Первое упоминание об этом событии появилось лишь спустя 500 лет и явно не из первых уст.
Подобно кукушке, откладывающей яйца в чужое гнездо ничего не подозревающей птички, древние греки, как говорят, проникли в город Трою, спрятавшись внутри огромного деревянного коня. От Гомера до Голливуда об этом военной хитрости рассказывают уже тысячи лет, однако существует мало свидетельств того, что это произошло на самом деле.
Согласно легенде, ахейцы под предводительством Агамемнона и с такими героическими воинами, как Ахилл, 10 лет осаждали Трою, но так и не смогли прорвать оборону города. Сделав вид, что сдаются, нападавшие отплыли на соседний остров, оставив после себя массивного деревянного коня, наполненного солдатами.
Полагая, что гигантская статуя – подношение богине Афине, троянцы протащили коня через городские ворота в беззащитное сердце своего города, не подозревая о врагах, скрывающихся в его брюхе. С наступлением ночи греки выскочили коня и разгромили Трою, положив конец эпической войне.
Однако археологи до сих пор не нашли никаких веских доказательств Троянской войны, не говоря уже о ее несколько нелепом финале.
Известно лишь, что Троя, скорее всего, была названием города бронзового века на территории нынешнего Хисарлыка в западной Турции. На этом месте, обнаруженном немецким исследователем Генрихом Шлиманом в 1870-х годах, в слое отложений было раскопано небольшое количество наконечников стрел и найдены свидетельства огня, датированные примерно 1200 годом до нашей эры, что примерно совпадает с датой, упомянутой Гомером в его эпической поэме “Илиада”, и, следовательно, может намекать на древнюю битву. Однако связывать такие скромные находки с десятилетней осадой довольно сложно.
Что касается большого старого коня, то Гомер на самом деле лишь вскользь упоминает о нем в “Одиссее”, а первое подробное описание этого события можно найти в “Энеиде”, написанной римским поэтом Вергилием более чем через тысячелетие после того, как эта затея была осуществлена. Большинство современных археологов воспринимают слова древнего художника с большой долей скепсиса и подозревают, что гигантский конь, скорее всего, был метафорой, а не реальным объектом.
Например, доктор Арманд Д’Ангур из Оксфордского университета объяснил, что “археологические данные показывают, что Троя действительно была сожжена, но деревянный конь – это выдумка, возможно, навеянная тем, что древние осадные машины обтягивали сырыми лошадиными шкурами, чтобы их не подожгли”.
Другими словами, мифический Троянский конь в реальности мог быть скорее похож на таран или другую военную машину, которая позволила ахейцам войти в Трою гораздо менее изощренными способами, чем рассказывают легенды. Однако, к сожалению, маловероятно, что археологи когда-либо найдут останки такого приспособления – конного или иного – поскольку деревянные артефакты древности обычно рассыпаются в прах задолго до того, как их удается обнаружить.
Несмотря на это, идея “троянского коня” прочно вошла в современную культуру и лексикон даже дала название типу компьютерных вредоносных программ, которые проникают в системы жертв, маскируясь под безобидный кусок кода. Какой бы причудливой ни казалась оригинальная идея, это понятие – идеальная метафора для чего-то, что вторгается и разрушает изнутри.
Возможно, именно поэтому древние поэты придумали Троянского коня, чтобы изобразить принцип, с помощью которого Агамемнон и компания разрушили город Трою.
Читайте также: Древние греки строили пирамиды в те же времена, что и египтяне?