Самое древнее искусство в мире было создано не Homo Sapiens

Одним из горячо обсуждаемых вопросов в истории изучения неандертальцев был вопрос о том, создавали ли они произведения искусства. В последние несколько лет сложился консенсус, что да, иногда создавали. Но, как и их родственники на обоих концах эволюционного древа гоминоидов, шимпанзе и Homo sapiens, поведение неандертальцев в культурном отношении менялось от группы к группе и с течением времени.

Их искусство было, возможно, более абстрактным, чем стереотипные фигуры и наскальные рисунки животных, созданные Homo Sapiens уже после исчезновения неандертальцев около 30 000 лет назад. Но археологи начинают понимать, насколько творческим было искусство неандертальцев само по себе.

Считается, что Homo sapiens развивались в Африке, по крайней мере, 315 000 лет назад. А популяции неандертальцев в Европе были прослежены как минимум 400 000 лет назад. Современные люди пришли из Африки, в то время как неандертальцы были европейцами.

Уже 250 000 лет назад неандертальцы смешивали минералы, такие как гематит (охра) и марганец, с жидкостями для получения красных и черных красок – предположительно для украшения тела и одежды.

Такова человеческая природа

Исследования палеолитических археологов в 1990-х годах радикально изменили распространенное мнение о неандертальцах как о тупицах. Теперь мы знаем, что они не пытались угнаться за Homo sapiens, а развивали свои собственные поведенческие навыки. Их большой мозг заслужил свое эволюционное существование.

Находя останки в подземных пещерах, включая отпечатки ног и свидетельства использования орудий труда, а также пигменты в местах, где у неандертальцев не было очевидных причин находиться, мы знаем, что они были любознательны в отношении окружающего мира.

Homo Sapiens
Красный пигмент в вогнутости яркой сталактитовой драпировки в пещере Ардалес. 

Почему они уходили в опасные глубины, где не было ни еды, ни питьевой воды? Мы не можем сказать наверняка, но поскольку это иногда сопровождалось созданием настоящих произведений искусства на стенах пещер, вероятно, это имело какой-то художественный смысл, а не просто исследование.

Неандертальцы жили небольшими, сплоченными группами и вели кочевой образ жизни. Когда они путешествовали, то брали с собой угли, чтобы разжигать небольшие костры в скальных укрытиях и на берегах рек, где они разбивали лагерь. Они использовали инструменты, чтобы вырезать копья и разделывать туши. Мы вправе думать о них как о семейных группах, которые держались вместе благодаря постоянным переговорам и конкуренции между людьми. Хотя они были организованы в небольшие группы, на самом деле это был целый мир отдельных людей.

Эволюция визуальной культуры неандертальцев с течением времени свидетельствует о том, что их социальные структуры менялись. Они все чаще использовали пигменты и орнаменты для украшения своего тела. Неандертальцы украшали свои тела, возможно, в связи с тем, что конкуренция за лидерство в группе становилась все более изощренной. Цвета и орнаменты передавали сообщения о силе и власти, помогая человеку убедить своих современников в своей силе и пригодности к лидерству.

Затем, по крайней мере 65 000 лет назад, они начали использовать красные пигменты для нанесения рисунков на стены глубоких пещер в Испании. В пещере Ардалес недалеко от Малаги на юге Испании они окрашивали вогнутые участки ярко-белых сталактитов.

В пещере Мальтравьесо в Эстремадуре на западе Испании они рисовали вокруг своих рук. А в пещере Ла Пасьега в Кантабрии на севере страны один неандерталец изобразил прямоугольник, многократно прижимая покрытые пигментом кончики пальцев к стене.

Мы не можем угадать конкретное значение этих знаков, но они свидетельствуют о том, что неандертальцы становились все более изобретательными.

Позже, около 50 000 лет назад, появились личные украшения для украшения тела. Они были сделаны из частей тела животных – подвески из зубов хищников, раковины и кусочков костей. Эти ожерелья были похожи на те, которые примерно в то же время носили Homo sapiens, что, вероятно, отражало простую общую коммуникацию, понятную каждой группе.

Homo Sapiens
Один из нескольких десятков трафаретов рук, оставшихся в пещере Мальтравьезо. В случае с этой рукой неандертальцу, оставившему ее, пришлось бы лежать на полу, поскольку она была создана на потолке высотой всего 30 см.

Отличалась ли визуальная культура неандертальцев от культуры Homo sapiens? Вероятно, да, хотя и не по уровню сложности. Они создавали нефигуративное искусство за десятки тысячелетий до появления  в Европе, что свидетельствует о том, что они создали его самостоятельно.

Но оно отличалось. У нас пока нет доказательств того, что неандертальцы создавали фигуративное искусство, например, картины с изображением людей или животных, которые по крайней мере 37 000 лет назад широко делались группами Homo sapiens, которые со временем сменили их в Евразии.

Образное искусство не является признаком современности, равно как и его отсутствие не является признаком примитивности. Неандертальцы использовали визуальную культуру иначе, чем их преемники – Homo sapiens. Их цвета и орнаменты усиливали сообщения друг о друге через их собственные тела, а не изображения вещей.

Есть еще одна, возможно, важная деталь. Наш вид не создавал изображений животных или чего-либо еще до того, как вымерли неандертальцы, денисовцы и другие группы людей. В биологически смешанной Евразии 300 000 – 40 000 лет назад это никому не было нужно.

Но в Африке возникла вариация на эту тему. Наши ранние предки использовали собственные пигменты и нефигуративные знаки, чтобы начать обозначать общие эмблемы социальных групп, такие как повторяющиеся скопления линий – специфические узоры.

Искусство Человека разумного в отличие от неандертальцев, в меньшей степени касалось отдельных людей и в большей – сообществ, используя общие знаки, такие как выгравированные на кусках охры в пещере Бломбос в Южной Африке, которые считаются племенными узорами. 

Со временем, возникшие этносы, и группы, удерживаемые вместе социальными правилами и условностями, стали наследниками Евразии.

Читайте также: Что не так с анализом ДНК шумерской царицы Пуаби?

Поделиться