Маркизские острова. Само название вызывает ощущение таинственности и приключений. Это группа удаленных вулканических островов во Французской Полинезии, в южной части Тихого океана. Самый крупный остров группы – Нуку-Хива, на котором расположен административный центр. Как и большинство других островов Полинезии, Маркизские острова характеризуются крутыми горами и густыми лесами, которые простираются до самого залива. В этих джунглях спрятаны сотни загадочных, сюрреалистических каменных скульптур “тики”, истинное значение которых до сих пор не раскрыто. Большая часть этих скульптур находится на острове Хива Оа и еще на Нуку Хива. Тики высечены из красного вулканического туфа, а некоторые – из базальтовой породы.
Многие пытались объяснить, что могут символизировать тики, но ни одна из интерпретаций не объясняет всех странностей, связанных с этими скульптурами. В полинезийской мифологии Тики является первым созданным человеком, а в одном из вариантов легенды Тики, будучи сыном первобытных богов Ранги и Папы, создал первого человека, смешав собственную кровь с глиной. Однако скульптуры не изображают мифологического бога по имени Тики, поскольку, несмотря на стилистическую схожесть, между ними существует множество различий. Это свидетельствует о том, что статуи тики это различные “человекоподобные” существе, а не конкретный человек или божество.
Более того, многие тики встречаются не по одиночке, а группами, и примерно 10% всех скульптур тики, по-видимому, женского пола. Другое объяснение, которое было предложено, заключается в том, что эти скульптуры могли быть изображением обожествленных предков. Но и это представляется маловероятным, поскольку статуи не имеют никакого сходства с коренными жителями Маркизских островов. С какой стати Те Энана, как хотят называть себя маркизцы, показывают своих предков в столь причудливой манере: ужасно пучеглазыми, с плоским широким носом, широко ухмыляющимся ртом, обеими руками, положенными на выпирающий живот, и коротким щуплым телом, часто в полусидячем положении? Ни в одной культуре не принято так чтить память предков.
Так что же на самом деле представляют собой тики? Давайте рассмотрим некоторые их физические характеристики и попытаемся понять, что могло происходить на этих изолированных тихоокеанских островах в древние времена. К сведению, почти 90% коренных жителей Маркизских островов приняли христианство и ничего не помнят о религиозных верованиях и обычаях своих предков. Некоторые из них сбивчиво могут рассказать, что у тики были определенные названия и связанные с ними легенды, но не более того.
В ходе проекта “Маркизское наскальное искусство”, проводившегося с 1984 по 1989 год, на всей островной цепи было зафиксировано 84 тики, и с тех пор найдено еще много других. За последние несколько столетий множество скульптур тики попало в государственные музеи и частные коллекции по всему миру. Это означает, что буквально сотни таких скульптур были изготовлены маркизцами, начиная как минимум с 1400 г. н.э., а то и гораздо раньше. Сидсел Миллерстром из Калифорнийского университета в Беркли, который был главным археологом проекта “Маркизское наскальное искусство”, опубликовал в “Исторической энциклопедии” статью, в которой изложил результаты своего исследования. Большая часть изложенное здесь, почерпнуто из этой содержательной статьи.
Тики, как правило, устанавливались на святилищах под открытым небом, называемых ме’ае. Первые исследователи писали, что во время определенных церемоний тики подпоясывали тапой или одеждой из коры, а перед статуей ставили подношения с едой. Миллерстром отметил, что голова тики непропорционально большая – обычно она составляет треть или более высоты тела – и покоится на квадратных плечах, без выраженной шеи.
Группа также обнаружила, что “большинство статуй имеют размеры от 50 см до 100 см”, хотя есть несколько статуй высотой почти 1,8 метра. Учитывая, что тики обожествлялись и почитались маркизскими аборигенами, возникает вопрос, почему большинство из них были выполнены в виде карликов высотой от 45 см до метра. Может быть, эти загадочные существа действительно были карликами с магическими способностями, которые в прошлом общались с аборигенами? Большинство тики изображаются в шляпе или плотно прилегающем шлеме.
У них четко выраженные, высоко поднятые брови и круглые, большие, выпуклые глаза, окруженные приподнятым ободком шириной 1,5 см. При внимательном рассмотрении этих скульптур можно предположить, что “приподнятый ободок” вокруг выпуклых глаз представляет собой ободок или оправу очков. Присмотритесь внимательнее. Отчетливо видно, что две линзы соединены между собой перемычкой, которая проходит над носом. Более того, на некоторых тики при виде сбоку видна дужка очков, соединяющая линзы с ушами. На некоторых скульптурах можно различить очертания круглого зрачка в центре выпуклых глаз. Тики обычно имеют широкий плоский нос и длинный рот, который часто ухмыляется.
Итак, тики представляют собой скульптуры загадочных карликовых человекоподобных существ с огромными головами и большими круглыми выпуклыми глазами, которые обычно одеты в шляпу или плотно прилегающий шлем, а также носят большие круглые очки. Ничего не напоминает это описание? Где мы встречали сообщения о подобных человекоподобных существах?
Тем, кто знаком с феноменом НЛО, известно, что в большинстве первых наблюдений речь шла о карликовых человекоподобных существах, одетых в плотно облегающие блестящие костюмы, в шлеме и очках. Самый ранний случай появления “маленьких зеленых человечков” с большими головами и огромными глазами был зафиксирован в ночь на 21 августа 1955 года в полицейском участке города Хопкинсвилл (штат Кентукки) фермерской семьей Саттонов. Саттоны не только видели приземлившийся НЛО, но и близко общались с несколькими маленькими человекоподобными существами, которые, как они выяснили, были неуязвимы для пуль. Первым, с кем они столкнулись, был:
“ростом около метра, у него была “огромная голова… почти идеально круглая, руки простирались почти до земли, на кистях были когти… а огромные глаза светились желтоватым светом”. По словам очевидцев, в свете ночного новолуния тело жутко мерцало – как будто было сделано из “серебристого металла”.
Описания подобных человекоподобных существ в связи с наблюдениями НЛО поступали со всего мира. Во время волны НЛО в Италии со всех концов страны сообщалось о десятках карликовых гуманоидов. В одном из документально подтвержденных случаев, который был исследован доктором Роберто Пинотти и опубликован в журнале Flying Saucer Review в 1979 году, некий г-н Фаралли видел, как перед его автомобилем приземлился НЛО, из которого вышли два карликовых человекоподобных существа, но они не касались земли, а парили в нескольких сантиметрах над ней:
“Их рост составлял примерно 1,00-1,10 м. Они были одеты в зеленые “комбинезоны”… большие шлемы, часть которых была прозрачной. На передней части шлемов имелись два тонких цилиндрических выступа, напоминающих пружины или подобные спиралевидные структуры. Кожа у существ была зеленого цвета, а лица, хотя и были в какой-то степени похожи на человеческие, были худыми, с костлявыми, дугообразными щеками, правильными носами и тонкими безгубыми ртами. Г-н Фаралли не смог разглядеть их глаза и уши, поскольку они были скрыты тенью”.
В книге “Небесные люди: нерассказанные истории о встречах с пришельцами в Мезоамерике” автор Арди Сикскиллер Кларк описала свои встречи со многими жителями Мезоамерики, которые сообщали о наблюдениях инопланетян. Официантка из племени юкатекских майя по имени Мария сообщила, что видела в лесу шесть карликовых человекоподобных существ. “Они были одеты в светящуюся одежду, а их головы были слишком велики для их тел”, – рассказала она Арди.
В деревне, расположенной недалеко от Уксмаля, Арди общался со старейшиной майя по имени Чок, который сообщил, что общался с двумя человекоподобными существами. “Они были невысокого роста и носили странные костюмы. Они были плотно прилегающими, яркие и блестящие”, – рассказал Чок. Но ни рта, ни ушей он не увидел. “На их головах были шлемы. Глаза они закрывали странными круглыми черными очками”.
Из этих описаний видно, что тики Маркизских островов имеют большое сходство с карликовыми человекоподобными существами, о которых сообщалось в многочисленных наблюдениях НЛО. Маленькие тела, огромные головы, большие глаза, шлемы и очки – все совпадает. Более того, только голова тики вырезалась искусно с большим количеством деталей, а остальное тело оставалось лишь грубо очерчено. Возможно, это связано с тем, что эти человекоподобные существа одевались в комбинезоны, которые не позволяли маркизцам хорошо рассмотреть остальные части тела.
Очень велика вероятность того, что тики, которых почитали жители Маркизских и вообще полинезийских островов, были нечеловеческими “инопланетными” существами, посетившими маркизский народ много веков назад. Возможно, они прилетали на своих НЛО или просто превращались в “шары” света и парили в небе.
По некоторым сообщениям об НЛО, люди видели карликовое человекоподобное существо, превратившееся в шар света или появившееся из шара света. Одна из скульптур тики в Хива Ова называется “Летающий тики”, и на ней изображен тики в горизонтальном положении, как будто он летит. У маркизцев не должно было быть причин вырезать такую статую, если только они действительно не видели тики, летящего по воздуху.
Почему маркизцы поклонялись этим потусторонним гостям? Какие дары они приносили людям, что заставляло их поклоняться этим странным существам, которые были примерно вдвое меньше местных жителей? По всей видимости, тики считались у маркизцев и жителей полинезийских островов защитниками священных мест, которые не допускали злых сил в святилища, отдельные дома и деревни. Этим и объясняется большое количество человекоподобных скульптур.
Фигуры и лица тики вырезались также на различных инструментах и приспособлениях, используемых в повседневной жизни: украшениях, чашах, толкушках для еды, веслах для каноэ и т.д. Люди носили амулеты тики для защиты от сглаза. Возможно, поэтому тики изображались в странной позе сидя на корточках, положив обе руки на выступающий живот. Никто толком не знает, что означает эта поза. Может быть такая поза означает защиту, как будто тики готов обрушить свою магическую силу на любого, кто нарушит правила.
Другой важной причиной, по которой жители полинезийских островов поклонялись тики, было стремление к плодородию. Бесплодные мужчины и женщины молили тики о рождении детей и носили амулеты, а земледельцы приносили им пищу и поклонялись, чтобы обеспечить обильный урожай. Возможно, именно поэтому многие тики изображались с выдающимися мужскими гениталиями, что указывало на их роль богов плодородия.
Особая традиция островов Кука дает нам возможность предположить место происхождения тики.
“На острове Раротонга Тики является хранителем входа в Аваики, подземный мир. Ему делались подношения в качестве даров для уходящей души умирающего… Вход в Аваики (подземный мир) называется “пропастью Тики”.
Это открывает несколько интересных возможностей. Если тики охраняет вход в подземный мир, то, скорее всего, сами тики живут где-то под поверхностью земли, в огромных подземных гротах и камерах. А если тики принимает подношения за уходящую душу, то, возможно, он выполняет и функции психопомпа, который провожает душу умершего в подземный мир. Роль психопомпа во многих культурах обычно выполняет “народ фейри” – эльфы, феи, гномы и другие волшебные существа. А значит, тики – это, скорее всего, гномы, лепреконы, якши и т.д. из древних сказок и легенд, которые описывались как искусная, ясновидящая раса, живущая в подземных покоях, отличающихся большой роскошью.
Иными словами, эти причудливые человекоподобные существа, общавшиеся с древними обитателями Маркизских островов, могут быть не внеземными существами, прибывшими сюда из космоса, а карликовыми созданиями, вышедшими из скрытого под землей места, куда можно попасть через тщательно охраняемые пещеры и тоннели.
Это вполне правдоподобно, поскольку карлики цивилизации майя также ассоциировались с защитой и плодородием и служили психопомпами. Ряд керамических фигурок карликов был найден в элитных захоронениях на острове Джайна, расположенном на побережье Юкатанского залива. Поскольку карлики майя жили под землей и, по поверьям, охраняли вход в Шибальбу – подземный мир майя, эти статуэтки, вероятно, символизировали их роль психопомпов.
Крестьяне сельских районов Юкатана называют карликов Aluxes (произносится как “алушес”), и по сей день они приносят алушам пищу, чтобы те ночью защищали кукурузные поля от животных и воров. Существует глубокое убеждение, что алушы охраняют гробницы в руинах древних майя от разграбления и мародерства. Охранники археологических памятников утверждают, что алушы могут вызывать сильный ветер, издавать пронзительный свист, бросать камни в злоумышленников и даже призывать собак, чтобы те прогнали грабителей или злоумышленников.
По всей видимости, такие же карликовые человекоподобные существа в прошлом взаимодействовали с майя и маркизцами, сегодня известны нам как “маленькие зеленые человечки”, которых мы ассоциируем с НЛО.
Читайте также: Русалки: эти существа существовали в мифологиях всего мира