Огдоада – это восемь первобытных богов-демиургов Древнего Египта. Настолько “первобытных”, что даже древние египтяне, похоже, в них путались. Имеют ли эти древние боги отношение к семье Ноя?
Библейский рассказ о Ное и Всемирном потопе – гибели в водном хаосе всего человеческого рода, за исключением семьи Ноя из восьми (!) человек и представителей животного мира, спасшихся на ковчеге – известен во всем мире.
За последние два столетия в древней Месопотамии были обнаружены различные клинописные тексты, написанные 4 тысячи лет назад, которые в различных аспектах параллельны библейскому рассказу об этом кульминационном событии (причем некоторые параллели схожи до такой степени, что указывают точные виды птиц, выпущенных из окна ковчега прибытия к берегу).
Подобные шумерские и вавилонские тексты достаточно широко известны, и на их основе ведутся споры о том, является ли библейский рассказ о Потопе производным от них или наоборот. Но ограничивается ли библейское повествование о Потопе только древней Месопотамией? А как насчет другой великой древней цивилизации, расположенной к западу – есть ли какая-либо связь между библейским Потопом и Древним Египтом?
Содержание
Существует своеобразный набор первобытных египетских божеств, которые удивительно похожи на Ноя и его семью. Может быть, “Огдоада” – это египетская версия библейской семьи Ноя?
Восьмеричный
Термин “Огдоада” означает “Восьмеричный”. Это восемь первобытных египетских божеств, состоявших из четырех пар мужей и жен. Боги изображались с головами лягушек, а богини – с головами змей. Упоминания об этих восьми сущностях восходят к самой ранней истории Древнего Египта – третьему тысячелетию до н.э., периоду Древнего царства. Культ их поклонения был сосредоточен, в частности, в месте под названием Гермополис. Однако это позднее название (по имени греческого бога Гермеса – варианта египетского бога Тота) первоначально город назывался Хемену – “город восьми”.
Загадочные восемь божеств, признанные в столь раннюю эпоху египетской истории, в последующие периоды отошли на второй план. Поэтому о них известно сравнительно мало. Конечно, тот факт, что их восемь, состоящих из четырех партнеров мужского и женского пола, вызывает непосредственный интерес в связи с библейским рассказом о восьми прародителях человеческого рода, переживших Великий потоп.
Но эти параллели становятся еще более странными, если обратить внимание на имена и обстановку. Имена женских божеств (правая колонка, ниже) просто соответствуют женской форме мужских (левая колонка). Но особенно обратите внимание на имя главного мужского божества (вверху слева).
Древнеегипетские источники противоречивы в понимании смысла этих восьми первозданных богов и их соответствующих полномочий. Даже некоторые имена различаются в зависимости от источника (в частности, Керх или Амон?). Как отмечает египтолог Дэвид Сильверман в книге “Древний Египет”, эти восемь божеств представляют собой “самые основные качества, закрепленные в именах воды (Нун и Наунет); бесконечности (Хех и Хаухет); тьмы (Кук и Каукет); неопределенности (Керх, буквально “потерянность”) или сокрытого (Амон – альтернативное имя для Керха)”.
По мнению Гэвина Кокса, “египтяне считали, что роль Огдоады заключалась в поддержании равновесия творения, не позволяя небу рухнуть обратно в Нун (египетская идея первозданного океана), который в египетской космологии считался состоянием хаоса, из которого возникло сотворение всего сущего”.
Египтолог сэр Э.А. Уоллис Бадж в книге “Боги египтян, или Исследования египетской мифологии” пишет следующее:
“Нелегко примирить различные взгляды, которых придерживаются египтологи относительно вышеупомянутых четырех пар божеств, и, конечно, кажется, что сами древние египтяне не имели четких понятий об их функциях. Что касается их древности, то здесь нет места для сомнений… Из того, как они упоминаются, совершенно ясно, что они представляют собой представления чрезвычайно древнего характера. Одним из доказательств этого является тщательное упоминание женского пола четырех великих первобытных богов, так как в случае с богами, которые были порождением чисто династического (позднего) периода, было принято не уделять много внимания богиням, которые считались их женами. …
Общая направленность текстов, в которых упоминаются четыре пары богов, указывает на то, что три пары представляли собой качества, или характеристики, или атрибуты четвертой пары, персонифицированной… Сказать определенно и точно, что они представляют собой, при нынешнем состоянии египтологических знаний о такой далекой древности невозможно, поскольку доказательств, которые позволили бы нам прийти к окончательному решению в этом вопросе, не имеется”.
Двусмысленность, окружающая эти восемь первозданных существ (“первые восемь богов”, по словам Баджа), интересна сама по себе, и особенно упомянутая выше теория о том, что три пары из них являются в некотором смысле производными от главной пары – главного бога Нун и его супруги Наунет.
Нун – водная бездна: Ной?
Имя Нун, конечно, сразу же наводит на мысль о библейском Ное, отце Шема, Хама и Иафета, который взял на борт ковчега каждую из своих жен. Но сходство не только в звучании имени.
Вы могли заметить иероглифы “волна” в именах Нуна и его жены Наунет (Нут). Их имена символизируют водную бездну, или, что то же самое, воды неба и морей – первозданного океана, из которого, по древнеегипетской традиции, было создано все сущее. “Имя этого бога сравнивали с коптским словом noyn – “бездна”, “глубина” и т.п., и не исключено, что оно может иметь с ним какую-то связь… как в отрывке “Я поднял их из водной массы (nu)”, – писал Бадж. “О Нут, женском аналоге Нуна, здесь мало что можно сказать, кроме того, что она считалась первозданной матерью…”.
Другие личности из этой восьмерки еще более загадочны. У Гэвина Кокса есть прекрасная, подробная серия статей из двух частей, посвященная Огдоаде и теме их отношения к Ною и его семье. Он предполагает, что Кук/Кекуи ( означающее “тьма”, связано с библейским Хамом. (Библейское имя Хам означает “жар”; имя его сына Куша означает “черный”. Хам также негативно упоминается в послепотопной истории).
Далее Кокс считает, что Шем – это Амун (в Огдоаде иначе называемый Керх), а Иафет – Хех. Имя Иафет означает “широко разрастающийся” (Еврейско-халдейский лексикон Гезениуса) и “расширение” (конкорданс Стронга). Бытие пророчествует: “Бог расширит Иафета”. Это хорошо сочетается с именем Хех из Огдоады, которое означает огромное количество, “миллионы” или даже “бесконечность”.
Достаточно сказать, что все восемь божеств, неоднократно именуемых в текстах саркофагов эпохи Среднего царства “богами хаоса” и возглавляемых главным мужским представителем Огдоады Нуном, “отцом богов”, имеют непосредственное отношение к появлению всего человечества и “сотворения” в целом из водной пучины. Нун часто изображается держащим в руках “солнечную барку” – лодку, на котором находятся остальные семь богов Огдоады. (В египетской мифологии разделение Нуном неба и воды позволяет богу солнца Ра плыть на своем солнечном корабле по небу. Сравнение Нуна и Огдоады с таким судном интересна сама по себе).
“Исходя из библейского текста, Египет следует понимать как цивилизацию, возникшую после Вавилона”, – пишет Кокс. “Если Ной, его семья и Всемирный потоп зафиксированы в светской истории, то мы должны ожидать увидеть свидетельства в самых ранних писаниях Египта”. Он утверждает, что упоминания о “Восьмеричных”, появившихся в конце третьего тысячелетия до н.э. в Египте, в период Древнего царства, являются именно таким подтверждением. Далее он отмечает, что, учитывая огромную продолжительность жизни этих людей в библейском повествовании, переживших Потоп и переживших даже многих из тех, кто изначально родился уже после Потопа, неудивительно, что они были обожествлены в послепотопном мире (хотя, конечно, в библейском повествовании они очень похожи на людей).
Всемирная общая тема
Возможно, такая странная ассоциация между Ноем и Потопом из Древнего Египта не должна вызывать удивления. Ведь в той или иной форме это событие встречается по всему миру, настолько, что его можно назвать почти “культурной универсалией”.
Опять же, археология обнаружила древние параллельные рассказы среди месопотамских цивилизаций. Параллели можно найти и в греческом мире, где Девкалион и его жена выжили на борту ковчега. Существует древнекитайский миф о потопе, центральным персонажем которого является Нюва. Существует индуистская сказка о Ману и потопе, различные ирландские и валлийские мифы о потопе, финские и норвежские мифы о потопе, многочисленные африканские мифы о потопе, мифы о потопе в Тихом океане и древнеамериканские мифы о потопе.
Знаменитые китайские “Восемь бессмертных”, которые сами по себе являются символами “долголетия”, славились тем, что пересекали море. А само китайское слово “корабль” представляет собой иероглиф, состоящий из радикалов и означающий “восьмиместная лодка”.
В работе “Почему почти в каждой культуре есть предание о всемирном потопе?” доктор Джон Моррис описал сбор и анализ более 200 рассказов о потопах, первоначально переданных миссионерами, антропологами и этнологами. Он писал: “Хотя различия не всегда тривиальны, общая суть этих историй поучительна, что и представлено ниже:
- Есть ли благополучная семья? 88 процентов
- Были ли они предупреждены? 66 процентов
- Потоп вызван злобой человека? 66 процентов
- Является ли катастрофой только потоп? 95 процентов
- Был ли потоп глобальным? 95 процентов
- Выживает ли человек благодаря лодке? 70 процентов
- Были ли спасены и животные? 67%
- Играли ли животные какую-либо роль? 73 процента
- Выжившие пришвартовались на горе? 57 процентов
- География была локальной? 82 процента
- Были ли высланы птицы? 35 процентов
- Была ли упомянута радуга? 7 процентов
- Приносили ли выжившие жертву? 13 процентов
- Были ли спасены конкретно восемь человек? 9 процентов”.
Откуда взялись эти общие сведения в преданиях разных культур? Хотя многие могут не согласиться с таким выводом, Моррис – верующий в Библию – завершает свою статью, написав:
“Единственный надежный способ понять широко распространенные схожие легенды о потопе – это признать, что все живущие сегодня люди, даже если они разделены географически, лингвистически и культурно, произошли от тех немногих реальных людей, которые пережили настоящий всемирный потоп на настоящей лодке, которая в конце концов пристала к берегу на настоящей горе. Их потомки теперь заполняют весь земной шар, никогда не забывая о реальном событии”.
Общая идея указывает на общий опыт. А концепция Великого потопа, наверное, одна из самых распространенных в истории человечества. Многие с насмешкой относятся к библейскому рассказу о Великом потопе. Однако оно сохранилось в той или иной форме в многочисленных цивилизациях по всему миру. Не признавать это было бы наивно. Что же должно было произойти, чтобы послужить причиной для записи подобных историй? Может быть, действительно произошел Великий потоп, который оставил значительный исторический и культурный след на всем человечестве – не только на библейских израильтянах, но и в Месопотамии, Египте и других странах?
Читайте также: Великолепие “допотопной” статуи: такое вручную сделать невозможно