Как вид, мы тянемся к огню – это связано с теплом, едой или чем-то более глубинным? Мало что может сравниться с удовольствием от костра: любоваться игрой света и теней, чувствовать тепло, слушать потрескивание и гудение, вдыхать до странного уютный запах дыма.
Это доставляет удовольствие людям практически любой нации и расы. Среди огромного разнообразия культур вы вряд ли найдете человека, который не испытывает приятного волнения, сидя у костра в хорошей компании.
На первый взгляд, наша любовь к пламени очевидна: огонь = тепло и, если повезет, то еще и еда. Однако, если копнуть глубже, вы обнаружите, что эта связь выходит далеко за рамки простого удовлетворения наших базовых животных инстинктов.
Содержание
Огонь, научи меня
Кристофер Д. Линн, профессор антропологии в Университете Алабамы, пристально изучал биокультурную связь между людьми и кострами. В 2014 году он провел исследование, в котором изучалось, действительно ли костры помогают людям расслабиться на физиологическом уровне. Ответ может показаться очевидным, но это исследование было одной из первых попыток научно обосновать данный феномен.
“Я провел это исследование, чтобы получить эмпирические данные и дать людям что-то, на что они могут ссылаться, когда говорят, что огонь расслабляет”, – сказал Линн. – “Я всегда шучу, что моя специализация – предоставление эмпирических данных в поддержку вещей, которые и так всем известны”.
Результаты были предсказуемы: у людей, которые наблюдали за уютным костром, сопровождаемым естественными звуками, значительно снизилось кровяное давление, что свидетельствует об их расслаблении.
Эксперимент также выявил некоторые тонкости. Расслабляющий эффект огня ощутимо уменьшался, когда участники смотрели на пламя без звука, что говорит о важности звукового сопровождения для полного погружения.
Интересно, что участники с более выраженными просоциальными чертами – склонностью к совместному и социальному поведению – испытывали еще большее расслабление от огня. Для Линна это подтвердило его предположение о том, что наше увлечение пламенем имеет глубокий социальный аспект.
Давай, детка, разожги мой огонь
Некоторые исследователи предполагают, что Homo erectus – давно вымерший родственник Homo sapiens – управлялся с огнем еще 1 миллион лет назад, о чем свидетельствуют микроскопические следы древесной золы, найденные в пещере Вондерверк в Южной Африке. Более консервативные оценки называют цифру в 700 000 лет назад. В любом случае, это было задолго до появления нашего вида – Homo sapiens – который появился около 200 000–300 000 лет назад.
Этот промежуток в последний миллион лет был чрезвычайно важным этапом в эволюции рода Homo. В период с 800 000 до 200 000 лет назад мозг гоминидов быстро увеличивался, что привело к более сложному поведению. Некоторые ученые предполагают, что неслучайно этот период эволюции совпал с началом нашего “приручения” огня.
“Если вы собираетесь контролировать огонь, то можно предположить, что должна существовать какая-то форма коммуникации. Это предполагает развитие языка и префронтальной коры, что способствует развитию исполнительного контроля, а также краткосрочной и долгосрочной памяти”, – утверждает Линн.
“Это довольно сложная технология, с которой один человек не справился бы”, – отмечает он.
Хотя наш увеличившийся мозг дал нам возможность приручить огонь, пламя, в свою очередь, помогло раскрыть наш потенциал. Огонь позволил первым людям готовить пищу, что облегчило ее пережевывание и переваривание, высвобождая больше калорий и питательных веществ для питания нашего растущего мозга. Одновременно огонь освободил больше времени в сутках, создавая больше возможностей для общения и обмена идеями.
“Мы пытаемся понять, влияет ли огонь на просоциальность, объединяет ли он людей, успокаивает ли их в обстановке, где они могут обмениваться идеями”, – объяснил Линн.
“Если вы сидите у вечернего костра, а вокруг темнота, трудно улизнуть и заняться своими делами. Ведь у них не было смартфонов, чтобы поиграть. Люди, скорее всего, сидели в освещенной общей зоне и продолжали заниматься тем, чем они занимались днем, будь то изготовление кремневых орудий, лепка горшка или что-нибудь еще”, – продолжил он. – “Это продлевает день. Да и циркадные ритмы у людей успокаиваются”.
В этом ключе огонь можно рассматривать как катализатор, превративший нас в истинно социальных существ. Сидение у костра расслабляло нас, облегчая формирование более глубоких отношений и “расширяя” наше сознание.
Некоторые исследователи пошли еще дальше в идее о том, что костры способствуют сложному социальному поведению. Социолог Джеймс МакКленон утверждал, что Homo erectus мог впадать в измененные состояния сознания под гипнотическим влиянием наблюдения за костром. Возможно, утверждает он, это могло быть предтечей шаманизма, духовности и религии – мощных сил, которые сделали человеческие сети невероятно более вовлеченными и связанными.
Линн считает такую гипотезу заманчивой, хотя и полагает, что это, вероятно, лишь часть истории.
“Я не полный скептик… Я думаю, что это часть мозаики поведения. Развивается не только религия. Развивается социальная жизнь, язык, сотрудничество. Я считаю, что это классная история, которая заинтересует людей, но думаю, что это не все”, – сказал он.
Позволь мне встать рядом с твоим огнем
В современную эпоху немногие люди могут сказать, что заканчивают свой день в окружении близких, любуясь уютным пламенем. Однако можно утверждать, что технологии создали другой способ достичь сравнимого эффекта: телевидение.
Телевидение часто высмеивают как антисоциальное, вредное для здоровья занятие, которое разрушает наш мозг и превращает нас в бескультурных “диванных овощей”. Конечно, восьмичасовой просмотр комедийных сериалов вряд ли улучшит ваше самочувствие. Однако, возможно, мы слишком несправедливы к просоциальным свойствам телевидения. Как и сидение у костра, просмотр телевизора включает в себя рассказывание историй, увлекательные визуальные эффекты и времяпрепровождение с близкими.
“Я начал думать об огне как об аналоге телевидения. Мерцающий свет, звук. Не обязательно сам огонь, но уровень погружения. Поскольку наше зрение – основное чувство, его легче всего захватить”, – размышляет Линн.
В последнее время даже некогда священный институт телевидения находится под угрозой. Коллективный ритуал просмотра телепередач с близкими друзьями умирает на фоне неудержимого роста социальных сетей и гиперперсонализированных потоковых сервисов.
Социальные сети создают поверхностное впечатление общности и социальности; наш мозг явно обманывается этим фасадом, выделяя дозу серотонина каждый раз, когда мы смотрим на свет смартфона. Однако это никогда по-настоящему не удовлетворит нашу потребность во взаимодействии, как и не обладает расслабляющей эстетикой огня. Недавние исследования убедительно показали, что вместо того, чтобы удовлетворить наши социальные потребности, социальные сети часто оставляют нас с чувством одиночества и отстраненности от мира.
Если просмотр фильма на диване с друзьями или семьей – это современный аналог древнего костра, то, возможно, бесконечная прокрутка ленты в смартфоне – это психологический и духовный эквивалент рассматривания зажигалки в одиночестве.
Читайте также: Неандертальцы, возможно, овладели огнем 270 000 лет назад
Комментировать можно ниже в разделе “Добавить комментарий”.