Одним из великих храмов, построенных в нововавилонский период (626-539 гг. до н. э.), золотой век города Вавилона, был храм Нинмах. Храм построили рядом со знаменитой Дорогой процессий и воротами Иштар, главными воротами, ведущими в город Вавилон, и он служил свидетельством божественного благоговения и архитектурного мастерства.
Во внутреннем святилище храма Нинмах была зона, предназначенная исключительно для женщин, где почитательницы собирались, чтобы принять участие в ритуальных обрядах купания и помолиться о своих детях и браке. Культ Нинмах отличался тем, что был женоцентричным, а храм Нинмах отражал глубокое почитание богини, создавшей человечество. В наши дни люди также стремятся к созданию новых форм интеллекта, подобно божественным деяниям Нинмах в сотворении человечества.
Содержание
Изучение храма Нинмах в контексте золотого века Вавилона
Поклонение Нинмах (по-шумерски Великая госпожа), которую в месопотамской литературе также называли Мах, Нинтур и Белет-или, относится как минимум к третьему тысячелетию до нашей эры, когда она занимала видное место в качестве шумерской богини плодородия. Она упоминается в таких древних эпосах, как аккадский “Атрахасис” и шумерский “Энки и Нинмах”, где рассказывается о ее роли в сотворении человечества.
В этих ранних эпосах Нинмах первоначально стояла рядом с главными божествами шумерского пантеона, включая Энлиля, Эна и Энки. Однако, судя по всему, во втором тысячелетии до н. э. ее значимость снизилась, вероятно, под влиянием смены теологических тенденций в пользу мужских божеств во время правления Хаммурапи Вавилонского, правившего с 1792 по 1750 гг. до н. э.
Древность сказаний о Нинмах заставляет предположить, что храм Нинмах, возведенный в нововавилонский период, мог черпать вдохновение из гораздо более древнего святилища. Тем не менее, чтобы понять, чем было вызвано стремление нововавилонских царей воскресить свое шумерское и аккадское наследие, необходимо глубоко погрузиться в исторический контекст.
Сам город Вавилон, корни которого уходят в 23 век до нашей эры, превратился из провинциального форпоста при Третьей династии Ура в грозную столицу Аморейского царства, основанную в 1894 году до нашей эры царем Сумуабумом, первым из Аморейской династии в Вавилоне. Однако настоящий расцвет Вавилона как политической державы произошел под руководством царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), в правление которого город возвысился до статуса политической столицы Южной Месопотамии.
В 1595 году до н. э. Вавилон подвергся набегу хеттов, что привело к почти тысячелетнему иностранному владычеству целой череды империй, прежде чем в нововавилонский период контроль над городом был восстановлен местными жителями. Несмотря на постоянные вторжения иноземцев, Вавилон сохранял свою привлекательность, служа центром сменяющих друг друга империй до своего возрождения в нововавилонскую эпоху.
В 626 году до н. э. Вавилон пережил возрождение при халдейском вожде по имени Набопаласар, который сделал Вавилон столицей своего царства после смерти ассирийского правителя Ассурбанипала. При его сыне, Навуходоносоре II (605-561 гг. до н. э.), Вавилон стал имперским городом, центром Нововавилонской империи.
Этот период стал, пожалуй, золотым веком Вавилона, отмеченным строительством таких знаковых достопримечательностей, как Ворота Иштар и Дорога процессий. Они были воздвигнуты в качестве выдающихся элементов главного входа в город, символизируя величие и культурное богатство Вавилона, и были украшены яркими рельефами львов, быков и драконов из глазурованного кирпича. Львы были символом богини Иштар, богини любви, сексуальности и олицетворения планеты Венера.
Среди этих архитектурных чудес возвышался храм Нинмах, стратегически расположенный рядом с Дорогой процессий и воротами Иштар, что подчеркивает его значение в городской картине Вавилона. Отражая консервативный дух нововавилонских правителей, эти сооружения были проникнуты благоговением перед наследием предков Вавилона, отдавая дань уважения не только божествам вроде Нинмах, но и предшественникам, которые превратили Вавилон в символ величия.
История храма Нинмах
Храм Нинмах состоял из внутреннего двора, окруженного комнатами, в том числе священной комнатой, в которой находилась статуя богини Нинмах. Храм, по-видимому, был также своего рода общественным центром, где люди собирались, чтобы обсудить важные дела и посоветоваться со жрецами. Таким образом, он был политическим и культурным центром города, а также религиозным или культовым местом.
Во внутреннем дворе храма находился священный колодец, один из нескольких священных колодцев, расположенных в местах поклонения вокруг города Вавилона. Во внутреннее святилище храма Нинмах допускались только женщины, которые использовали воды колодца для ритуального омовения. Здесь же женщины возносили молитвы о своем замужестве, о потомстве и успешных родах.
Храм Нинмах на протяжении своей истории претерпел множество циклов разрушения и восстановления. Археологические находки свидетельствуют об уникальной закономерности: при каждой перестройке храм возводился на несколько метров выше, чем его предыдущее воплощение. Благодаря такому поэтапному подходу к реконструкции удалось сохранить часть оригинальных стен из белой известково-гипсовой штукатурки от ранних версий храма.
Археологи также обнаружили, что не все этапы строительства храма пришлись на нововавилонский период. Например, нынешний мощеный пол храма относится к парфянскому периоду (247 г. до н. э. – 24 г. н. э.). Хотя прямых исторических свидетельств о его разрушении нет, храм Нинмах, скорее всего, был уничтожен или, по крайней мере, сильно поврежден после восстания против персидского царя Ксеркса I в 482 году до н. э., когда укрепления города и его храмы были разрушены персидскими войсками.
Храм Нинмах мог быть также восстановлен или отремонтирован после 331 года до н. э., когда Александр Македонский захватил Вавилон и приказал восстановить его храмы. Перед своей смертью в 323 году до н. э. Александр Македонский намеревался сделать Вавилон столицей своей новой империи. Продолжение использования храма в парфянский период, о чем свидетельствуют мощеные полы храма парфянской эпохи, позволяет предположить, что культ Нинмах был важной частью вавилонской культуры и религии вплоть до III века до н. э., если не позже.
Храм Нинмах был впервые раскопан в современное время археологической экспедицией Кольдевея, которая работала с 1899 по 1914 год. В 1980-х годах храм был реконструирован с помощью иракских археологов по приказу тогдашнего президента Ирака Саддама Хусейна в рамках попытки восстановить славу вавилонского прошлого Ирака в целях сохранения наследия.
Несмотря на популярность и реставрацию, Храм Нинмах продолжал разрушаться в результате повышения уровня грунтовых вод и осадков минеральных солей, переносимых водой, а также других проблем с обслуживанием. Но он все равно остается непреходящим наследием месопотамского искусства, религии и культуры.
Нинмах в вавилонской мифологии
Нинмах играет важную роль в нескольких ранних шумерских эпосах как шумерская богиня-мать, богиня деторождения, плодородия и создательница человечества. В одном из ранних шумерских рассказов, “Энки и Нинмах”, богиня Нинмах и Энки соревнуются в создании существ из глины, кульминацией чего становится создание людей. Мотивация этого соревнования – создание существ, которые будут выполнять ручную работу, от которой устали боги.
Роль Нинмах как создателя человечества развивается в более позднем эпосе “Атрахасис” (XVIII век до н. э.), аккадской истории о потопе. Согласно эпосу “Атрахасис”, низшие боги служат высшим богам, копая каналы и выполняя другую ручную работу. В конце концов, низшим богам надоедает такое отношение к ним, и они восстают против высших богов. Они штурмуют дом великого бога Энлиля, требуя изменить ситуацию. В ответ божественное собрание поручает богине Нинмах, которую в эпосе называют Нинту, Мами или Белет-или, создать человечество.
Нинмах в сотрудничестве с другими богами создает человечество из грязи и крови убитого бога. Этот божественный генезис наделяет людей священной сущностью, несмотря на то, что они были созданы для выполнения грязной работы. По мере того как человечество процветает и размножается, его шумное присутствие становятся все более ощутимыми, нарушая спокойный порядок божественного царства. Столкнувшись с нарастающим “шумом” людей, боги принимают судьбоносное решение: устроить очищающий катаклизм, стремясь стереть человечество с лица земли.
Единственный выживший – человек по имени Атрахасис и его семья, построившие лодку для себя и животных, которых они решили спасти. Самая известная версия этой истории, конечно же, библейский рассказ о Ноевом ковчеге. После потопа боги все еще обеспокоены ростом человеческой популяции, поэтому они делают для человечества деторождение опасным для здоровья, чтобы контролировать численность населения. Нинмах назначают ответственной за роды, а точнее, за контроль над рождаемостью.
Несмотря на то, что после правления Хаммурапи Нинмах перестала быть божеством, связанным с рождением детей и плодородием. Вавилоняне, по-видимому, считали ее благосклонным божеством, другом человечества, особенно рожениц. В этом смысле вавилонская Нинмах имеет общие параллели с египетской богиней Исидой, поскольку обе они почитались за свои воспитательные и защитные качества.
Нинмах, как и Исида, занимала видное место в древнем месопотамском пантеоне в качестве благосклонной богини-матери. Хотя ее влияние сохранялось на протяжении веков, оно постепенно ослабело с упадком вавилонской цивилизации и появлением новых религиозных верований в эллинистический и римский периоды.
Нинмах и гуманизм
Каждая история творения раскрывает то, что культура думала о себе и о состоянии человека. В месопотамской мифологии роль человечества часто изображается как роль рабочих для богов, что предполагает взгляд на человеческое существование, основанный на рабстве. Богам надоело копать канавы, и они создали людей, чтобы те выполняли за них эту работу. После потопа в “Атрахасисе” у человечества появляется другая роль – кормить богов и приносить им жертвы.
Нинмах выделяется среди месопотамских божеств тем, что изображает человечество не просто слугой богов. Вместо того чтобы подчеркивать рабство, роль Нинмах, похоже, была направлена на служение человечеству. Она отвечала за успешные роды и выживание потомства, что подчеркивает ее воспитательные и защитные качества. Расположение ее храма рядом с храмами других главных божеств, у главного входа в Вавилон, говорит о том, что вавилоняне признавали ее важность. Доступ к богине Нинмах был необходим для выживания человечества, обеспечивая успешное воспроизводство и продолжение рода.
Нинмах в своей роли создательницы человечества одновременно похожа и отличается от греческого титана Прометея, создателя человечества в греческой мифологии. Нинмах и Прометея объединяет их благосклонность к человечеству как к тем, кого они создали. Разница, однако, заключается в том, в какой степени они заступаются за людей. Прометей поддерживает человечество, похищая огонь у богов и даруя его им, за что подвергается суровому наказанию со стороны Зевса. И наоборот, хотя Нинмах проявляет благосклонность к человечеству, ее действия в конечном итоге служат интересам богов, особенно в регулировании численности населения через деторождение, даже когда женщины просят ее о помощи в этих вопросах.
В наши дни Прометей часто воспринимается как освободитель человечества. Нинмах, напротив, больше похожа на селекционера, работающего от имени месопотамских богов над производством хороших рабов, а также над тем, чтобы человеческая популяция не вышла из-под контроля. Это не значит, что греческие боги воспринимались как более благожелательные, чем месопотамские, но разница в греческом и месопотамском мифе может указывать на разницу в теологической антропологии древних греков и теологической антропологии древних месопотамцев.
Этот контраст между греческой и месопотамской точками зрения может означать, что древнегреческая теологическая антропология придерживалась более оптимистичного взгляда на человеческий потенциал по сравнению с древнемесопотамской. В то время как месопотамские верования представляли людей вечными слугами богов, греческая мысль, казалось, таила в себе проблеск надежды на эволюцию человечества за пределами рабства. Это теологическое различие отражено в таких институтах, как храм Нинмах, который воплощает месопотамскую теологическую антропологию.
Нинмах и современный мир; люди сами стали Нинмах?
Обоснование шумерскими богами создания человечества отражает современное стремление к созданию роботов и искусственного интеллекта. Как боги создали людей для выполнения задач, которые они считали нежелательными, так и мы создали роботов для выполнения работы, которую считаем тяжелой и неприятной.
Как Нинмах создала людей, чтобы сократить трудозатраты месопотамских богов, так и люди создали роботов и искусственный интеллект, чтобы сократить трудозатраты людей. Но в отличие от людей из месопотамской мифологии, которые не помышляли узурпировать богов, есть опасения, что искусственный интеллект сможет сделать именно это. Древним вавилонянам, вероятно, и в голову не приходило, что они могут заменить свою богиню-мать, но мы опасаемся, что наши творения могут сделать это с нами.
Человеческая Нинмах боится, что ее заменят в ее же собственном храме. Неужели люди следовали роли Нинмах только для того, чтобы оказаться в роли Прометея? Оригинальный вавилонский храм Нинмах сейчас представляет собой руины, покинутые людьми. Храм человеческой Нинмах может оказаться заселен рукотворными преемниками человечества.
Читайте также: Гадания и предзнаменования в месопотамской цивилизации