Современные люди были не первыми, кто придумал роботов и искусственных существ, и не первыми, кто задумался о последствиях их создания.
Содержание
Слово “робот” появилось лишь в 1920 году, когда чешский драматург Карел Чапек использовал его в пьесе R.U.R., или Rossumovi Univerzální Roboti (Универсальные Роботы Россума). Роботы или подобные им существа существовали в мифах (и в некоторой степени в реальности) на протяжении тысячелетий.
Автоматы в мифологии
Исмаил Ибн аль-Раззаз аль-Джазари, инженер, родившийся в 12 веке на территории современной Турции, спроектировал и построил множество сложных машин, включая фонтаны и будильник, работающий от воды, и даже написал книгу о науке их создания: “Книга знаний о гениальных механических устройствах”. Но именно его автоматы стали причиной того, что некоторые теперь называют его “отцом робототехники”. Среди его созданий были механическая сервировщица, которая наливала чай, и квартет роботов, которые играли несколько разных мелодий и могли быть “запрограммированы” на воспроизведение различных ритмов.
Однако самые явные намеки на современных роботов и программы искусственного интеллекта мы можем найти среди бесчисленных сюжетов, известных нам из мифов и фольклора. Например, в еврейском фольклоре Голем – это глиняный человек, который магическим образом обретает жизнь, когда в рот Голема вкладываются слова. Точно так же, как в программах искусственного интеллекта с большой языковой моделью, которые поражают нас сегодня и даже способны убедить некоторых людей в том, что они разумны, язык является аниматором – ингредиентом, который превращает глиняную статую в живое существо.
Но мифологические роботы уходят корнями еще дальше. В своей книге 2018 года “Боги и роботы: Мифы, машины и древние мечты о технологиях” Адриенна Мэйджор описывает, как древние культуры исследовали идею искусственной жизни. Древние греки были искусны в обработке металлов и механике и создали множество автоматов, включая кукольный театр, который мог сыграть целую пьесу. Эти устройства позже служили источником вдохновения для многих поколений сказочников.
Гефест, греческий бог обработки металлов и технологий, создавал чудесное оружие для богов, а также конструировал разнообразных существ, которых Мэйджор называет “созданными, а не рожденными”. В “Илиаде” Гомер рассказывает о том, как Гефест создал золотых подручных, чтобы они помогали ему в кузнице. Более ранние истории рассказывают о другом творении Гефеста, Талосе, гигантском механическом человеке из бронзы, который, как пишет Мэйджор, был “первым “роботом”, ходившим по земле”. Талос неустанно патрулировал берега Крита, чтобы защитить остров от вторжения.
Роль Талоса заключалась в защите людей. Но другая искусственная форма жизни Гефеста была предназначена для прямо противоположной цели. После того как титан Прометей дал смертным огонь, Зевс разгневался. Чтобы отомстить смертным за принятие этого дара, он поручил Гефесту вылепить из глины прекрасную женщину Пандору – очаровательное создание, которое Мэйджор называет “фембот”. Пандора была послана на землю вместе с кувшином (в некоторых переводах он почему-то превратился в ящик), чтобы стать женой Эпиметея, брата Прометея. Хотя Прометей предупредил Эпиметея не принимать дары от Зевса, Эпиметей взял Пандору в жены, но запретил ей открывать кувшин.
Однако Зевс уже дал ей указание (или, можно сказать, запрограммировал ее – она ведь фембот) открыть кувшин. Когда же она, наконец, сделала это, то оттуда вырвались на свободу все беды, охватившие человечество: болезни, старость, безумие, голод, всевозможные страдания и несчастья.
Чему могут научить нас эти мифы?
Хотя боги и магия часто участвовали в создании таких существ, как Талос и Пандора, Мэйджор утверждает, что эти древние роботы не были созданы просто по воле бога. “Эти искусственные существа считались продуктами технологии, спроектированными и созданными с нуля с использованием тех же материалов и методов, которые люди-ремесленники использовали для изготовления инструментов, произведений искусства, зданий и статуй”.
Эти истории, пишет она, были чем-то вроде “древних мысленных экспериментов, сценариев “что-если””. Сегодня наши роботы реальны. Но мы все еще решаем множество “что если” – и эти древние мифы могут помочь нам в этом”.
Мэйджор сравнивает Стивена Хокинга и других, предупреждавших нас об опасности искусственного интеллекта, с Прометеем, который предупреждал об опасности принятия даров от богов.
Так что иногда полезно оглядываться на свое прошлое, чтобы не повторять ошибок наших предков.
Читайте также: Хотите ладить с роботами? Относитесь к ним как к домашним животным