“Через некоторое время из неба появилась плоская круглая форма, похожая на тарелку, похожая на большую шляпу человека… Цвет ее был цвета темнеющей луны, и она зависла прямо над Николаевской церковью. Там оно оставалось неподвижным до самого вечера. Рыбаки, встревоженные до смерти, не хотели больше смотреть на это зрелище и спрятали лица в ладонях. В последующие дни они заболели, дрожа всем телом и страдая от боли в голове и конечностях. Многие ученые люди много размышляли об этом”
Эразм Франциски, Чудесный покров нашего неземного мира или земного круговращения Луффт-Крайс… (1689)
“Все граждане, наблюдавшие это, являются надежными…”.
Газета “Берлинер ординари унд постцайтунген”, 10 апреля 1665 года.
Сегодня предоставление основных сведений об участниках какого-нибудь странного события является стандартной журналистской практикой. Однако в Европе XVII века любые небесные странствия рассматривались как потенциально подстрекательская пропаганда, а это означало, что печатание полных имен и профессий могло подвергнуть свидетелей риску.
Например, в Англии церковь и государство расследовали все странные заявления (а также тех, кто отвечал за их публикацию), что вынуждало писателей делать некоторые детали как можно более туманными. Чтобы компенсировать это, больше внимания уделялось другим качествам, таким как моральный облик человека или его репутация в обществе. Еще одним приемом было подчеркнуть скептицизм свидетеля. Любое чудо, достаточно впечатляющее, чтобы убедить скептика, особенно человека с высокой репутацией, преподносилось как неопровержимое.
Сейчас эти стратегии имеют примерно такое же значение, как и 300 лет назад, но в 17 веке эта забота о достоверности была фактически шагом вперед. Только что были изобретены газеты и наконец-то появилась косвенная журналистика.
1665 год был важным для науки. В январе во Франции началось издание первого научного периодического издания – Journal des sçavans. За ним в апреле последовало первое издание “Философских трудов Королевского общества” в Англии – еще один признак развивающегося интеллектуального климата. Примерно в то же время, 8 апреля, произошло нечто странное, что, казалось, ознаменовало переход от суеверного алармизма к серьезным исследованиям.
Рыбаки из балтийского города Штральзунд (на территории нынешней Мекленбург-Передней Померании, тогда принадлежавшей Швеции, а сейчас – Германии) сообщили, что наблюдали титаническую битву между кораблями в небе и летающую “шляпу” или “тарелку”, которая зависла над церковью в городе. История получила серьезный и критический резонанс. Медики и военные опрашивали свидетелей, некоторые из которых впоследствии были поражены загадочной болезнью.
Симптомы были загадочны, но страдания были вполне реальными. Этот случай долго обсуждался в народе, высказывались самые разные предположения о том, что все это значит. А вдруг рыбаки всё придумали про эти чудеса в небе? Или может это предзнаменование войны? Мнения были окрашены политическими и религиозными предрассудками, но инцидент в Штральзунде имеет странное современное звучание.
Сама сцена – огромная “тарелка”, парящая в небе, – для нашего времени очень даже узнаваемый сюжет. И для нас даже неудивительно то, что рыбаки заболели после встречи с тарелкой, поскольку НЛО всегда считались опасными для здоровья.
Еще в июне 1947 года люди на лодке возле острова Мори, штат Вашингтон, утверждали, что парящий диск сбросил в море и на палубу шлакоподобные остатки, ранив одного человека и убив собаку. Хотя, возможно, это была мистификация. Но авиакатастрофа, в которой погибли два офицера разведки ВВС, посланные для расследования, была совершенно реальной и отображенной в отчетах.
В последующие несколько десятилетий случаи “загадочных болезней”, включая тошноту, выпадение волос, ожоги и так далее, стали бесчисленными (широко известные примеры включают случай в Форт-Итайпу в Бразилии в 1957 году и инцидент в Кэш-Лэндруме в Техасе в декабре 1980 года). Поэтому НЛО в нашу эпоху часто ассоциируются с опасностью.
Еще одна знакомая современная черта инцидента в Штральзунде заключается в том, что, хотя некоторые части объяснить легче, чем другие, остается интригующая суть всей истории, которая не поддается нашим усилиям разгадать ее.
Корабли в воздухе
Согласно этой истории, группа рыбаков увидела в небе сражающиеся корабли, среди стай птиц и большого количества дыма и огня. На борту большого судна появился таинственный человек в черной или коричневой одежде. Один из главных кораблей, прилетевший с севера, исчез, а его противник с юга оставался в поле зрения, пока нечто, напоминающее круглую тарелку или мужскую шляпу, по цвету похожую на потемневшую луну, не спустилось сверху и не направилось к главной церкви города.
Рыбаки не могли больше наблюдать за происходящим, так как были сильно напуганы. На гравюре с изображением этого события, опубликованной Франциски в 1680 году (рис.1), рядом с кораблями и птицами изображен эллиптический объект, появившийся сквозь дыру в облаках над церковным шпилем.
Впервые это событие было зафиксировано в Лейпциге в 1665 году (рис.2), а затем пересказано в 1671 году Иоганном Шефферусом (1621-1679) в его книге Memorabilium Sueticae Gentis Exemplorum (рис.3). Последняя стала источником информации для немецкого эрудита Эразма Франциски (он же Эразм Финкс, 1627-1694), через которого эта история получила более широкую аудиторию (рис.4).
Франциски собрал ряд новостных сообщений об этом событии. Хотя он признал, что они не совпадают во всех деталях, они представляют собой интересное чтение. Мужчины рассказали, что 8 апреля 1665 года, когда они рыбачили в 14:00, стоя на якоре возле Бархёффта, в небе появилась большая стая птиц. После непродолжительного движения в унисон они образовали фигуру, “похожую на длинный проход в доме”. Это был военный корабль, который, казалось, приближался с севера, за ним следовало бесчисленное множество других судов.
Затем еще одна группа больших кораблей появилась с юга, направляясь на северо-восток. Два главных корабля стреляли друг в друга пушечными ядрами, перепугав до ужаса на рыбаков внизу. Затем корабль с севера отступил, корабль с юга развернулся и направился на юг. С запада и востока появились еще два флота с меньшими кораблями. Когда дым сражения рассеялся, рыбаки смогли разглядеть сломанные мачты южного флота и человека в коричневой одежде, со шляпой в правой руке, который наблюдал за работой и беготней корабельной команды. Они также увидели флаги и еще один корабль, появившийся с запада. Суда были повсюду.
Примерно в 18:00 северный флот ушел.
“Через некоторое время плоская, круглая форма, похожая на тарелку или большую мужскую шляпу, появилась прямо из неба, сияя перед их глазами цветами, подобными темнеющей луне, неподвижно зависла над церковью Святого Николая, где она оставалась до вечера”.
Испуганные до невозможности рыбаки не стали дожидаться окончания зрелища. Они вернулись в свои хижины и в течение следующих нескольких дней страдали от дрожи и боли в руках, ногах и других частях тела.
“У одного из этих рыбаков заболели ноги, – писала газета “Берлинер ординари унд постцайтунген” 10 апреля 1665 года. – Все граждане, наблюдавшие это, заслуживают доверия. Вчера герр полковник фон дер Вегк и доктор Гессман допросили двух из шести рыбаков. Дай Бог изменить это чудо к лучшему”.
Франциски пишет, что ученые задавались вопросом об этих физических недугах, но не пришли ни к какому выводу. Он добавляет, что сам первоначально считал это полетом буйной фантазии рыбаков, “но с тех пор океаны окрасились таким количеством крови, что теперь это кажется мне предзнаменованием”. Поскольку Шефферус упоминал об этом в своем Memorabilium Sueticae Gentis, он сказал, что “это не может быть просто слухом”. Вместо этого Франциск предположил, что это могло предвещать войну между Англией и Голландией.
Летающая тарелка
На гравюре Франциски изображена странная эллиптическая форма в небе, предполагающая шляпу или тарелку под наклоном, как горизонтальный диск может видеться наблюдателю на земле. Кстати, сравнение со шляпой и раньше служили для описания летающих объектов.
Самым ранним таким описанием является брошюра под названием Eine abgebildete Beschreibung von dem wunderbarlichen Stralsundischen Lufft-Kriege und Schiff-streite (“Иллюстрированное описание чудесных воздушных войн и корабельных сражений Штральзунда”), опубликованная в Лейпциге в 1665 году (рис.2). Здесь мы можем прочесть следующее:
“…немного погодя, из середины неба показалась им круглая плоская форма, похожая на тарелку и на большую мужскую шляпу (umbher begriffen) с цветами, подобными луне при затмении. Казалось, она стояла прямо над церковью Святого Николая; и оставалась там до вечера. После чего моряки, полные страха и ужаса, не могли больше ни смотреть, ни ждать конца этого ужасного и подозрительного зрелища; они отступили в свои хижины, где в последующие дни обнаружили, что их руки и ноги, головы и другие части тела отягощены сильной тряской”.
Деталь гравюры 1665 года, включая соответствующий раздел текста, показана на рисунке 5, где видно, что “N” обозначает круглую форму в облаках над шпилем церкви Святого Николая, похожую на темную полную луну, что подчеркивается стилизованным лицом. Это вызывает сомнения относительно того, были ли сравнения с тарелкой и шляпой точными описаниями формы или просто указывали на общую округлость и видимый размер. Мы не можем быть уверены, что более ранняя гравюра более точно передает рассказы свидетелей, но это разумное предположение.
Гравюра 1665 года – не только самый старый из эскизов, но и самый подробный. Ориентация города на гравюре 1665 года представляется более верной по отношению к сюжету. Импрессионистское изображение Франциски показывает сцену с юго-востока, возможно, с острова Денхольм, тогда как на гравюре 1665 года характерные волнорезы и каменная кладка гавани видны с северо-востока или севера, что более соответствует сообщению о том, что рыбаки “стояли на якоре возле Бархоффта”, когда они увидели объект “неподвижный над церковью Святого Николая” (рис.6). Бархоффт – это прибрежная деревня, расположенная более чем в 13 км от церкви Святого Николая.
С любой точки вблизи Бархоффта весь город должен был находиться под углом всего в несколько градусов, поэтому линия визирования на любую из церквей была бы направлена более или менее на юг (рис.8). На гравюру 1665 года нельзя полагаться в отношении точных пропорций, но церкви изображены на юге, а солнце – на западе, где оно и должно было находиться в указанное время.
Идем дальше. Объект появился “немного погодя после 6:00 вечера”, за час до захода солнца, когда солнце находилось на западе примерно в 7° от горизонта. На гравюре объект изображен над церковью немного ниже солнца и примерно в 8 раз выше над горизонтом, чем угловая высота церкви. Церковь высотой около 100 метров на расстоянии менее 13 км имеет угловую высоту около 0,5°, поэтому в том же масштабе угловая высота солнца составит чуть более 4°. Все это удивительно точно, независимо от того, совпадение это или нет.
Ледяное гало и другие теории
Чем можно объяснить странный объект в небе в таком положении? Ледяные гало – одна из возможных версий. Крошечные кристаллы льда в атмосфере, которые преломляют и отражают свет, вызывают эти светящиеся эффекты. Явление может быть поразительно впечатляющим, когда солнце находится низко, что приводит к появлению имитации еще одного Солнца или “солнечной собаки”, которая может появляться по обе стороны от светила, сияя опаловыми или спектральными цветами. Однако солнечные собаки появляются на расстоянии 22° от солнца. А Солнце находилось почти на западе, или на расстоянии 90° от линии визирования на город, что означает, что ледяной ореол не мог быть причиной. (Гало под большими углами тоже существуют, но они невидимы для наблюдателя).
Мы также знаем, что это была не Луна, которая в это время находилась ниже горизонта, а за час до захода Солнца небо было слишком ярким, чтобы увидеть какую-нибудь звезду невооруженным глазом.
Если не звезда, то планета? Венера была достаточно яркой (магнитуда -3,8), чтобы быть видимой в сумерках, вблизи своей наибольшей элонгации от Солнца. Но в 6:00 вечера по местному времени Венера находилась на западе-юго-западе, а “тарелка” – на юге. Поэтому, чтобы увидеть, как Венера каким-либо образом совмещается с церковью, рыбаки должны были находиться к востоку от города, а Бархоффт находится к северо-западу от Штральзунда. Линия визирования должна была отклониться примерно на 90°.
Объект появился над церковью в 6:00 вечера и оставался “до вечера”, то есть до захода солнца. Местное солнечное время в 1665 году было бы очень приблизительным по современным меркам, но планетарий (см. рис.10 и 11) показывает, что Солнце в тот день зашло в 7:15 вечера. Это означает, что круглый объект висел в небе над церковью более часа. За это время все звезды и планеты на небосводе должны были переместиться на запад вместе с Солнцем, поэтому, если рассказ верен, “шляпа” не была астрономическим телом.
Проблема для всех теорий, ссылающихся на астрономические объяснения, заключается в том, что объект описывается как “затемненная” или “затменная” луна, а не яркая, и на гравюре 1665 года приводится изображение, которое помогает нам понять, что это значит. На ней изображен темный диск, силуэт которого выделяется на фоне яркого неба, без лучей, что контрастирует с обычным представлением о светимости Солнца в той же сцене (рис.7).
Отметим, что после захода Солнца объект больше не наблюдался. Это вполне естественно, если это действительно было темное тело, как изображено на рисунке. А если бы это был астрономический объект, то после заката его свечение, пусть даже слабое, “затменное” было бы видно. Возможно, таинственный объект оставался над городом дольше, чем было описано. Его просто не было видно в ночном небе.
Облака и торнадо
Итак, что же это было такое темное, круглое, видимое с расстояния в несколько километров и висящее в небе более часа? Как и положено хорошим загадкам, эта довольно сложна. Необычное кучевое облако вдали или даже дымовой вихрь, вызванный пожаром в городе, могут быть кандидатами на какое-нибудь кратковременное появление темного пятна, но не такого, которое зависает на одном месте в течение 60 минут.
Волнистые облака, обычно altocumulus lenticularis, могут сохранять компактную, часто дисковидную форму и оставаться в одном и том же положении в течение значительного времени. Для образования таких линзовидных облаков обычно требуется сильный ветер, дующий над холмом или горой, который вызывает стоячую волну в слоях стабильного воздуха. Но на местности в районе Штральзунда нет каких-либо значительных холмов.
Мы нашли схожий ранний рассказ о летающей “шляпе”, возможно, даже больше похожей на линзовидное облако. Это событие произошло в 1586 году возле небольшой французской коммуны Мата в приморской Шаранте, недалеко от Ангулема, к северу от Бордо. В небе появилось “ужасное” облако, напоминающее круглую коричневую шляпу. Свидетелями этого явления стали французский поэт Теодор Агриппа д’Обинье (1552-1630) и маркиз де Торс:
“Маркиз, хозяин этого места, повел своего гостя в сад незадолго до захода солнца, и они увидели, как над деревней Бове-сюр-Мата спустилось круглое облако ужасного цвета, для обозначения которого приходится использовать латинское слово: subfusca (темно-коричневый). Облако напоминало шапку с ухом посередине, цвета горла индийского петуха… Эта шапка со своим зловещим знаком проплыла за колокольню и там растаяла”.
Это очень любопытное описание “шапки с ухом посередине” сильно напоминает нам линзовидные облака (см. рис.13). Она явно описана как “облако”, и она “растаяла”, или рассеялась, как может растаять облако. Размер облака также подразумевается, если оно находилось на расстоянии 15 км: даже если оно не больше Луны, видимой человеческим глазом (0,5°), подразумеваемый диаметр составит 135 метров. И снова, однако, низменный рельеф в районе Бове-сюр-Мата не кажется благоприятным для такой драматической линзы.
Другое возможное объяснение ужасного облака Бове-сюр-Мата с прикрепленным к нему “ухом” – это развивающееся воронкообразное облако, выходящее из стенового облака смерча. Бове-сюр-Мата находится в смерчеопасном районе Франции, а смерчи, по статистике, приходятся на поздний вечер, что может соответствовать упомянутого времени “незадолго до заката”. Тот факт, что очевидцы прогуливались в саду, говорит о приятном вечере; но, возможно, маркиз и его гости отважились выйти и в ненастную погоду, чтобы понаблюдать за облаком. Однако эта теория не очень хорошо работает для Штральзунда по разным причинам, включая его большую продолжительность.
В Штральзунде объект оказался над церковным шпилем; в более раннем французском случае объект также “проплыл мимо шпиля”. Значимо ли это? Линзовидные облака возникают из-за ветра, дующего над препятствием. Шпиль не является достаточно большим препятствием, чтобы вызвать такое облако. Возможно, шпиль использовался только в качестве сравнения, отражая тот факт, что церкви были наиболее заметными физическими и культурными достопримечательностями.
Другое возможное объяснение того, что видели рыбаки – это мираж какой-то отдаленной части ландшафта, возможно, далеко за горизонтом. Такое возможно только в том случае, если угол возвышения был намного меньше, чем предполагается, в пределах около 0,5° от горизонта. Но было бы очень необычно, чтобы мираж сохранялся в течение часа. В любом случае, мы имеем дело с крайне приблизительной информацией неопределенной надежности.
Птицы
Более вероятное решение было предложено для объяснения, что за воздушные корабли были видны днем среди дыма сражения. Это было бы совсем другое темное пятно: мурмурация Sturnus vulgaris, другими словами, стая скворцов (рис.14).
Вплоть до диска, эта история – почти хрестоматийное описание форм, которые создают стаи скворцов, когда они собираются над местом своего укрытия ближе к закату. Маленькие кормовые стаи сливаются в огромную и часто четко очерченную массу, которая извивается и растягивается в удивительных узорах, прежде чем птицы оседают на ночь. Но это нельзя назвать объяснением, потому что стаи птиц явно описаны и изображены на гравюрах как птицы.
Мы попытались выяснить, была ли местность отмечена массовым гнездованием скворцов, тем более обыкновенный скворец обитает в этой части Европы. Мы не смогли найти никаких конкретных упоминаний о скворцах в ближайшем районе Штральзунда, но можем предположить, что в 1665 году леса, привлекательные для скворцов, были более обширными в окрестностях Штральзунда, чем сегодня, а впечатляющие стаи из миллиона или более птиц, которые в народе называют “Черным солнцем” (датск. sort sol), по-прежнему собираются в марте и апреле в близлежащей Ютландии.
Некоторые скворцы являются перелетными, перемещаясь между Данией и Великобританией и частями Северной Скандинавии, и начало апреля может совпасть со временем, когда многие перезимовавшие скворцы возвращаются в места своего летнего гнездования. Необычная погода могла привести к тому, что необычно большое количество скворцов направилось на запад над Балтикой. Во всяком случае, это объясняет, почему рыбаки из Бархоффта были так поражены.
Но стаи скворцов не могут объяснить дискретную круглую форму, сохраняющуюся в одном месте в течение часа. Поэтому, скорее всего, нет никакой физической связи с парящей “шляпой” над церковью Святого Николая. Мы не можем объяснить эту происхождение этого странного объекта, но надеемся, что когда-нибудь появится убедительное объяснение летающей “шляпы” из Штральзунда.
Резюме
Согласно текстам, опубликованным во второй половине XVII века, в апреле 1665 года в небе возле немецкого города Штральзунд были замечены многочисленные летающие объекты. Среди них были корабли, птицы, огонь и дым, а также темный объект в форме тарелки или шляпы, который в течение часа висел над церковью Святого Николая. Свидетелями стали несколько рыбаков, которые после этого жаловались на физические недомогания, включая дрожь и боль, в основном в руках и ногах.
Инцидент был хорошо задокументирован. В сообщениях были указаны даже дата и время – сразу после 18:00 8 апреля – и сделаны иллюстрации, дающие приблизительное местоположение в небе. С помощью компьютерного моделирования мы показали, что причиной не было Солнце или Луна, и мы исключили звезды, планеты и солнечные гало.
Облака, дым или стаи скворцов могли, конечно же, создать впечатление, что круглый объект дрейфует по воздуху, но продолжительность наблюдения и его постоянная форма делают такое объяснение маловероятным.
Поэтому случай в Штральзунде является удивительным и – правда это или нет – может считаться одним из первых предполагаемых наблюдений “летающей тарелки” в истории.
Читайте также: Битва НЛО в небе над Нюрнбергом в 1561 году. Массовые свидетельства