Насколько поддельна церковная история? Папская фабрика подделок

Здесь мы рассуждали о фальшивой древности Рима. Теперь давайте посмотрим, что происходило в средневековые времена с церковью.

“Пожалуй, самой отличительной чертой раннехристианской литературы является степень ее подделки”. Так библеист и специалист по текстологии Нового завета Барт Эрман начинает свою книгу “Подделки и контрподделки: Использование литературного обмана в раннехристианской полемике”. На протяжении первых четырех веков нашей эры, говорит он, подделка была правилом в христианской литературе, а подлинное авторство – исключением. Подлог был настолько системным, что подделки порождали контрподделки, то есть подделки, “используемые для противодействия взглядам других подделок”. Если подлог является частью ДНК христианства, то мы можем ожидать, что он будет продолжаться на протяжении всего Средневековья.

Одна из самых известных средневековых подделок – “Дар Константина“. По этому документу император Константин якобы передал свою власть над западными регионами империи папе Сильвестру. Эта возмутительная по своей дерзости подделка является центральным элементом целой коллекции из примерно сотни поддельных декретов и актов синодов, приписываемых самым ранним папам или другим церковным сановникам и известных сегодня как Псевдо-Исидорианские декреталии. Их целью было создание прецедентов для осуществления суверенной власти пап над вселенской церковью, а также над королями и императорами.

Эти документы не использовались до середины XI века, и только в XII веке они были включены Грацианом в его Декретум, который стал основой всего канонического права. Тем не менее, ученые единодушно считают, что они относятся ко времени Карла Великого. По этой причине Хорст Фурманн, специалист по средневековым подделкам, классифицирует их как “подделки опережающего характера”, которые “имеют ту особенность, что в то время, когда они были написаны, они не имели почти никакого эффекта”. По его словам, эти подделки должны были ждать, в зависимости от случая, от 250 до 550 лет, прежде чем были использованы.

Немецкий историк Хериберт Иллиг справедливо протестует против такой теории подделок, якобы написанных клириками, которые не имели возможности использовать их сразу и вообще не знали, какой цели смогут послужить их старания несколько веков спустя. Подделки производятся для того, чтобы служить какой-то конкретной цели, и они делаются по требованию, когда это необходимо. “Дар Константина” и другие фальшивые Декреталии, таким образом, скорее всего, являются чистыми продуктами григорианской реформы. Их “предвосхищающий характер” – это иллюзия, созданная одним из хронологических искажений, которые мы задались целью исправить.

Григорианская реформа, начавшаяся с приходом к власти папы Льва IX в 1049 году, была продолжением монашеского возрождения, начатого могущественным бенедиктинским аббатством Клюни, которое через столетие после своего основания в 910 году развило сеть из более чем тысячи монастырей по всей Европе. Григорианскую реформу можно представить как монашеский переворот в Европе, в том смысле, что безбрачные монахи, которые раньше жили на обочине общества, постепенно взяли на себя руководство этим обществом.

подделк
Дар императора Константина папе Сильвестру.

Стоит настаивать на революционном характере григорианской реформы. Это было, писал Марк Блох в книге “Феодальное общество”, “чрезвычайно мощное движение, от которого, без преувеличения, можно датировать определенное формирование латинского христианства”. Совсем недавно профессор истории Роберт И. Мур написал в книге “Первая европейская революция, ок. 970-1215”: 

“Реформа, воплощенная в григорианской программе, была не чем иным, как проектом разделения мира, людей и имущества, на два отдельных и автономных царства, не географически, а социально”. Реформа восторжествовала на Четвертом Латеранском соборе, созванном Иннокентием III в 1215 году. Мир, созданный Латеранским собором IV, был “совершенно другим миром – миром, пронизанным и все больше формируемым благочестием и послушанием, связанными с традиционным видением “века веры”, или средневекового христианства”. Однако в определенном смысле Латеран IV был только началом: в 1234 году двоюродный брат Иннокентия III Григорий IX учредил инквизицию, но великий период охоты на ведьм – последняя битва против язычества – был еще два столетия впереди.

В своей книге “Право и революция, формирование западной правовой традиции” известный юрист Гарольд Берман также настаивает на революционном характере григорианской реформы, благодаря которой “духовенство стало первым транслокальным, транстеребальным, трансфеодальным, транснациональным классом в Европе, достигшим политического и правового единства”. 

“Говорить о революционных изменениях в Римской церкви – значит оспаривать ортодоксальное (хотя и не восточно-православное) мнение о том, что структура Римско-католической церкви является результатом постепенного развития элементов, присутствовавших с очень ранних времен. Такова была официальная точка зрения католических реформаторов конца XI – начала XII веков: они, по их словам, лишь возвращались к более ранней традиции, которая была предана их непосредственными предшественниками”. 

Гарольд Берман

Реформаторы, другими словами, установили новый мировой порядок под предлогом восстановления древнего мирового порядка. Они создали новое прошлое, чтобы контролировать будущее.

Для этого они наняли армию легистов, которые разработали новую каноническую правовую систему, заменившую обычные феодальные законы, и придали своей новой правовой системе видимость древнейшей путем массового изготовления подделок. Помимо псевдо-Исидорианских декреталий и фальшивого Дара Константина, они создали Симмахианские подделки, предназначенные для создания юридических прецедентов, чтобы оградить папу от критики. Один из этих документов, “Сильвестри конститутум”, содержит легенду о том, как папа Сильвестр 1-й излечил Константина Великого от проказы водами крещения и получил в благодарность императорские знаки отличия Константина и город Рим.

подделк
Псевдо-Исидорианские декреталии.

Отец Карла Великого также был вынужден внести свой вклад с помощью фальшивого дара Пипина. Сейчас признано, что подавляющее большинство юридических документов, якобы созданных до девятого века, являются клерикальными подделками. По словам французского историка Лорана Морелле, “две трети актов, озаглавленных от имени королей Меровингов (481-751), были идентифицированы как поддельные или фальсифицированные”. Вполне вероятно, что реальная пропорция гораздо выше, и что многие документы, которые до сих пор считаются подлинными, являются подделками: например, мы считаем, что формулировка хартии основания аббатства Клюни, в которой его основатель Вильгельм I (Благочестивый) отказывался от всякого контроля над ним, не могла быть продиктована или одобрена средневековым герцогом Аквитании (фактически королем).

Эти поддельные документы служили папе на нескольких фронтах. Они использовались в борьбе за власть против германских императоров, подкрепляя экстравагантные заявления о том, что папа может низлагать императоров. Они также были мощным оружием в геополитической войне, которая велась против византийской церкви и империи.

Даруя папе “верховенство над четырьмя главными соборами, Александрией, Антиохией, Иерусалимом и Константинополем, а также над всеми церквами Божиими на всей земле”, фальшивый Дар Константина оправдывал притязания Рима на первенство над Константинополем, что привело к Великому расколу 1054 года и, в конечном итоге, к разграблению Константинополя латинянами в 1205 году. По жестокой иронии судьбы, подлость Константинова дара была раскрыта в 1430 году, уже после того, как он отслужил свой срок. К тому времени Восточная империя потеряла все свои территории и превратилась в обезлюдевший город, осажденный османами.

Малоизвестный, но очень важный для понимания средневековья, когда этническая принадлежность играла важную роль в политике, факт, что григорианские реформаторы были франками, еще до того, как Бруно Эгисхайм-Дагсбургский дал первый импульс в качестве папе Льву IX. Именно поэтому православный богослов Иоанн Романидис обвиняет франков в том, что они разрушили единство христианства по этническим и геополитическим мотивам. В византийских хрониках “латиняне” и “франки” являются синонимами.

Продолжение здесь.

Читайте также: Епископ в отставке заявил, что ад был придуман церковью, чтобы контролировать людей

Поделиться

Добавить комментарий