Коптская церковь Египта – самая ранняя христианская церковь в мире, возникшая около 42 года нашей эры. Согласно епископу Евсевию Кесарийскому, а также коптским преданиям, евангелист Марк, написавший самое раннее из четырех новозаветных Евангелий, был основателем и первым епископом Александрийской церкви еще до создания Римской церкви. В своей эпохальной “Истории Церкви”, написанной на греческом языке около 310 года, Евсевий пишет:
“Говорят, что этот Марк был первым, кто отправился в Египет проповедовать Евангелие, которое он уже записал, и первым, кто организовал церкви в самой Александрии”.
Eusebius, HE 2.16.1
Эти сведения дополняет “Хроника” Евсевия, где он относит прибытие Марка в Александрию к третьему году правления Клавдия, то есть к 41-42 или 43-44 гг. н.э. Это не более чем через десять лет после даты смерти Иисуса, которая традиционно считается 33 г. н.э.
Между тем традиционное египетское повествование об истории ранней коптской церкви соглашается с Евсевием в том, что Марк был основателем Александрийской церкви. Однако Северус ибн аль-Мукаффа называет несколько более позднюю дату прибытия Марка в Александрию: “В пятнадцатый год после Вознесения Христа (ок. 48 г. н.э.) святой Петр послал святого Марка, отца и евангелиста, в город Александрию, чтобы возвестить там добрую весть (Евангелие)”.
“История патриархов”, приписываемая Северусу ибн аль-Мукаффе, на самом деле является многопоколенным сборником египетской церковной истории, опирающимся на несколько ранних коптских источников, который был отредактирован и переведен на арабский язык в XI веке.
Более подробная информация о жизни Марка в Египте содержится в коптском рассказе, записанном Северусом, который, как считается, был заимствован из более раннего источника. Этот источник, известный как “Деяния Марка”, содержит более подробные сведения о деятельности Марка в Египте, включая рассказ о мученической смерти евангелиста в Александрии. В “Деяниях Марка” собраны некоторые ранние устные предания и вписаны в более широкое повествование, описывающее подробности миссии Марка. Хотя точная дата создания “Деяний” не определена, эти традиции можно отнести, по крайней мере, к концу IV – началу V века. В “Деяниях” объединены два направления традиций в рамках одного повествования. Первое направление связано с основанием Марком церкви в Александрии. Второе – с мученической смертью Марка и объясняет создание им мученической церкви на окраине Александрии.
Первоначально документ был написан на греческом и коптском языках, а затем переведен еще на несколько. Основная линия повествования в “Деяниях” выглядит следующим образом: когда апостолы были отправлены на свои миссии, Марку досталась страна Египет и прилегающие к ней территории. Сначала он отправился в Кирену в Ливии (по второй версии, он был уроженцем Кирены), где проделал большую работу по обращению многих в христианскую веру. Находясь там, у Марка случилось видение, что ему следует отправиться в Александрию.
Он прибыл в Александрию на следующий день и пришел в место, называемое Медион. Когда он входил в ворота города, ремешок его сандалии порвался, и Марк стал искать сапожника, чтобы починить его. Когда сапожник работал над сандалией, он повредил левую руку и воскликнул от боли: “Бог един!”. Марк исцелил руку сапожника во имя Иисуса. В знак благодарности сапожник пригласил Марка к себе домой на трапезу. Там Марк начал проповедовать Евангелие Иисуса, рассказывая человеку о пророчествах, связанных с Христом.
Сапожник сказал, что не знал об этих писаниях, хотя был знаком с “Илиадой”, “Одиссеей” и другими вещами, которые египтяне изучали с детства. В конце концов он обратился в веру, крестились и он сам, и все его домочадцы, и многие другие. Сапожника звали Анания (в другой версии – Аниан). В конце концов, некоторые язычники, разгневанные этим обращением в веру, захотели убить Марка. Евангелист решил, что пора покинуть Александрию и вернуться в Пентаполис, в Северную Африку. Однако перед отъездом он рукоположил в епископы Ананию (Анниана) и трех пресвитеров (Милая, Сабина и Сердо).
После двухлетнего отсутствия Марк вернулся в Александрию и обнаружил, что христианская община там процветает, а в местечке Буколу, недалеко от моря, даже построена церковь. Однако язычники города были очень злы на Марка за все его дела. В тот год празднование Пасхи выпало на один день с праздником египетского бога Сераписа (24 апреля). Подстрекаемые язычники вошли в церковь, схватили Марка во время службы, накинули ему на шею веревку и тащили по улицам Александрии, пока его плоть не опала.
Вечером его бросили в темницу. Говорят, что в течение ночи к Марку приходил сначала ангел, а затем и сам Иисус, произнося ему слова ободрения. На следующее утро (25 апреля) язычники вывели Марка из темницы и снова таскали по городу, на этот раз, до тех пор пока он не умер. Затем они развели костер в месте, называемом Ангелой, и попытались сжечь тело Марка, но, по преданию, поднялась сильная буря, и язычники в ужасе разбежались. Наконец, верующие взяли тело Марка и принесли его для похорон в церковь, расположенную на восточной окраине Александрии.
Предание о мученической смерти Марка в Александрии распространилось по всей Римской империи, особенно в Италии, и многие христиане отправлялись в Египет, чтобы посетить гробницу евангелиста в восточной Александрии.
Самым важным из раннехристианских святых мест в Александрии, несомненно, был Буколу, где, согласно “Деяниям Марка”, у первых христиан было место поклонения и где святой встретил свою смерть и был похоронен. Здесь воздвигли мартирий святого Марка, засвидетельствованный с конца IV века. Епифаний называет это место “церковью Баукалиса”, что, по мнению некоторых исследователей, является искаженным вариантом Буколоса. Несомненно, что памятник святому Марку находился в северо-восточной части города (“в восточном районе”, “у моря, под скалами”), вероятно, недалеко от места, где сейчас находится колледж святого Марка, управляемый христианскими братьями. К IV веку, когда начинается наше летоисчисление, эта территория находилась за городом, на месте “коровьих пастбищ”. Но в I веке здесь находился главный еврейский квартал, описанный Иосифом.
Одно из самых ранних свидетельств, относящихся к мартирию святого Марка в Александрии, помимо “Деяний”, содержится в поэзии святого Паулина. Святой Паулин из Нолы (ок. 352-431 гг.), расположенной к югу от Рима на западном побережье Италии, был рукоположен в священники на Рождество Христово в 395 г., а в 409 г. стал епископом Нолы. Помимо того, что он был выдающимся христианским поэтом, он является самым ранним свидетелем традиции о мученической смерти Марка в Александрии. В одном из своих стихотворений он упоминает о конфликте Марка с культом Сераписа в Александрии, который привел к его заключению в тюрьму и смерти:
“На тебя, Александрия, был возложен Марк, … чтобы Египет не стал глупо поклоняться скоту под именем Аписа; (священное животное Сераписа, которому поклонялись в Александрии) … Сатана также бежал из Египта, где он принял бесчисленные формы и бесчисленные имена, соответствующие различным чудовищам. Так он превратил святого Иосифа в Сераписа, скрыв это почитаемое имя под именем смерти”.
В конце концов, в IX веке, согласно легенде, два или три амбициозных купца из итальянской Венеции смогли тайно вывезти останки Марка из его гробницы в Александрии. В 828 году Марк заменил святую Теодору, первую святую покровительницу Венеции, где для него была построена новая базилика.
Читайте также: Тайны библиотеки Наг-Хаммади: запретная истина?