Необъясный карьер на горе Яньмэньшань

Вдоль склона горы Янмэньшань, расположенной в двадцати километрах к востоку от Нанкина, Китай, находится легендарный карьер Яншань. Хотя считается, что он использовался по крайней мере со времен Шести династий (220-589 гг. н.э.), но большинство работ в Яншане до сих пор относят к волне строительства, которая началась после основания династии Мин в 1368 году. В этом году новый император, Чжу Юаньчжан, выбрал близлежащий Нанкин в качестве столицы своего государства.

Как гласит история, сын императора приказал построить гигантскую стелу в 1405 году нашей эры для мавзолея Мин Сяолин, который начал строиться его отцом, а был завершен во время правления его сына. 

Городские каменщики выбрали горный карьер Яншань. Рассказывают, что они вырезали из горного склона и обработали три огромных блока, после чего поняли, что блоки, которые они вырезали, слишком велики. Поэтому они отказались от этой затеи и решили сделать что-то более реалистичное.

Какого размера были блоки, с которыми они перестарались?

яншань
Стела, построенная для мавзолея императора.

Стела, которую эти каменщики в итоге смогли создать для императора, имеет высоту 6,7 метра или 8,78 метра, если еще учесть высоту каменной черепахи, на которой она установлена, и вместе с черепахой весит около 100 тонн. Что касается первоначального замысла, то в собранном виде стела, которую, как говорят, по ошибке пытались установить, была бы в восемь раз выше — 73 метра в высоту и в триста десять раз тяжелее — 31 000 тонн.

яншань
Часть стелы, которая, как утверждается, была вырезана для Императора; 
это в сотни раз больше, чем все, что когда-либо перемещал человек

Монументальный провал

Если воспринимать эту историю как подлинную, то она должна вызывать тревогу по ряду причин.

Что могло заставить императорских каменщиков поверить, что они смогут перенести три блока общим весом 31 000 тонн на двадцать километров через горы?

Как можно было доверить строительство грандиозного подарка императора в своего отца столь некомпетентной группе товарищей? Особенно если учесть, что в целом речь идет о множественных грубейших ошибках, которые совершались в течение очень долгого периода времени и в которых было задействовано значительное количество людей. Кажется абсурдным, что эти пустые усилия не были остановлены почти сразу, не говоря уже о том, чтобы их вообще разрешили начать.

Серьезные различия в размерах, расположении и форме срезов указывают на то, что они никогда и не предназначались для совместного размещения или даже перемещения. А если бы это было так, то они не были бы вырезаны в одно и то же время и в такой совершенно разной манере.

Примите еще во внимание длительный конфликт с монголами, который отнимал много ресурсов и внимания, а также тот факт, что уже всего через несколько лет обанкротившаяся казна страны не смогла найти средств на выпуск хотя бы одного экземпляра только что написанной новой энциклопедии. Похоже, этот напряженный период был не очень подходящим временем для начала создания одного из самых грандиозных инженерных проектов, известных человеку. Проекта, который был бы не более чем произведением искусства.

яншань

Больше, чем карьер

Вряд ли стоит эту веселую историю с ошибками в масштабах строительства стоит воспринимать серьезно. Ведь даже при беглом осмотре места можно обнаружить множество включений, которые никогда не были бы сделаны, если бы участок был просто каменоломней.

Например, на приведенном выше снимке видны три скальных выступа. Сначала они могут показаться местами для крепления веревок. Однако их расположение быстро опровергает эту идею. Их можно найти только на некоторых камнях, причем на отдельных из них они сгруппированы с одной стороны. Кроме того, многие выступы полностью закруглены, что делает их плохими захватами для веревки. Некоторые из них также находятся под областью, где блок должен был быть срезан.

Еще труднее согласиться с тем, что эти блоки когда-либо предназначались для перемещения. Посмотрите на узоры, вырезанные на стенах комнат, которые были созданы под этими гигантскими каменными массами:

яншань
Узоры, вырезанные на стенах комнат, которые были созданы под этими гигантскими каменными массами.

Проявление энтоптических феноменов?

Выгравированные на сантиметр и более, эти узоры, похоже, были нанесены на внутренних поверхностях этих структур точно так же, как энтоптические явления были включены в некоторые из самых древних пещерных памятников искусства в мире. Энтоптические явления в археологическом контексте — это узоры, которые естественным образом возникают в глазах или мозге и затем используются как мотив для искусства, когда их появление в обычном человеческом поведении значительно увеличивается из-за того, что человек находится в измененном состоянии сознания. Другими словами, наши древние предки вводили себя в измененные состояния сознания — как правило, с помощью психоделических соединений естественного происхождения — и затем вырезали или рисовали вот эти вот энтоптические узоры, среди прочего, внутри пещер и на скалах. Если каменные гравировки в каменоломне Яншань действительно свидетельствуют об энтоптических феноменах, то это понимание может помочь отнести это место к гораздо более древнему периоду, поскольку другие примеры энтоптических явлений в пещерном искусстве обычно датируются возрастом в десятки тысяч лет.

яншань

Для ясности. Эти длинные, выгравированные узорчатые линии, конечно, не являются результатом простого удаления камня — по крайней мере, не с помощью каких-либо инструментов или методов, доступных древнему человеку. Многие из следов, особенно вдоль боковых стен, больше напоминают то, что остается после прохода современного тяжелого экскаватора. Так зачем же рабочие, которые, как говорят, добывали эти блоки, устраивали себе такие трудности? Узоры выглядят художественными, похожими на те, которые можно было бы найти в каком-нибудь ритуальном помещении. Кроме того, как ни странно, они не похожи на то, что их выдалбливали обычным зубилом.

Ошеломляющее количество перемещенного камня

Одним из особенно странных аспектов этого места является то, как много камня было перемещено. Если посмотреть на промежутки между основными блоками и окружающими горами, кажется, что было вывезено миллионы тонн породы. Да, некоторое время в этом районе находилась каменоломня, однако этот факт вряд ли объясняет ошеломляющее количество камня, который был отсюда перемещен. Кроме того, если это место использовалось для добычи камня, чтобы затем вывезти его в другое место, то сделано это было весьма причудливым образом. Как будто была предпринята намеренная попытка оставить после себя возвышающиеся плоские стены — такого нет ни в одной другой известной древней каменоломне.

яншань
Примеры метода утрамбованной земли.

Поэтому разумным объяснением представляется то, что кто бы ни работал здесь, он сделал это для того, чтобы создать именно те структуры, которые мы видим сейчас. Они были главной целью, а не вывоз камня. Это был грандиозный проект, хотя и не беспрецедентный. Пещеры Лунъю, расположенные, кстати, в нескольких сотнях километров отсюда, считаются одним из крупнейших инженерных проектов Древнего мира, хотя никто не может определить, кто и зачем их создал. И что еще интересно, в пещерах Лунъю есть очень похожие узоры из выгравированных линий, как на изображениях выше.

Если на этом месте действительно находятся руины какой-то очень древней культуры, то есть вероятность, что они могли уменьшить свою рабочую нагрузку, используя бутовую кладку и трамбовочную технику строительства для придания формы различным частям территории. Методы довольно просты — каменная кладка, например, представляет собой процесс смешивания небольших камней с цементом, а затем использование этого материала для заполнения деревянных каркасов для изготовления стен или блоков — и могла бы использоваться методом сложения-вычитания. Когда рабочие разрушали определенные участки скалы, они использовали обломки для заполнения других участков участка: собирая гигантские каменные творения, они одновременно вырезали другие.

Тайна без ответа

Яншань не просто каменоломня. Но его первоначальное назначение трудно определить. Известно лишь то, что отсюда многое вывезли. Были разобраны все небольшие каменные сооружения, а также забрано все, что могло считаться ценным или дорогим — например, то, что можно было бы найти в храме. Если здесь были храмы.

яншань

Еще больше окутывает это место тайной тот факт, что Китай сохраняет высокий уровень секретности в отношении некоторых из своих самых странных древних руин. Многие объекты полностью закрыты, и, практически невозможно получить разрешение на раскопки или исследование.

Еще более обидным и странным является то, что существование некоторых мегалитических объектов просто отрицается. Например, сотни пирамид, которые покрывают ландшафт Китая, были обнаружены лишь относительно недавно. Причем, сначала эти сооружения официально считались как несколько небольших курганов эпохи Хань. И по сей день районы с самыми крупными и таинственными сооружениями остаются закрытыми. Несколько известных курганов доступны для посещения, и объясняется это тем, что любые другие существующие пирамидоподобные структуры точно такие же, как и те, что открыты для туристов.

яншань
Идеально точный вогнутый вырез породы из большого камня, сделанный без видимой причины.

Также интересно отметить, что китайское правительство сделало все возможное, чтобы засадить некоторые из странных пирамид быстрорастущим хвойным деревом, по-видимому, с целью замаскировать их от аэрофотосъемки и одновременно ухудшить их структуру.

Как и в случае с большинством древнейших произведений искусства и архитектуры нашего мира, эта “каменоломня”, похоже, принадлежит древней разрозненной культуре, которая воплощала образ жизни, радикально отличающийся от нашего сегодняшнего. И, как и другие древние мегалитические памятники, его строители, похоже, использовали методы, которые давно утеряны; технику, которая, вероятно, возникла из совершенно другой инженерной ветви эволюции, позволяющей обрабатывать и перемещать огромные камни. И для них это было обыденным делом.

Читайте также: Подробнее о машинной обработке китайских пещер Лунъю 2000 лет назад