Тайны древней тибетской религии бон

Высоко в горах Тибета, среди величественных вершин и захватывающих дух пейзажей, есть духовная традиция, которая выдержала испытание временем. Религия бон, одно из самых древних и загадочных верований Тибета, возникла еще до буддизма и практикуется уже тысячи лет. Благодаря своему анимистическому мировоззрению, богатому пантеону богов и духов и сложным ритуальным практикам, религия бон представляет уникальный взгляд на духовное наследие Тибета. От ярких и красочных танцев чам до мощного использования магии и глубокого почитания мира природы, бон является живым свидетельством непреходящей силы человеческого духа и его связи с божественным. Здесь собрано все, что вам нужно знать об этой удивительной религии.

Она старше буддизма

Сегодня Тибет наиболее широко ассоциируется с буддизмом. Религия бон намного старше тибетского буддизма и практиковалась в Тибете задолго до появления здесь буддизма.

Никто точно не знает, сколько ей лет, но говорят, что не менее 3000-4000 лет, а некоторые источники утверждают, что она возникла еще в 3000 году до нашей эры. Это делает его одной из старейших религиозных традиций Тибета и означает, что бон существовал задолго до появления буддизма в 7 веке нашей эры.

Слово “бон” берет начало из языка бонпо и означает “призывать богов”. Религия древняя, но с годами она сильно изменилась. После прихода в Тибет буддизма большая часть учения бон была усвоена, и две религии объединились. Влияние буддизма на бон привело к созданию двух религиозных школ – Новый Бон и Старый Бон.

тибет

Анимистическая религия

Бон совершенно не похож на большинство современных религий. Это связано с ее анимистическим мировоззрением. Это вера в то, что все во Вселенной, от камней и деревьев до животных и людей, обладает духовной энергией. Последователи бона считают эту энергию источником жизненной силы и самой жизни. Для них все связано сложной паутиной взаимозависимых духовных сил. 

Еще более примечательно, что поскольку все обладает духовной энергией, у всего есть уникальный дух или душа. Последователи религии бон верят, что с этими духами можно разговаривать. Связываясь с духами и умиротворяя их с помощью подношений, они верят, что могут принести баланс и гармонию во Вселенную.

Все это означает, что религия бон имеет глубокую духовную связь с миром природы. Люди, исповедующие эту религию, глубоко убеждены в важности защиты и сохранения окружающей среды. Для них мир – это священное место, и мы здесь для того, чтобы защищать его.

тибет
Четвертое божество — “Учитель”, Тонпа Шенраб Мивоче. Ему поклоняются как основателю религии бон.

Разнообразный пантеон богов

В религии бон существует невероятно разнообразный пантеон богов, причем боги представляют различные аспекты природы и природных сил, в которые верят последователи этой религии. Они верят, что их боги играют активную роль в формировании Вселенной, и существуют различные ритуальные практики, которые можно использовать для обращения к богам за защитой и руководством. 

Бонские божества делятся на группы, от которых ответвляется множество подгрупп. Две основные группы – мирные и гневные.

Из мирных божеств наиболее важными являются “Четыре трансцендентных владыки”, причем каждое из этих божеств имеет множество различных форм и проявлений. В общем, все это очень запутанно.

“Богом-матерью” является Сатриг Эрсанг. Это женщина-будда, чье имя означает мудрость. Ее часто изображают как Шераб Чамма, любящую повелительницу мудрости. Бонские божества часто ассоциируются с различными цветами, а мать ассоциируется с белым цветом.

Шенлха Окар – “Бог” или “Жрец мудрости белого света”. Божество мудрости, света и сострадания. Он связан с небом и погодой, и считается, что он управляет погодными условиями и стихийными бедствиями. Его благословения ищут фермеры и все те, кто полагается на хорошую погоду в качестве источника средств к существованию.

Третье божество – “Создатель” – Сангпо Бумтри. Это божество-создатель, которому поручено порождать существа мира. Он играет важную роль в мифах о сотворении мира и космогонических мифах бон. 

Четвертый – “Учитель” – Тонпа Шенраб Мивоче. Ему поклоняются как основателю религии бон. Его считают великим учителем и духовным наставником, чьи учения принесли мир и процветание древнему Тибету.

тибет
Божество Цочог Кагьинг – тангка гневных божеств.

Помимо этих четырех основных божеств, существуют Бон Йидамы. Это гневные божества, которые используются в медитативной тантрической практике. К этому классу божеств относятся такие боги, как Магью Сангчонг Тартуг, Трово Тскочонг Кхагинг и Велсе Нгампа. Их имена имеют довольно устрашающие значения, например, “Свирепое пронзающее божество” и “Огненная гора”.

Кроме того, у бон есть целый ряд божеств-покровителей, а также божества, которые не входят ни в одну другую группу, например, Чучам, богиня воды. Многие из этих богов и богинь стирают границы между тем, что считается богами, а что – могущественными духами.

Духи и демоны 

Помимо многочисленных богов и богинь, религия бон также является домом для многочисленных духов и демонов. Эти существа часто ассоциируются с определенными природными явлениями и географическими местами.

Одним из наиболее важных видов духов являются Лха. Это доброжелательные духи, которые живут в таких природных объектах, как горы, реки и озера. Они способны влиять на мир природы и людей, живущих на их территории. Поэтому последователи религии бон обычно делают подношения и молятся им в обмен на их защиту и благословение.

В бон также существует множество “местных божеств”, называемых Цен. Подобно Лха, Цен обычно связаны с определенными регионами Тибета. Им поклоняются как защитникам земли и тех, кто на ней живет. 

Однако в бонском спиритизме не все солнечно и радужно. Бон также рассказывает о различных демонах и злобных духах. Среди них одним из самых могущественных считается Агье, существо, ответственное за распространение болезней и недугов. Агье часто изображается в виде свирепой демонической фигуры с короной из черепов и телом, обвитым змеями. Там, где, как опасаются, распространилось его влияние, используются такие ритуалы, как экзорцизм и очистительные песнопения, чтобы защитить общину и очистить регион от ужасного влияния Агье. 

Другой пример – Шри, вид женского демона, который нападает на беременных женщин и детей, вызывая, например, выкидыши. Обычно ее изображают в виде страшной фигуры со свирепым выражением лица и острыми зубами. 

Менее страшной формой недоброго духа являются гдоны, злобные духи, которые могут причинять вред людям. Обычно их связывают с определенными болезнями, несчастными случаями и стихийными бедствиями. Верующие в бон часто делают подношения, чтобы защититься от их влияния.

тибет
Демоны в ритуальных танцах.

Смерть – сложный процесс

У бон интересный подход к жизни и смерти. Смерть не рассматривается как конец жизни, а является лишь частью естественного цикла рождения, смерти и возрождения.

Когда человек впервые умирает, его душа переходит в высшее царство, известное как промежуточное состояние, бардо. Считается, что это состояние длится 49 дней, пока душа проходит процесс очищения и оценивается перед перерождением.

Во время бардо душа проходит через несколько различных состояний, включая мирные и гневные видения и встречи с некоторыми из многочисленных божеств и духов бон. Этот процесс призван помочь душе отпустить все земные привязанности и подготовиться к перерождению и следующей жизни.

тибет
Изображение, представляющее цикл жизни и смерти. Он показывает шесть сфер существования, в которых существо может перевоплощаться в соответствии с космологией бон.

Хотя в религии бон нет ада, ее учения подчеркивают важность добродетельной и осмысленной жизни. От того, как человек проживет эту жизнь, будет зависеть характер его следующего перерождения. 

Из-за анимистического мировоззрения бон люди могут переродиться практически кем угодно. Те, кто прожил хорошую жизнь, могут вернуться в виде людей, животных или растений, а если грешили, то червем или даже камнем. 

Однако последователям бон не обязательно проходить через бардо в одиночку. Существуют различные практики и ритуалы, которые живые люди могут выполнять, чтобы поддержать душу близкого человека во время бардо. Специальные практики, такие как Чод, выполняются для того, чтобы помочь душе отпустить привязанности и достичь состояния ясности и освобождения.

тибет
Практикующие Чод у ступы Боднатх.

Магия, заговоры и заклинания

В бон большое значение придается способности общаться с различными божествами, духами и демонами. Обычно это делается через практику подношений, чтобы умиротворить эти существа и подкупить их за благословения.

Однако это не единственный способ влияния на высшие силы. Адепты верят в силу магии, использование заговоров и специальных заклинаний для воздействия на различные сферы.

Магия бон обычно называется “пхова” или “перенос” и использует ритуальные жесты, визуализации, а также произнесение священных слов и песнопений. Она может быть применена для множества целей. Считается, что целители бон пользуются магией для излечения физических и духовных недугов, произнося мантры и выполняя специальные магические ритуалы.

Магия также может быть использована для защиты себя и своих близких от злобных духов и демонов. Кроме того, с помощью магии можно гадать и предсказывать, чтобы избежать неприятностей еще до их наступления. Практикующие бон верят, что они могут читать будущее с помощью чтения узоров на тысячелистнике или форм облаков.

Энергетические ритуалы

Ритуалы и церемонии бон направлены на создание духовной связи с божественным. Для этого используются танцы, пение и музыка. Считается, что музыка является мощным средством для доступа к царству духов и вызова присутствия богов и духов.

Одним из лучших примеров важности танцев и музыки для религии бон является чам – красочный и сложный танец, который исполняется во многих общинах. Его обычно исполняют монахи и другие верующие и обычно изображают различные части бонской космологии, такие как боги, демоны и духи. 

Танец сопровождается музыкой, которая исполняется на традиционных инструментах – барабанах, рожках и цимбалах. Считается, что музыка этих инструментов может вызывать у танцоров трансовое состояние, которое связывает их с духовным миром.

тибет
Танец Чам. Гневные божества танцуют, чтобы очистить землю.

В этих церемониях и ритуалах также используются важные ритуальные предметы, которые применяются как инструменты для взращивания духовной силы и соединения с божественным. Как и все остальное в анимистическом мировоззрении бон, эти отдельные предметы обладают присущей им духовной силой, которую можно использовать в ритуальной практике.

Поскольку музыка является такой важной частью церемоний, не стоит удивляться, что одним из их самых важных ритуальных предметов является барабан. Считается, что барабаны представляют собой биение сердца Вселенной и могут быть использованы для того, чтобы помочь верующим соединиться с ритмами мира и вселенной, которые его окружают. 

Барабаны бон обычно изготавливаются из дерева и кожи животных и украшаются замысловатыми узорами. Считается, что звук, который они издают, обладает энергетическим эффектом и очищает человека.

тибет
Барабаны изготовлены из дерева с обшивкой из кожи и каури, хлопковой и шелковой фурнитурой.

Наряду с барабанами колокольчики также имеют важное ритуальное значение в религии бон. Они используются для представления женского аспекта божественного начала и могут очищать окружающую среду от негативных энергий. Колокольчики, используемые в ритуалах, обычно изготавливаются из металла и украшаются символами и рисунками, которые имеют духовное значение. 

Не только музыканты используют специальные ритуальные предметы. Не менее важной частью этих церемоний являются танцоры. Они носят красочные и сложные маски, которые, как считается, помогают танцорам воплотить духовные сущности, которые они представляют в своих танцах.

Халаты и другие церемониальные наряды также надеваются во время этих танцев и рассматриваются как важные ритуальные предметы. Люди верят, что эта специальная одежда способна защитить их и воплотить духовные качества, которые изображают танцоры. Халаты бон тоже украшаются символами и рисунками, имеющими особое значение.

Заключение

От ярких и красочных ритуалов до глубокого почитания мира природы, традиция бон предлагает уникальное окно в духовное наследие Тибета и непреходящую силу человеческого духа.

Возможно, самое поразительное в религии бон – это ее способность адаптироваться и развиваться с течением времени, оставаясь верной своим основным принципам и убеждениям. Несмотря на многочисленные трудности и потрясения на протяжении веков, ей удалось выжить и процветать, являясь источником вдохновения и духовного руководства для многих поколений тибетцев и людей в разных концах планеты.

Будь то практика медитации, совершенствование внутреннего мира или изучение мира природы, бон напоминает нам о том, что путь к духовному просветлению всегда открыт и доступен для тех, кто его ищет.

Читайте также: Древние вирусы возрастом 15000 лет обнаружены в тающих ледниках Тибета

Поделиться

Добавить комментарий