Хотите ладить с роботами? Относитесь к ним как к домашним животным

Новые люди или домашние любимцы

Свиньям, крысам и саранче в наши дни легче – они могут беспокоить кого угодно. Но еще в средние века такое поведение могло привести к суду. Если бы свинья укусила ребенка, городские власти устроили бы судебный процесс, как и над человеком, даже предоставив правонарушителю адвоката. Заставить насекомых явиться в суд в массовом порядке было немного сложнее, но власти все равно попытались: они послали кого-нибудь в поле прокричать о вызове в деревню.

Да, это весело, но также это намек на то, как люди могут ориентироваться в новых, еще более сложных отношениях с умными машинами, с роботами. Точно так же, как мы склонны приписывать животным свободу воли, мы проецируем намерения, эмоции и ожидания на роботов. 

“Меня всегда поражало, что мы постоянно сравниваем роботов с людьми, а искусственный интеллект с человеческим интеллектом, но я никогда не находил, что это лучшая аналогия, – говорит специалист по этике робототехники Массачусетского технологического института Кейт Дарлинг, – Я всегда считал, что животные – вот отличная аналогия, которая уводит людей от сравнения робота с человеком. Мы понимаем, что животные тоже являются эдакими автономными существами, которые могут чувствовать, думать, принимать решения и учиться. Вы видите разнообразный диапазон навыков и интеллекта в животном мире, но не сравниваете их с людьми”.

Люди уже формируют сложные связи с домашними животными-роботами. Даже с роботом-пылесосом Roomba. Роботы всех видов повторяют множество способов интеграции животных в человеческое общество – в качестве грубого труда, в качестве коллег или товарищей. Они совершенно новое поколение, и нам нужно будет найти с ними новые типы отношений.

Как мы можем сделать это, чтобы наши потомки не смеялись над нами?

Метафора роботов и животных особенно сильна, потому что она охватывает такой диапазон ролей, которые мы хотим, чтобы роботы брали на себя. Мы заставляем волов выполнять очень специфическую работу, которая освобождает людей для выполнения не самой ужасной части земледелия. Но мы также хотим видеть в роботах компаньонов, исполняющих роль настоящего домашнего животного, кошки или собаки.

Мы использовали животных на войне, мы использовали их как наших товарищей. Мы приручили их не потому, что они делают то же, что и мы, а потому, что у них есть наборы навыков, которые дополняют наши. Поэтому, когда мы думаем о роботах, то вместо того, чтобы думать о воссоздании самих себя, мы должны больше думать о том, какие наборы их навыков могут дополнить наши собственные? Будь то на сельскохозяйственных полях или в сфере дружеских отношений, что порождает панические настроения по поводу того, будто роботы заменят человеческие отношения. Но на примере с животными мы увидели, что смогли включить их в наш мир разнообразных отношений, потому что то, что они предлагают, отличается от того, что предлагают люди друг другу.

Все, что вам нужно сделать, это посетить одну из лабораторий робототехники в любой точке мира, чтобы понять, что машины и близко не соответствуют нашим человеческим возможностям. Но почему тогда опасения звучат так настойчиво?

Одна из причин – это то, что мы проецируем себя на них. Мы постоянно сравниваем их с собой. И вследствие этого,  мы допускаем, что роботы могут захотеть сделать то же самое, что и мы, люди. Хотя большинство антиутопических рассказы о порабощении людей роботами больше относятся, все-таки, к западной культуре и обществу. Но есть и другие культуры, где роботы рассматриваются больше как партнеры, а не как страшные жестокие монстры, которые могут взять верх. У нас есть долгая история научно-фантастической поп-культуры, которая играет с этими будущими идеями о том, на что будут способны роботы. Но эти фантазии очень оторваны от реальности того, как в настоящее время идет развитие технологий.

Одна из вещей, которая отличает робототехнику от природной эволюции, – это то, что инженеры могут изобрести форм-фактор, который никогда не развивался у животных. Да, очевидно, что Спот – четвероногий, Атлас – двуногий – это проверенные и надежные методы передвижения в животном мире. Но эволюция так и не изобрела колесо для живого организма, потому что это было бы невозможно.

Но хотелось бы отметить, что аналогия с животными используется не потому, что роботы и животные должны быть одинаковы, или все роботы должны быть похожи на животных. Очевидно, что черпать идеи из биологии очень полезно, будь то четвероногие или двуногие создания. Мы знаем, что дизайн, вдохновленный биологией, очень полезен, потому что животные и люди эволюционировали на протяжении многих тысячелетий лет и приобрели множество полезных способностей, прошедших проверку временем.

роботами

Новая форма взаимодействия

Но люди должны открыть свой разум для других возможностей. Пока что, слишком многие роботы созданы так, чтобы выглядеть как гуманоиды, у которых две руки, две ноги и туловище. И всегда есть аргумент, что нам нужно создавать роботов, похожих на нас, потому что у нас есть мир, созданный для людей, с лестницами и дверными ручками. Но двуногие роботы очень дороги и сложны в разработке и, зачастую, колеса, могут быть, гораздо полезнее.

Кроме того, есть аргумент, что роботы должны выглядеть, как мы, чтобы мы могли относиться к ним эмоционально. Но мы знаем из более чем 100-летнего опыта в области создания анимационных фильмов, что это неправда. Можно вложить в дизайн робота какой-то социальный сигнал или человеческие эмоции, чтобы мы могли понять. И для этого он не обязательно должен быть похож на человека.

Это так странно и кажется нам сейчас смешным – но на протяжении сотен лет истории человечества в Средние века мы привлекали животных к суду за совершенные ими преступления. Так что будь то свинья, откусившая ребенку ухо, или нашествие саранчи или крысы, уничтожившие посевы, были реальные суды, которые проходили так же, как и судебный процесс над человеком, с участием адвокатов и жюри и вызов животных в суд. Некоторых не признавали виновными, а некоторых приговаривали к смертной казни. Такая была идея в те времена, что животные должны нести ответственность или должны соблюдать наши моральные принципы и правила. Теперь мы не верим, что это имеет какой-то смысл. Это все равно, что осуждать грудного младенца за то, что он сделал что-то не по вашим правилам.

Во многих юридических дискуссиях об ответственности в робототехнике мы делаем что-то похожее. И это такая историческая насмешка, потому что ответственность, которые люди предлагают возложить на роботов, причиняющих вред, подразумевают, что у роботов будет какая-то большая, почти человеческая свобода действий. Но на самом деле такая свобода невозможна и технологически не осуществима. По крайней мере, в ближайшее время. И актуальнее и реальнее относиться к новым членам нашего общества как домашним питомцам или животным-партнерам, помогающим нам в работе.

И для человека такое отношение будет эмоционально правильным. Люди не будут смотреть на общение с роботами как на дешевую подделку настоящих человеческих отношений. И тогда, например, любой родитель уже спокойно подумает:

“Если это больше похоже на домашнего кролика, то, оно не отнимет у моего ребенка друзей”.

Животные, даже в сфере дружеских отношений, действительно полезны для здоровья и образования людей. Существуют терапевтические методы, которые действительно смогли улучшить жизнь человека за счет эмоциональной связи с животными. И это показывает, что на самом деле у роботов может быть некоторый потенциал, чтобы помочь не аналогично, конечно же, но подобным способом – опять же, как своего рода новое поколение эмоциональных связей. Это новый инструмент, это что-то абсолютно новое, что мы могли бы использовать в наших интересах.

Но все-таки важно понимать, что роботы и животные – это не одно и то же. В отличие от животных, роботы могут рассказать другим ваши секреты. А роботов создают корпорации, которые заинтересованы в информации. Мы это прекрасно знаем по периодически возникающим скандалам с производителями смартфонов или программного обеспечения.

Поэтому есть еще много проблем, которые, мы склонны не замечать или забывать, потому что слишком сосредоточены на опасении замены роботами человека. Есть много проблем с внедрением этой технологии в общество, в котором мы живем, и с предоставлением компаниям возможности свободно распоряжаться тем, какую информацию они будут получать.

Читайте также: Трансгуманизм – мы становимся другими