В мире старинных рукописей есть один экземпляр, который вот уже более пяти веков не дает покоя ученым и любителям загадок. Речь идет о знаменитой рукописи Войнича – манускрипте, написанном неизвестным автором на неизвестном языке с использованием неизвестного алфавита.
Эта небольшая книга размером с современный роман в твердом переплете состоит из 234 страниц пергамента, содержащих около 38 000 непонятных слов и украшенных загадочными иллюстрациями. На ее страницах можно увидеть причудливые растения, которых не существует в природе, астрономические схемы, незнакомые созвездия, странные механизмы и обнаженных женщин, купающихся в зеленых бассейнах.
Рукопись получила свое название по имени польского антиквара Вильфрида Войнича, который приобрел ее в 1912 году. С тех пор она не раз переходила из рук в руки, пока в 1969 году не оказалась в библиотеке редких книг Бейнеке Йельского университета.
Загадочный манускрипт давно стал настоящим магнитом для любителей тайн и теорий заговора. Его пытались расшифровать лучшие криптографы, включая специалистов из разведывательных служб США. Свои версии разгадки предлагали как серьезные ученые, так и эксцентричные энтузиасты. Кто-то видел в рукописи зашифрованные послания инопланетян, кто-то – тайные знания средневековых алхимиков, а кто-то считал ее просто искусной мистификацией.
Однако все попытки прочесть текст рукописи Войнича до сих пор заканчивались неудачей. Более того, некоторые исследователи поплатились репутацией за слишком смелые гипотезы. Как заметил один из библиотекарей Бейнеке, эта рукопись стала “местом, где умирают научные карьеры”.
Именно поэтому большинство серьезных медиевистов долгое время старались держаться подальше от манускрипта Войнича. Его считали пустой тратой времени, недостойной внимания настоящих ученых. Но так было не всегда.
В 1989 году молодая аспирантка Йельского университета Лиза Фейгин Дэвис впервые увидела знаменитую рукопись, работая неполный день в библиотеке Бейнеке. Ей поручили отвечать на письма многочисленных энтузиастов, интересовавшихся манускриптом. Лиза была очарована загадочной книгой и втайне мечтала разгадать ее тайну. Однако давление научного сообщества заставило ее отказаться от этих планов и сосредоточиться на “серьезных” средневековых текстах.
Прошло более 30 лет. Лиза Фейгин Дэвис стала признанным экспертом по средневековым рукописям и заняла пост исполнительного директора Американской академии медиевистики. Казалось, что увлечение рукописью Войнича осталось в далеком прошлом. Но судьба распорядилась иначе.
В 2016 году издательство Йельского университета попросило Дэвис отрецензировать научные статьи для готовящегося факсимильного издания рукописи Войнича. Погрузившись в материал, она вновь почувствовала прежний интерес к загадочному манускрипту. На этот раз Дэвис решила подойти к его изучению с позиций профессионального медиевиста.
Вместо того чтобы пытаться расшифровать текст, она сосредоточилась на материальных аспектах рукописи – пергаменте, чернилах, почерке. Дэвис стала изучать исторический контекст создания подобных манускриптов в позднем Средневековье. Ее целью было понять, кто, где и зачем мог создать такую необычную книгу.
Этот подход оказался весьма плодотворным. Дэвис обнаружила, что, несмотря на всю свою загадочность, рукопись Войнича имеет немало общего с другими средневековыми манускриптами. Радиоуглеродный анализ показал, что пергамент датируется 1404-1438 годами. Состав чернил и пигментов также типичен для той эпохи.
Более того, удалось проследить, как рукопись на протяжении столетий переходила от одного владельца к другому. Предположительно, в XVI веке она принадлежала императору Священной Римской империи Рудольфу II. Затем ее владельцами были придворный аптекарь, пражский алхимик, богемский врач и немецкий полимат, пока в итоге она не оказалась в коллекции иезуитов в Италии.
Дэвис пришла к выводу, что рукопись Войнича – это подлинный средневековый артефакт, а не современная подделка, как считают некоторые скептики. Вероятно, она была создана в начале XV века где-то в Центральной Европе. Ее необычный внешний вид может объясняться тем, что автор пытался зашифровать некие эзотерические знания, возможно, связанные с медициной или алхимией.
Новый взгляд Дэвис на рукопись Войнича вызвал большой интерес в научном сообществе. Она стала признанным экспертом по этому вопросу и частым комментатором в СМИ. Однако такая известность имела и обратную сторону.
Дэвис оказалась в эпицентре бурных дискуссий вокруг рукописи. Ей приходилось постоянно опровергать сенсационные “расшифровки” энтузиастов, которые регулярно появлялись в прессе. Она резко критиковала непрофессиональные исследования и теории заговора, связанные с манускриптом.
Это вызвало недовольство многих любителей загадок. Дэвис обвиняли в догматизме и нежелании принимать новые идеи. Ей приходили гневные письма от самопровозглашенных экспертов, чьи теории она раскритиковала. В какой-то момент Дэвис даже усомнилась, стоит ли ей и дальше заниматься этой темой.
Однако постепенно она нашла золотую середину между научной строгостью и открытостью к диалогу. Дэвис поняла, что рукопись Войнича привлекает людей не только своей загадочностью, но и удивительной красотой иллюстраций, романтическим ореолом тайны. Она стала больше рассказывать широкой публике об исторической ценности манускрипта, о том, какие аспекты средневековой культуры он отражает.
Сейчас Лиза Фейгин Дэвис продолжает изучать рукопись Войнича, но уже не стремится непременно разгадать ее тайну. Она считает, что ценность этого артефакта не только и не столько в его содержании, сколько в той дискуссии, которую он порождает. Манускрипт заставляет нас задуматься о границах нашего знания, о природе языка и коммуникации, о том, как мы воспринимаем непонятное и чужое.
“Возможно, мы никогда не узнаем, что именно хотел сказать автор рукописи Войнича, – говорит Дэвис. – Но сам факт ее существования многое говорит нам о той эпохе, когда она была создана. Это было время великих географических открытий, расцвета алхимии и астрологии, появления книгопечатания. Люди искали новые способы сохранения и передачи знаний. Рукопись Войнича – один из удивительных плодов этих поисков”.
История отношений Лизы Фейгин Дэвис с загадочным манускриптом напоминает сюжет романа. Юношеское увлечение, годы забвения, неожиданное возвращение в зрелом возрасте – и наконец обретение новой перспективы, позволяющей увидеть знакомый предмет в совершенно ином свете.
Этот путь отражает эволюцию подходов к изучению рукописи Войнича – от наивных попыток немедленной расшифровки к глубокому и всестороннему исследованию. Работа Дэвис показывает, что даже нечитаемый текст может быть ценным историческим источником, если подходить к нему с правильными вопросами.
Загадка рукописи Войнича по-прежнему далека от разрешения. Но благодаря таким исследователям, как Лиза Фейгин Дэвис, мы постепенно приближаемся к пониманию ее места в истории и культуре. И кто знает – может быть, однажды кому-то все-таки удастся прочесть это загадочное послание из прошлого, уже пять веков будоражащее умы людей по всему миру.
Читайте также: Загадочный манускрипт 512, описывающий древнюю средиземноморскую цивилизацию в доиспанской Бразилии