Шумерские вампиры вдохновили появление кровопийцы Бааван Ши, Сатаны и Дракулы

Многие народные сказания, истории и мифы по всему миру начинаются с того, что когда мужчины, которые, так сказать, “сбиваются с пути” и встречают прекрасных незнакомок, потом вдруг обнаруживают, что это коварные вампиры. Со времен готического ужастика Брэма Стокера “Дракула” 1897 года на экранах появилось множество версий вампира. В 1922 году актер Макс Шрек сыграл Носферату, графа Орлока (Дракулу) в немом классическом фильме о гибели Дракулы, а в 1931 году Бела Лугоши стал печально известным вампиром в фильме, который считается первой законной экранизацией романа Стокера. А в фильме “Воины света” в 2009 года Голливуд переосмыслил мир печально известных ночных кровососов. Но где впервые в истории появились вампиры? И что они представляют собой на самом деле?

вампир
Танец бааван ши.

Бааван ши, шотландские вампиры

В горных районах Шотландии “бааван ши” (baobhan sith) были феями-кровопийцами, обитавших на горных тропах и дорогах, проложенных через горные районы, где они охотились на ничего не подозревающих путешественников, паломников и охотников.

Иногда известная как “белая женщина высокогорья”, по словам шотландского фольклориста Дональда Александра Маккензи, baobhan sith обычно появлялась в облике “красивой молодой женщины в длинном зеленом платье, скрывающем оленьи копыта, которые у нее вместо ног”. Этих потусторонних соблазнительниц особенно привлекал запах крови животных на одежде мужчин-охотников. Хотя у бааван ши было много сходств с архетипическим вампиром, изображенным в романе Стокера “Дракула”, в их подходах к своим жертвам были различия.

И бааван ши, и Дракула охотились в темноте, а днем отсыпались в гробах, но если трансильванский граф вынужден был питаться каждый вечер, то бааван ши питались только раз в год. Дракула соблазнял, а затем вонзал два клыка в шеи своих жертв, а бааван ши танцевали со своими жертвами, очаровывая молодых людей, пока те не попадали под их чары. Затем они выпускали длинные острые когти, которыми пронзали своих жертв, чтобы потом пить кровь из открытых ран.

вампир
Бааван ши появлялись в образе девушки или ворона.

Если вампир Брэма Стокера превращался в летучую мышь, то бааван ши принимали облик волка, серых ворон или воронов. Ходило поверье, что в зверином облике они теряли большую часть силы, потому что не могли использовать свою красоту для соблазнения жертв. И Дракула, и бааван ши могли говорить на любом языке, используя телепатию, и если для убийства Дракулы требовался осиновый кол в сердце, то от бааван ши можно было отбиться или убить только с помощью железа или заблокировав ее гроб в каменном кургане.

Большинство историй о baobhan sith связано с нападением на охотников ночью. В одном рассказе, записанном Дональдом Маккензи, четверо охотников, расположившихся на ночлег в охотничьем домику, веселились, один пел, а трое других танцевали. Охотники пожалели, что с ними нет четырех женщин, и вскоре после этого в хижину вошли четыре девушки.

Три танцевали, а четвертая сидела с вокалистом, который, заметив, что его спутники начали истекать кровью, опрометью выбежал из хижины, спрятался среди лошадей и смог пережить ночь. На следующее утро мужчина вернулся в дом и обнаружил, что все его друзья мертвы и обескровлены.

вампир
“Вампир” (1895) Эдварда Мунка.

В одном из вариантов этой сказки один из охотников заметил, что у женщин вместо ног были оленьи копыта, и успел сбежать от сверхъестественных тварей, а на следующее утро нашел трех своих друзей с “перерезанными горлами и распоротыми животами”. Фольклорист Кэтрин Бриггс предположила, что бааван ши не смогла поймать вокалиста среди лошадей из-за железных подков, которыми были подкованы лошади.

Один из повторяющихся мотивов в этих историях заключается в том, что бааван ши появляются после того, как мужчины выражают свое желание в женском общении и после этого встречают ужасную судьбу.

Символизм крови и вампиры в психологии

Кровь – архетипический христианский символ души (жизненной энергии), а вампиры, сосущие кровь, изучались в аналитической психологии, где это рассматривается как “фатальный симбиоз и питание одного “я” жизненной силой другого (два центральных момента легенд о вампирах)”. Также считается, что это необъяснимый компонент многих человеческих отношений.

Изучение питья крови и ассоциаций с вампирами – это то, что психологи изучили досконально. В мире Фрейда вампиры – это проекции подавленных сексуальных желаний и страхов. Для него вампир соответствует кровосмесительным чувствам вины и инфантильным оральным фиксациям.

вампир
Вендиго.

Юнгианские психологи, с другой стороны, считают, что вампиризм и питье крови – это символическое выражение наших первобытных инстинктов. Трикстеры (образы демонически-комических персонажей, совершающих противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющихся общим правилам поведения), по словам Юнга, является представителем архетипа тени и обманывают, иногда игриво, но чаще болезненно. Описанный как “очень сексуальный архетип”, трикстер обладает способностью менять пол и вносить хаос в гиперрациональную личность и общество. Этот архетип играли Сатана в христианстве, Локи в норвежских мифах, а в мифологии коренных американцев это был трикстер Вендиго.

Все началось с шумерских вампиров

Все это относительно современные интерпретации, и они начинаются всего 2000 лет назад, но на самом деле вампиры появились в анимистических верованиях самых ранних шумеров задолго до того, как Сатана из Библии обзавелся копытами на ногах.

Первые шумеры, жившие между 4500 и 2000 годами до нашей эры, верили, что духи населяют все сотворенные формы, а “эдимму” (иногда неправильно указывается как экимму) были призрачными духами, которые высасывали жизненную силу из тела человека. Эдимму – это душа умершего человека, которая была проклята или лишена вечного покоя из-за какого-то неискупленного греха. Он обладал психическим контролем над своими жертвами и мог проходить сквозь двери и стены. Это существо высасывало жизнь из домочадцев, включая кровь хозяина дома, его родственников и слуг.

вампир
Фрагмент талисмана для изгнания нечистой силы ассирийской эпохи.

Подобно претам в индуистских религиях или цзянши в китайской мифологии, эдимму считались духами умерших, которые не были похоронены должным образом и поэтому они были мстительны по отношению к живым. Они вызывали болезни и подстрекали живых на преступления. Кроме того, эдимму считались духами “ветра”, которые высасывали жизнь из восприимчивых и спящих (чаще всего молодых).

Сбившиеся с пути

В Вавилонии, Китае, Греции и Египте, а также в христианстве вампиром мог стать тот, кто пренебрегал религиозными ритуалами или бросал вызов общественным нормам морали, то есть “сбивался с пути”.

В древней Вавилонии, как и в позднем христианстве, вампиры были архетипами коллективной тьмы: еретики, работающие против человечества и непрерывно пожирающие жизненную силу. Вампир был не проявлением одной личной тьмы из фрейдовского бессознательного, а архетипом всего общества из коллективного бессознательного Юнга. Он намного старше христианского дьявола, который позже стал архетипом трикстера.

От шумерских истоков до христианской теологии, а также воскресший вампир и бааван ши, все они несут одну и ту же мораль: мужчины, которые “сбиваются с пути” и заводят романы с незнакомыми красотками, в конечном счете, теряют свою жизненную силу, и весь их мир рушится, начиная с их семей.

Читайте также: Женщина-вампир найдена с серпом на шее, чтобы она не восстала из мертвых

Поделиться

Добавить комментарий