матери твоей Нут. Ты очень могуч, ты низвергаешь противящихся тебе, ты силен рукой и истребляешь врагов своих.
Ты наводишь страх на врага твоего, удаляешь границы его, сердце твое непоколебимо, ноги твои бдительны. Ты наследник Геба и владыка всей земли. Ты создал эту землю рукою твоею, и воды ее, и ветер ее, и траву ее, и весь скот ее, и всех крылатых птиц ее, и всех рыб ее, и всех гадов ее, и всех четвероногих зверей ее. Ты, сын Нут, весь мир радуется, когда ты, подобно Ра, восходишь на трон отца твоего.
Ты сияешь на горизонте, ты посылаешь свой свет во тьму, ты делаешь тьму светлой своим двойным шлейфом, и ты заливаешь мир светом, как диск на рассвете. Диадема твоя пронзает небо и становится братом звезд, о ты, форма всех богов. Ты милостив в повелении и в речи, ты благосклонен к великому сонму богов, и ты очень любим среди меньших богов”.
Другим важным аспектом поклонения Осирису было представление драматических сценок, отражающих жизнь, смерть, мумификацию и воскрешение божества. В спектаклях участвовали местные жрецы и важные члены общины, а в шуточных поединках между последователями Гора и последователями Сета могли принять участие все желающие. Некоторые сцены отличались особой жестокостью, и даже известны случаи, когда театрализованное насилие становилось реальным и приводило к гибели людей.
После того как в битве побеждали последователи Гора, участники праздника выносили из внутреннего святилища храма золотую статую Осириса, чтобы все желающие могли осыпать ее дарами. Затем ее проносили по городу и, наконец, устанавливали в открытом святилище, чтобы бог мог наблюдать за праздником, а люди – любоваться им. Это извлечение статуи из мрака храма также отражало воскрешение Осириса.
Читайте также: Потаенная история Египта: Хемиты