Древний Ниппур – один из самых интересных священных городов на Ближнем Востоке. Сейчас он выглядит как руины далекого прошлого, а когда-то он был важнейшей религиозной столицей месопотамской культуры. У расположенного на юге Ирака Ниппура, была очень долгая история. В отличие от окружающих его городов, он просуществовал почти шесть тысяч лет – с 5000 года до нашей эры до 800 года нашей эры.
Содержание
В период своего расцвета город не был политической столицей. Да и вообще, во времена своего существования к политике он имел мало отношения. Вместо этого Ниппур был известен как священный город, как дом Энлиля, древнего месопотамского бога, властителя воздуха, ветра, земли и бури. Считается, что именно статус священного места способствовал долголетию Ниппура – даже во время войны уважение к святым местам и страх перед гневом богов были сильны у конфликтующих сторон. Это и защитило его от серьезных разрушений.
Хотя Ниппур не был столицей, он все же играл важную роль в месопотамской политике благодаря тому, что он был священным и он был домом Энлиля. Цари соседних городов-государств часто искали благословения в храме Энлиля, называемом Экур. А взамен подносили жителям Ниппура земли, драгоценные камни и другие товары. Правители также предоставляли людей для строительства и восстановления храмов и других важных зданий по всему городу ради благосклонности богов. Даже после войн первым шагом царя-победителя часто становилось принесение добытых на войне трофеев в жертву Энлилю и другим богам в благодарность за защиту. Эти щедрые пожертвования со временем внесли значительный вклад в богатство и успех Ниппура.
Ниппурские шумеры: Религиозные мастера-новаторы
Ниппур был одним из мест, где жили древние шумеры. Южный регион Месопотамии назывался Шумер и состоял из нескольких городов-государств у каждого из которых был свой царь. Название Шумер фактически переводится как “земля цивилизованных царей”, поскольку политика была важной частью шумерской культуры.
Шумеры были известны своими инновациями и способностью разрабатывать и создавать новые технологии и концепции. В частности, они стали разделять время на дни, часы и минуты, разбив день и ночь на 12 часов, час на 60 минут, а минуту на 60 секунд. Они также одни из первых в истории стали строить школьные и правительственные здания, некоторые из этих невероятных архитектурных сооружений сохранились до наших дней. В дополнение к этому можно добавить, что оригинальное повествование о библейском потопе пришло именно из этого региона. Шумер был высокоразвитой цивилизацией, и Ниппур был ее неотъемлемой частью.
Религия была центральным аспектом всей шумерской и месопотамской цивилизации. Религия влияла на политические решения, государственных лидеров, школьные программы и всю социальную структуру. Шумеры верили, что боги превратили хаос в порядок, создав Землю, и что для продолжения жизни на Земле они должны работать вместе с богами, чтобы поддерживать этот порядок. Несмотря на то, что в их цивилизации большое внимание уделялось индивидуальным талантам и навыкам каждого, кто мог быть полезен в помощи богам, шумеры имели сильное чувство общности, объединяясь они служили богам в обмен на свое существование.
Любящий бог, склонный к наводнениям
Энлиль – главное божество шумеров, которому в первую очередь поклонялись в городе Ниппур. Энлиль был богом воздуха, ветра, земли и бури, а место поклонения ему находилось в самом центре города. Те, кто хотел поклониться Энлилю, посещали храм Экур, что переводится как “дом на горе”. Этот храм известен как собрание богов в Ниппуре и являлся самым священным и почитаемым зданием во всем древнем Шумере. Считалось, что Энлиль сам построил этот храм для себя, как связь между Небом и Землей.
Древние шумерские мифы гласят, что Энлиль был настолько свят, что даже другие боги не могли смотреть ему в глаза. Шумеры, поклонявшиеся Энлилю, также считали его ответственным за развитие Земли. Первый бог, Намму, создал Небо (Ан) и Землю (Ки), которые слились воедино, чтобы создать Энлиля. Он же разделил своих создателей, Ан и Ки (Небо и Землю), чтобы люди смогли там выжить. Кроме этого, шумерские легенды говорят, что люди и все остальные формы жизни на нашей планете были созданы в результате любви Энлиля и Ки (Земли, его матери).
В других мифологиях Энлиль является отцом многих других богов на Земле. Считается, что бог луны Нанна, бог смерти Нергал, бог воинов Ниназу и бог рек Энбилулу – это его потомки. В одной из версий шумерской истории о потопе бог Энки помогает человеку Зиусудре выжить, и тот становится единственным выжившим после потопа. Энлиль, впечатленный этим, даровал Зиусудре бессмертие в качестве подарка за его ум и силу. Это записано на древней шумерской табличке, но запись не сохранилась полностью и причина потопа неясна из-за повреждения таблички.
Другой миф о Великом потопе гласит, что Энлиль сам вызвал его. Считается, что Энлиль устал от того, что шум людей мешал ему спать, поэтому он решил уничтожить их, тем более их стало уже слишком много. В этой истории семья человека по имени Утнапиштим была предупреждена богом Эа о надвигающемся потопе, и он велел им построить лодку, чтобы выжить. Когда Энлиль узнал, что Утнапиштим и его семья пережили потоп, он был разгневан. Однако его сын Нинурта спасает выживших, убедив Энлиля оставить их в живых до тех пор, пока Земля не станет снова перенаселенной. Энлиль идет на компромисс, и создает хищников, голод и болезни, чтобы держать население в узде, и дарует Утнапиштиму бессмертие за его верность.
Шумеры все свое существование посвятили поклонению богам и тому, чтобы боги были довольны их работой. В рамках этого поклонения они часто создавали статуи Энлиля, а также других богов, поскольку верили, что статуя бога становится его физическим воплощением. Эти статуи стали регулярной частью ритуалов поклонения, между которыми шумеры тщательно ухаживали за ними, заботясь о них и преподнося им еду.
Энлиль часто описывался как заботливое, отеческое божество, которое не забывает о своем народе. Цари в соседних городах-государствах стремились управлять своими владениями подобно тому, как Энлиль управлял человечеством.
Этот бог был настолько высоко почитаемым, что в Ниппур был единственным городом-государством, в котором никогда не возводили царского дворца, чтобы он не отвлекал внимания от Энлиля и его храма, считавшимся самым важным зданием в городе.
Даже после захвата Шумера вавилонянами под предводительством Хаммурапи в 17 веке до н.э. храм Энлиля все еще оставался неприкосновенным и использовался для религиозных ритуалов. На протяжении многих лет он постепенно терял популярность, но время от времени привлекал к себе внимание, например, в 7 веке до н.э., когда древние вавилоняне начали верить, что Энлиль наделил силой их собственного бога Мардука. Это длилось шестьсот лет, примерно до I века до н.э., когда цивилизация пришла в упадок и поклонение как Энлилю, так и Мардуку прекратилось.
От священного города до руин
Ниппур пережил много периодов как упадка, так и возрождения. Временами, когда казалось, что для города потеряна всякая надежда, соседний царь неожиданно мог послать рабочих для восстановления части храма или пристройки к нему. Об этом свидетельствуют сохранившиеся артефакты и архитектура региона, так как на некоторых сохранившихся кирпичах видны символы различных правлений. Династия Ура при правлении Ур-Намму, в частности, помогала отстраивать Ниппур, восстанавливая городские стены, святилища и даже каналы.
При правлении Хаммурапи храм Энлиля остался в основном заброшенным. Вавилоняне сделали новым религиозным центром региона Вавилон и приписали все истории Энлиля Мардуку. Примерно в VII веке до н.э. про Экур снова вспомнили, когда некоторые вавилоняне опять начали поклоняться Энлилю и решили превратить Экур в крепость. Вокруг храма возвели гигантские стены для его защиты, и он был надежно защищен до 250 года нашей эры. В это время регион захватили Сасаниды и заброшенный Экур стал приходить в упадок.
Но сам Ниппур оставался обитаемым еще в течение следующих нескольких сотен лет. Ранние мусульманские географы знали этот регион, хотя их упоминания о Ниппуре сократились примерно после 800 года н.э., что указывает на то, что население города к тому времени сильно сократилось. Иногда приезжали в храм, пока город не был полностью заброшен к 13 веку нашей эры.
Но даже после его разрушения многие соседние царства по-прежнему считали руины священным местом, которое когда-то было наполнено великолепием.
Читайте также: Оанн – пришелец из моря, который научил шумеров цивилизации