Происхождение мифологии о драконах

Драконы независимо от времени и географии появлялись в искусстве, мифологии и фольклоре многих культур и цивилизаций на протяжении всей истории.

Слово “дракон”, произошло от латинского “dracōnis” и греческого “drakōns“.

Одно из самых ранних изображений драконов – гигантские змеи в мифологии древнего Ближнего Востока, особенно в месопотамском искусстве и литературе, где драконоподобные существа описаны в эпосе творения “Энума Элиш”, датируемый концом II тысячелетия до нашей эры.

Другие драконоподобные существа, Bašmu (Башму) и Ušumgallu (Ушумгаллу), также появляются в текстах аккадского периода, причем наиболее известным является Mušmaḫḫū (Мушману – древний месопотамский мифологический гибрид змея, льва и птицы), что означает “красноватая змея” или “свирепая змея”, изображенная на воротах Иштар в Вавилоне.

В древнеегипетской мифологии Апоп или Апофис – гигантское змеевидное существо, обитающее в царстве мертвых или “под горизонтом”. Впервые упомянутый во времена 8-й династии (2181 г. до н. э. – 2160 г. до н. э.), Апоп родился из пуповины Ра и был противником света и Маат (древнеегипетская богиня истины, справедливости, закона и миропорядка), вступая в эпические поединки с Ра на протяжении веков.

Нехебкау – еще один гигантский змей, охраняющий Дуат и помогающий Ра в его битве с Апопом. Хотя первоначально он считался злым духом, позднее он стал погребальным богом, связанным с загробной жизнью, и одним из сорока двух оценщиков Маат.

В древнеегипетских заупокойных текстах, найденных в гробнице Тутанхамона, изображен Уроборос – древний символ, изображающий змею или дракона, пожирающего свой собственный хвост. Этот символ сохранился в Египте до римских времен, когда он часто появлялся на магических талисманах, иногда в сочетании с другими магическими знаками.

В зороастрийской литературе Ирана и Персии драконы, такие как Ажи Дахака, что означает “авестийский великий змей”, считались олицетворением греха и жадности. В персидской суфийской литературе Джалал аль-Дин Мухаммад Руми также предполагает, что драконы символизируют чувственную душу, жадность и похоть, которые должны быть умерщвлены в духовной битве.

дракон

Драконы играли значительную роль в древнегреческой мифологии, часто появляясь с ядовитой слюной, хотя в некоторых мифах упоминалось еще и огненное дыхание. На некоторых изображениях также можно увидеть дракаину – женщину-змею с некоторыми чертами человеческой женщины.

Многие греческие герои сражались с драконическими существами или сталкивались с ними. Геракл, например, расправился с Лернейской гидрой, Ясон одурманил бессонного дракона, охранявшего Золотое руно, Зевс сражался с чудовищем Тифоном, а Кадм – с драконом Ареса.

Римляне были мало заинтересованы в развитии собственных традиций о драконах (лат. dracōnis), в основном они адаптировали мифологию древних греков под себя. Во II веке нашей эры после Дакийских войн римские военные использовали дракона в качестве военного штандарта когорты, так как орел (aquila) был штандартом легиона.

В Азии, в частности в Китае, драконы (по-китайски: lóng) ассоциировались с удачей и традиционно символизировали мощные и благоприятные силы. Драконы часто сопровождали богов и полубогов в качестве их личных лошадей или спутников, а китайские императоры использовали символ дракона для демонстрации своей имперской силы.

Самые ранние зооморфные изображения драконов относятся к культуре Синлунва в период 6200-5400 гг. до н.э., а в культуре Хуншань китайский иероглиф “дракон” появился между 4700 и 2900 гг. до н.э.

Традиционный и привычный нам образ китайского дракона появился во времена династий Шан (1766 – 1122 гг. до н.э.) и Чжоу (1046 – 256 гг. до н.э.), превратившись в крылатого дракона Цин-лун, который, по мнению ученого Чэнь Чжэна, является источником “образа настоящего дракона”.

Художественное творчество развило Цин-луна до того, что вместо крыльев ему стали рисовать узоры из пламени или облаков. В конце концов Цин-лун был заменен в китайском искусстве образом бескрылого Желтого дракона.

Космологическая диаграмма Бога Дракона представляет концепцию драконов в китайской культуре и космологического Сихай Лонг Ванга – “Царя Драконов четырех морей”. Каждый Царь-дракон ассоциируется с цветом и водоемом, при этом Лазурный или Сине-зеленый дракон представляет восток и сущность весны, Красный дракон – юг и сущность лета, Черный дракон – север и сущность зимы, Белый дракон – запад и сущность осени. И затем появляется Желтый дракон, который является зооморфным воплощением Желтого императора.

Скорее всего, китайский дракон повлиял на многие азиатские страны: в Корее драконов изображают с более длинными бородами и иногда с гигантской сферой, известной как ёуиджу (여의주). В корейской мифологии драконы произошли от змееподобных протодраконов, называемых имуги, которые стремились стать настоящими драконами, если поймают упавшей с неба ёуиджу.

дракон

В Японии легенды о драконах тесно переплетаются с китайскими драконами, даже используются китайские заимствования для названий драконов. Считается, что буддийские монахи со всей Азии передали в Японию легенды о драконах и змеях из буддийской и индуистской мифологии, хотя есть несколько примеров местных драконов, описанных в древних текстах, таких как Кодзики и Нихонги.

В филиппинской мифологии Бакунава, что означает “изогнутая змея”, – это змееподобный дракон, который считается причиной затмений, землетрясений, дождей и ветров. Бакунава также иногда известен как Нага, в результате синкретизации с индуистско-буддийским змеиным божеством Нага. Еще он был синкретизирован с индуистско-буддийской парой наваграха, Раху и Кету, божествами, ответственными за затмения Солнца и Луны соответственно.

Вообще, многие филиппинские змеи были связаны с проглатыванием Луны: легенды о Лаву, змее из мифологии Капампангана, Олимау, крылатом призрачном драконе-змее из мифологии Илокано, и Сава, змеевидном чудовище из мифологий Тагалога и Ати.

В Индии тоже есть свои легенды о драконах. В Ригведе, древнеиндийском сборнике ведических гимнов на санскрите, описывается, как Индра, ведический бог бури, сражается с гигантским змеем по имени Вритра.

Жители Северной и Южной Америки создали свои собственные легенды о драконах, совершенно независимые от остального мира. Юкатекские майя поклонялись Кулкулкану, мезоамериканскому змеиному божеству, чьи истоки восходят к классическому периоду, позже принятому поздними горными майя под именем Кукумац.

Ацтеки поклонялись Кетцалькоатлю, чье имя происходит из языка науатль и означает “Драгоценный змей” или “Змей с перьями Кетцаля”. Ксиухкоатль, переводимый как “Бирюзовая змея” на классическом языке науатль, был еще одним змеиным божеством, ацтекским богом огня, интерпретируемым как олицетворение сухого сезона, и являлся оружием Солнца.

В мифологии андских цивилизаций Южной Америки Амарока, Амарука или Катари – это мифический змей или дракон, наиболее связанный с империями Тиуанако и Инков. В мифологии инков Амарока – это огромный двуглавый змей, обитающий под землей на дне озер и рек.

Несколько драконов также фигурируют и в культурах коренных народов Северной Америки. В мифологии народа иллини на фресках, нарисованных на обрывах с видом на реку Миссисипи, изображена Птица Пиаса – драконическая фигура, которая, возможно, была более древней иконографией из большого города Кахокия миссисипской культуры.

Одна из наиболее распространенных форм драконов коренных американцев – это Рогатый Змей, ассоциирующийся с водой, дождем, молнией и громом.

дракон

Современный образ дракона сложился в Европе в Средние века благодаря сочетанию змееподобных драконов классической греко-римской литературы, упоминаний о драконах Ближнего Востока, сохранившихся в Библии, и европейских народных традиций.

В 11-13 веках наблюдался пик интереса европейцев к драконам как к живым существам. Самое старое узнаваемое изображение вполне современного европейского дракона содержится на раскрашенной от руки иллюстрации из средневекового манускрипта Harley MS 3244, который был создан около 1260 года нашей эры.

Европейские драконы обычно изображаются как жадные и прожорливые чудовища, с хорошим аппетитом, живущие в реках или в подземном логове или пещере. Их часто отождествляют с Сатаной, поскольку в книге Откровения Сатана назван “драконом”.

Драконы и драконьи мотивы встречаются во многих произведениях современной литературы, особенно в жанре фэнтези. Одним из самых знаковых современных драконов, конечно же, является Смауг из классического романа Дж. Р. Р. Толкиена “Хоббит”. Также драконы изображены в серии детских романов Дж. К. Роулинг “Гарри Поттер”, цикле Урсулы К. Ле Гуин “Земноморье” и серии Джорджа Р. Р. Мартина “Песнь льда и пламени”.

Ученые спорят о том, откуда вообще взялась сама идея дракона, и было предложено множество гипотез. Поскольку все самые ранние засвидетельствованные драконы похожи на змей или имеют какие-либо змееподобные атрибуты, было высказано предположение, что драконы являются порождением нашего врожденного страха перед змеями.

Адриенна Мэр, историк древней науки и классический фольклорист, предполагает, что изображения драконов основаны на народных знаниях и преувеличениях ныне живущих рептилий. Она также утверждает, что появление сказаний о драконах могли быть вдохновлены древними находками огромных окаменелостей динозавров и других доисторических животных.

Об этом свидетельствует Вавельский собор, где несколько костей, предположительно принадлежащих Вавельскому дракону, висят снаружи собора, хотя, на самом деле это окаменелости плейстоценового млекопитающего. Древние китайцы также называли найденные кости динозавров костями дракона и записывают их как останки драконов. Например, Чан Цю в 300 году до н.э. задокументировал находку “костей дракона” в Сычуани.

Читайте также: Древнеримские хроники подтверждают реальность драконов