Греки и римляне изображали этих неуловимых жрецов в образе злодеев, купающихся в крови своих жертв. Кем же они были на самом деле?
Гай Верий Седат был уважаемым гражданином общины Шартра в начале II в. н.э. Он являлся членом местного городского совета (своего рода мини-сената), где под эгидой римского права вместе со своими коллегами следил за соблюдением законов и управлением городом. Галлия была завоевана Юлием Цезарем столетием ранее и теперь управлялась доверенными местными жителями, такими как Седат, под присмотром далеких римских чиновников.
Но Седат вел двойную жизнь. По вечерам он надевал мантию мага-священника и спускался в свой подземный храм в небольшом подвале дома. Там находились четыре большие курильницы, расположенные симметрично по углам комнаты. Он наполнял эти сосуды ароматическими, возможно, галлюциногенными травами и разжигал под ними костры. Когда наркотический дым становился достаточно плотным, он и его последователи начинали вызывать духов, выкрикивая их имена и прося у них наставлений в постижении темных искусств.
Кто же эти духи, с которыми нужно было так тайно связываться в небольшом помещении, тускло освещенном масляными лампами и мерцающими свечами? К счастью, одна из горелок для благовоний достаточно цела, чтобы внимательно изучить ее. На сосуде имеется надпись, сообщающая, кем был Седат: римским гражданином (о чем говорило его тройное имя) и председательствующим в ритуале, вызывавшим духов. Под надписью – длинный список имен духов, почти все из которых археологам неизвестны. Но одно из них выделяется: ‘Dru’. Если мы правильно предполагаем, что это сокращение от “друид” (а как же иначе?), то это единственное прямое археологическое свидетельство существования друидов.
Друиды издавна привлекали к себе внимание. Многие греческие и римские писатели упоминали о них со смесью благоговения, страха, отвращения и уважения. Друиды были занозой в боку у Рима, поскольку имели достаточное влияние в древней Британии и Галлии, угрожавшее расширению Римской империи, и представляли собой теневой класс жрецов, религиозных лидеров и даже борцов за свободу. Они разжигали сопротивление и смуту, с которыми римской армии было трудно бороться.
Друиды не оставили никаких письменных следов, поэтому их репутация до сих пор опирается на греческие и римские описания, рисующие этих неуловимых жрецов в виде злодеев, купающихся в крови человеческих жертв и призывающих страшных духов из темного потустороннего мира, чтобы уничтожить своих врагов. Но кем они были на самом деле? И откуда мы это знаем?
Более 30 греческих и римских писателей, начиная с 200 г. до н.э. и заканчивая IV в. н.э., были увлечены этим таинственным обществом магов. Существует много споров относительно правдивости древних авторов и их пересказов “фактов” о друидах. Однако есть один неоспоримый свидетель: Кай Юлий Цезарь. Он пробыл в Галлии около 10 лет в 50-х годах до н.э., возглавляя завоевательную войну римлян, и поэтому знал этот регион лично, а не полагался на информацию, полученную из вторых рук. А поскольку он писал свою хронику для последующей проверки сенатом в Риме, вряд ли ему сошли с рук причудливые фантазии, поскольку они могли быть опровергнуты его сослуживцами.
Цезарь, по-видимому, имел весьма глубокие познания в друидизме, полученные, по крайней мере частично, благодаря тесной дружбе с друидом по имени Дивитиак, который был еще и правителем видного галльского племени в восточной Галлии – эдуев, союзника Рима. О Дивитиаке мы знаем из другого источника того времени – комментария оратора Цицерона, который встречался с Дивитиаком в Риме и тепло отзывался о галльском друиде как об особо искусном в гадании.
Таким образом, в то время как многие античные авторы рисовали выдуманные негативные образы друидов, осуждая их как пропитанных кровью дикарей, скрывающихся в зловещих лесах, Цезарь уважал их за эрудицию как естествоиспытателей, учителей, целителей и их специализацию в общении с обитателями потустороннего мира. Именно это умение, по-видимому, оставило интригующие археологические следы, в том числе и обряд человеческих жертвоприношений.
В августе 1984 г. в ходе промышленных работ по вырубке торфа на Линдоу Мосс в Чешире (северо-запад Англии) был обнаружена ужасающая находка – части человеческого тела. Полицию вызвали для расследования возможного убийства, и вскоре было установлено, что части тела принадлежат молодому человеку. Однако этот человек умер не недавно, а около 2 тыс. лет назад, когда Британия находилась в процессе превращения в римскую провинцию.
Линдоу Мэн, как его назвали ученые, стал жертвой жестокого нападения, закончившегося его смертью и погребением в болотистой луже где-то в середине I в. н.э. Болото сохранило не только его скелет, но и кожу, волосы и внутренние органы – прекрасный материал для археологов. Он был в хорошей физической форме, ему было около 20 лет, и предполагается, что он был человеком высокого статуса, поскольку его ногти были в идеальном состоянии, а волосы на лице были аккуратно подстрижены бритвой (дорогой предмет ухода за собой в ту эпоху).
Причина значимости этого человека в контексте друидов кроется в содержимом его кишечника. Описание древних друидских ритуалов в Галлии есть у римского автора Плиния Старшего (писавшего в середине-конце I в. н.э.) в его масштабной “Естественной истории” – многотомном труде, описывающем природные диковинки всего известного мира. На шестой день после новолуния друиды собирались под священным дубом. Один из них взбирался на дерево, чтобы позолоченным серпом срезать с его ветвей омелу.
По свидетельству Плиния, друиды считали, что омела обладает духовной силой, способной как исцелять, так и способствовать плодородию посевов и скота. В последние часы перед своей жестокой смертью Линдоу Мэн съел специальную пищу – своего рода “последний ужин”, – которая содержала особую смесь семян, диких растений, зерен злаков и пыльцы омелы в достаточном количестве, чтобы сделать вывод, что он это был поджаренный на костре каравай.
Сложный способ убийства наводит на мысль о человеческом жертвоприношении. Он был оглушен сильным ударом по голове и перерезали горло. Затем, еще дышащего (в легких была обнаружена болотная вода), его бросили лицом вниз в болото: очень хорошо срежиссированное ритуальное убийство. А присутствие омелы, возможно, связывает его смерть с друидским жертвоприношением.
Изощренность убийства позволяет предположить, что оно было совершено тщательно и с намерением на некоторое время подержать жертву между жизнью и смертью. Болота сами по себе – места лиминальные и противоречивые, ни полностью сухие, ни полностью влажные. И даже после смерти тело Линдовского человека находилось между мирами, поскольку его консервация болотом не позволило останкам разложиться и тем самым, возможно, лишило его дух возможности присоединиться к предкам.
Не исключено, что географическое положение, где произошло убийство и захоронение Линдоу Мэна, имеет историческое значение. По крайней мере, за 10-15 лет до его смерти в Британии находились римские военные. Это было время, когда римская армия отходила на северо-запад от своих основных баз на юго-востоке, а под командованием римского полководца Гая Светония Паулина крупные силы прошли по диагонали через всю Британию, чтобы уничтожить главный бастион друидов, который, по словам Тацита, находился на острове Англси в Уэльсе. Вполне возможно, что казнь Линдоу Мэна могла быть жертвоприношением, призванным защитить остров с его друидским святилищем.
Если это так, то оно не сработало: римская армия сожгла его.
Тацит с отвращением писал о темных рощах на острове Англси, где обитали друиды и находились грубые и зловещие алтари, пропитанные кровью человеческих жертв. У нас нет однозначных археологических свидетельств подобных злодеяний на священном острове, но там есть одно место – небольшое болотистое озеро Ллин-Керриг-Бах, которое требует признания в качестве важного святилища позднего железного века. В начале 1940-х годов здесь проводились раскопки для подготовки посадочной полосы военного времени для гарнизона Королевских ВВС Валли.
В ходе раскопок было найдено большое количество предметов, в том числе железные цепи рабов, военное снаряжение, пара бронзовых котлов, красиво украшенные бронзовые орудия труда и, что особенно важно, крепления от скипетров. Все они, по-видимому, были намеренно брошены в болото. Здесь же были найдены кости животных и несколько человеческих останков. Могло ли это место быть тем, которое описал Тацит? Ллин Керриг, несомненно, было святым местом, куда приносили драгоценные дары, но не для хранения, а для умилостивления богов. Заманчиво представить, что здесь работали друиды.
Причина, по которой многие классические авторы так плохо отзывались о друидах, заключалась в их репутации как исполнителей человеческих жертвоприношений. Цезарь упоминает об этом в прагматическом ключе. По его словам, боги считали приемлемым использовать в качестве жертв людей, совершивших преступления, но, если запасы заканчивались, приходилось восполнять число невинными.
Другие римские авторы, такие как Тацит и Лукан, были явно в ужасе от такого “варварского” поведения. Однако в этом осуждении можно усмотреть двойные стандарты, поскольку отказ от человеческих жертвоприношений среди самих римлян произошел только в I веке до н.э. Подобное лицемерие римлян – хороший пример “предрассудков завоевателя”: намеренное преувеличение варварства с целью представить друидов и их народ не более чем дикарями, заслуживающими завоевания.
Существуют обширные археологические свидетельства практики ритуальных убийств в Британии и Галлии железного и римского периодов, хотя вопрос о том, были ли они совершены друидами, является спорным. Человек из Линдоу – исключение, подтверждающее правило, поскольку его тело сохранилось настолько хорошо, что удалось проследить детали его длительных пыток и убийств. Но и скелетные свидетельства открывают свои тайны о том, как умирали люди в условиях культа.
В центральной Франции находится группа “военных святилищ” железного века с наглядными примерами жертвенных убийств людей, в которых, вероятно, использовали военнопленных. Среди них выделяются два: Гурне-сюр-Арон (Уаза) и Рибемон-сюр-Анкр (Сомма). Отрубленные человеческие головы были выставлены на видном месте у входа в Гурне, а в Рибемоне кости людей и лошадей были сложены в большие оссуарии. Другие святилища, расположенные вблизи устья реки Роны на юге Франции, такие как Рокпертюз и Гланум, также были украшены трофейными головами убитых врагов. Археологические данные свидетельствуют о том, что общины железного века неоднократно убивали людей при проведении ритуалов, но эта практика была редкой.
Отсюда вытекают два момента. С одной стороны, человеческие жертвоприношения совершались, вероятно, только в периоды сильного кризиса, когда сообщество находилось под угрозой; с другой стороны, материальные свидетельства указывают на то, что ритуалы проводились организованно, почти наверняка жрецами. Вопрос о том, были ли они друидами или нет, остается открытым, но очень заманчиво свалить все на них.
Продолжение здесь.
Читайте также: Какова история друидов и кем они были на самом деле?