Платон, Сунь-Цзы и Будда жили в “золотой век” философии, который заложил основы современной мысли.
В истории бывают особые моменты, когда мир просто извергает поток гениев. Вспомните, как за один век мир увидел Декарта, Лейбница и Ньютона, не говоря уже о Шекспире, Мильтоне и Бахе. Или подумайте, как за одно поколение кто-то гипотетически мог встретить Бисмарка, королеву Викторию, Марию Кюри и Эдисона.
Но все это меркнет по сравнению с тем, что немецкий философ Карл Ясперс назвал “осевым временем” (Achsenzeit). Именно здесь мы находим истоки того, почему мы думаем так, как думаем сегодня.
Содержание
Зарождение философии
Современный человек существует примерно 250 000 лет, а в сложных обществах мы живем по меньшей мере 6 000 лет. Это очень много времени, в течение которого мало что происходило (за исключением того, что мы много ходили). Затем, в течение всего лишь шести столетий, произошел огромный взрыв мысли. Примерно с 800 года до н.э. по 200 год до н.э. все основные цивилизации породили невероятных людей с невероятными идеями. Как будто что-то витало в воздухе.
В Греции мы увидели таких людей, как Сократ, Архимед, Гиппократ, Платон и Аристотель. На Ближнем Востоке у нас есть еврейские пророки, такие как Исайя и Иезекииль, а также Зороастр в Персии. В Индии мы получили Будду и написание индуистских Упанишад. А в Китае появились конфуцианство и даосизм, а также знаменитый Сунь-Цзы.
Осевое время дал нам идею о том, что некоторые вещи в жизни бесконечно важнее, чем тривиальные мирские заботы.
Это было ни с чем не сравнимо, и именно поэтому Ясперс назвал его “Осевым временем”, где ось означает “разделительную линию”. Было время до, и была эпоха, которая наступила после.
Универсальные истины в разрозненных философиях
При близком рассмотрении эти мыслители могут показаться такими же разными, как мел и сыр. Что может быть общего между Дао Лао-Цзы и Эвдаймонией (стремлением к счастью) Аристотеля? Чем похожи Яхве и Брахман? Но по мнению Ясперса, если немного увеличить масштаб и посмотреть на этих мыслителей в целом, то можно найти удивительные общие черты.
Самая большая из них – это движение к тому, что называется “универсализмом”. Универсальные истины, универсальная религия и универсальная мораль. Это идея о том, что существуют определенные ценности и правила, которые должны применяться ко всем, везде, независимо от обстоятельств.
Как история сформировала философию
Почему для наступления Осевой эпохи потребовался совершенно определенный 600-летний период? Немного истории поможет объяснить это.
Осевое время было эпохой, когда империи расширялись и становились огромными как по размерам, так и по численности населения. Это было время Персидской и Карфагенской империй, Римской республики и династии Чжоу. Это означает, что произошло несколько важных событий:
Во-первых, начали формироваться великие города, наполненные людьми и идеями со всех обширных регионов. Эти города стали местами, где великие мыслители могли сотрудничать, дискутировать и писать удивительные вещи. Когда культуры, идеологии и народы собираются вместе, совершаются грандиозные шаги вперед – это истина, которую мы видим снова и снова на протяжении всей истории. В этом вечная притягательность города.
Во-вторых, короли больше не были просто королями – они были “королями королей”. До Осевой эпохи бывало так, что правитель и даже религия ограничивались небольшой территорией. Царь мог претендовать только на свою конкретную территорию. Греческие боги, даже всемогущий Зевс, были бессильны в Кашмире. Но все изменилось с расширением империй. Теперь такие цари, как Александр и Кир (оба с эпитетом “Великий”), претендовали на весь мир, и богам уже было недостаточно быть одними из многих.
В-третьих, когда мирские империи стали настолько могущественными, люди стали чувствовать себя бессильными и незначительными. На смену морали и правилам предыдущих поколений пришел новый городской декаданс. Больше не было ценностей, которыми можно было бы жить. Поэтому идеология и идеи стали могущественными сами по себе. Они стали оружием и средством, с помощью которого люди могли противостоять натиску императоров и их армий.
По этим причинам мы видим, что в Осевой эпохе возникают некоторые общие темы. Например, в “Теории форм” Платона, “Четырех благородных истинах” Будды и монотеизме Исайи мы видим видение трансцендентных идеалов, которые ставятся над и против низменных, аморальных, тщетных усилий материального мира.
Осевое время было моментом, когда “Истина” стала стоять выше всех мирских “истин”, которые могли бы проталкивать правители.
Осевое время заложило основу современной мысли
Сегодня мы являемся наследниками Осевого времени. Это заключается в идее, что, каким бы могущественным ни был человек или государство, существуют ценности или нормы, которые нельзя нарушать. Это видно во всех основных мировых религиях. Любая революция или движение сопротивления, от Магна Карты до Маркса, объединены осевой верой в то, что некоторые вещи имеют большее значение, чем власть.
Более того, Осевое время дало нам идею о том, что некоторые вещи в жизни бесконечно важнее тривиальных мирских забот. Например, философия.
Читайте также: Земля, вода, воздух и огонь: почему пятый элемент (эфир) полностью игнорируется?