XIX век подарил нам несколько лучших работ по мифологии, но большая их часть со временем была забыта. Примерно с 1960-х годов, когда ажиотаж вокруг космических путешествий и высадки на Луну достиг своего пика, молодое поколение решило взглянуть на мифологию в новом свете, дав развитие теории древних астронавтов. Несмотря на то, что в ней много хорошего, она часто опирается на неверные переводы исходных текстов, о которых знали еще в XIX веке. Вот лишь несколько ярких примеров.
Содержание
Нефилимы
Пожалуй, самой распространенной ошибкой современных исследователей является приравнивание нефилимов к падшим ангелам. Бытие 6:2-4 гласит:
“Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.”
Гибборимы, “славные люди”, “знаменитые люди”, называемые в греческом языке гигантами, а в Септуагинте – исполинами, являются транслитерированным еврейским словом nephīlīm. Этот термин связан с древнееврейским naphal, означающим “падать”, но это не одно и то же слово. Подобные ошибочные толкования привели к тому, что многие стали считать, что нефилимы – это падшие ангелы, вступившие в союз с Люцифером во время восстания. также можно вспомнить и другие имена гигантов: Емима, Рефаима, Гибборима, Замзуммима, Анакима и Иввима.
Но это были различные племена гигантов, а не падшие ангелы или боги.
Ануннаки и Нибиру
Благодаря Захарии Ситчину большинство теоретиков древней космонавтики (и их поклонников) считают, что ануннаки – это таинственная раса существ, прилетевших с планеты Нибиру. Термин “ануннаки” происходит от an – “небо” и nuna-ke-ne – “царское потомство”. Таким образом, они являются потомками Ану, отца Энки и Энлиля. Первое упоминание о Нибиру содержится в “Энума Элиш“, в 6-м стихе V скрижали:
“Он основал станцию Нибиру, чтобы определить их (небесные) группы”.
Станция в этом случае не вокзал, а участок, сектор неба, в котором расположено какое-нибудь созвездие или яркая планета.
Второе упоминание – в конце 126-го стиха VII скрижали:
“Нибиру – звезда, которая на небе сияет”.
В обоих случаях переводчик Э.А. Спейсер четко указывает, что Нибиру – это Юпитер, то же самое в своем переводе утверждает и Л.В. Кинг. Нибиру происходит от eberu – “пересекать”, “крест”, отчего Ситчин назвал свою Нибиру “планетой пересечения”. Но крест – это крест зодиака, на котором находится небесное Солнце. Предполагаемая орбита планеты Ситчина составляет 3600 лет. Это число – сар, шумерская единица времени, равная 3600 земным годам, полученная путем умножения 6 на 10 (пур), в результате чего получается 60 (сосс); 60 X 10 давало 600 (нер), а 600 X 6 = 3600 (сар). Нигде в эпосе творения эта цифра не ассоциируется с Нибиру, и нигде в шумерской мифологической литературе Нибиру больше не упоминается.
Таким образом, ануннаки – это просто шумерский термин для обозначения богов, и они не прилетали с другой планеты.
Запретный плод
На протяжении тысячелетий люди считают, что запретный плод в Эдеме – это яблоко. Бытие гласит:
“Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
(Быт. 3:1-3)
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть”.
Принято считать, что змей протягивает Еве яблоко, однако в Библии (да и в любом другом источнике) яблоко вообще не упоминается, а используется общий термин “плод”, который, естественно, может означать любой фрукт. Эта ассоциация возникла в ранней истории Церкви, когда она использовала парономазию в проповедях для невежественных масс. В латинском языке слово “плохой” означает malus, а слово “яблоко” – malum.
Этот простой, но нехитрый каламбур закрепил яблоко в каждом художественном произведении, посвященном этому событию. Но эдемский плод был вовсе не яблоком, он описывается как “похожий на гроздь винограда с лозы” (Ап. 23:6) и “плод его подобен грозди белого винограда”. (Сотв. 110).
Шумерское древо жизни
Изображения шумерского “Древа жизни” не дают покоя теоретикам древней космонавтики, многие из которых с завидной периодичностью спекулируют на тему так называемых “сумок”. На ассирийском барельефе со стен северо-западного дворца Ашшурбанипала II (годы правления 883-859 гг. до н.э.) в Нимруде (древний Калху), около 870-860 гг. до н.э., изображены два бога Апкаллу, стоящие на флангах, каждый с сосновой шишкой и ситулом (ведром для воды), символизирующими пищу и воду бессмертия.
То, что “загадочная сумка богов” является ситулом, то есть, ведром с водой, специалистам по мифологии было прекрасно известно еще в XIX веке задолго до появления теории древних астронавтов.
Читайте также: Ануннаки: кем были эти существа из древней теории астронавтов? Часть I