Космические порталы Древней Мексики

Когда большинство людей думают о “космическом портале”, они вспоминают фильм 1994 года с Куртом Расселом в главной роли под названием “Звездные врата” и многочисленные спин-оффы и дополнения к этой франшизе.  В фильме археологи обнаруживают древнее устройство в форме кольца, которое создает портал и червоточину, через которую люди могут путешествовать в другие миры в любой части Вселенной.  

Огромное каменное кольцо Звездных врат попадает в распоряжение ВВС США и становится частью секретного проекта. Военные отправляют людей через портал, и они оказываются на пустынной планете Абидос, очень напоминающей Древний Египет.  Фильм “Звездные врата” 1994 года вдохновил еще два фильма, три телесериала, один веб-сериал, мультсериал и несколько видеоигр. Но все новое – это хорошо забытое старое. Оказывается, концепция “звездных врат” из фильма не была чем-то необычным для жителей древней Мексики.

Несколько крупных цивилизаций прошлого верили, что они могут проходить через то, что археологи называют “космическими порталами”. Так, вместо того чтобы встретиться с древнеегипетским богом Ра, как это сделал герой Курта Рассела в фильме, древние мексиканцы, благодаря “звездным вратам”, встретились с Кецалькоатлем, Икс Челем, Уицилопочтли, Юм Кааксом и целым сонмом других божеств, духов и сверхъестественных сущностей. 

Более того, в Мексике “космический портал” не совсем ушел в прошлое. Есть некоторые представители коренных мексиканских культур, живущие в 21 веке, которые верят, что могут получить доступ к этим таинственным дверям в другие миры, другие измерения и другие сознания.

Верили ли древние мексиканцы, что люди могут физически путешествовать через эти порталы? Скорее всего. Из того, что исследователи знают о культурах, с которыми столкнулись европейцы, изучая археологические находки, а также рассматривая некоторые верования современных коренных народов Мексики, они верили, что духи или сознания путешествовали через эти порталы. 

Эти особые врата открывались в тех местах, где “завеса была тонкой” между физическим миром на поверхности Земли и любым измерением, “потусторонним миром” или более великим сознанием, существующим за пределами нашей физической реальности. Насколько сейчас понимают археологи, космические порталы могли быть открыты людьми, обладающими священными знаниями, или могли возникать спонтанно, в зависимости от места и времени. 

портал, звездные врата, мексика

В своей научной статье о священных порталах в Мексике автор Брайан Стросс говорит следующее:

“Согласно многочисленным мезоамериканским традициям, космический портал открывается по собственному желанию в определенное время и в определенном месте. Обычно это места, где сосредоточена сила, такие как пещеры, источники, отверстия в земле, вершины гор и так далее. Полночь и полдень – это время, наиболее часто упоминаемое туземцами. В это время, когда “портал” открыт, шаманы и божества могут пройти через него, а также можно самому заглянуть в него и увидеть, что находится по ту сторону”.

Как утверждает автор, космические порталы, скорее всего, были двусторонними мостами между земным царством и тем, с чем они соединялись. Человек, открывающий проход, мог иметь возможность пройти через него сам или открыть портал, чтобы получить что-то с “другой стороны”. Во многих культурах древней Мексики есть свидетельства верований в то, что духи, божества, сознания и другие сверхъестественные сущности проходят через космические порталы в наш мир, чтобы помочь и научить землян.

В археологической летописи есть достаточно наглядных примеров “звездных врат”, найденных на фресках, украшенных керамических изделиях и резьбе по камню. Цивилизации майя и сапотеков оставили множество таких примеров в своем искусстве и архитектуре, которые были изучены археологами. 

Древние мексиканцы никогда не изображали порталы в виде клубящихся вихрей, похожих на черные дыры или спутниковые снимки ураганов. Обычно они изображались в виде пасти змеи или более стилистически – в виде прямоугольника с тем, что кажется зубами вокруг него. Космический портал был продолжением изображения “пасти неба” или “змеиного видения”, встречавшихся у цивилизаций Мексики доиспанского периода. Зияющая пасть символически “пожирает” человека, открывающего портал, и человек путешествует по туннелю, напоминающему тело змеи.

портал, звездные врата, мексика

Одно из наиболее изученных изображений космического портала найдено в камне на сапотекском городище Монте-Альбан, датируемом примерно 150-200 годами нашей эры. В южной части древнего города на стене того, что археологи называют “курганом III”, разыгрывается любопытная сцена. В левой части изображения мы видим сидящего мужчину, одетого в плащ и носящего замысловатый головной убор. В руке он держит пучок листьев. Справа – прямоугольник с округлыми краями, похожий на экран старого аналогового телевизора. Внутри прямоугольника две рамки, на внутренней рамке изображены зубы или клыки. В центре этого округлого прямоугольника изображена человеческая голова, с которой свисают три каплевидные фигуры. 

Как исследователи интерпретировали эту сцену? 

Сидящая фигура – это правитель или шаман. Он одет в изысканные одежды, но некоторые не согласны с тем, что именно это означает. Некоторые исследователи считают, что одежда мужчины указывает на ранг, чтобы дать понять зрителю, что человек, открывающий портал, является важным лицом. Другие ученые считают, что это была одежда, соответствующая ритуалу открытия портала, и не имеющая никакого отношения к рангу или профессии. 

Мужчина держит в руках сверток с большим листом, выходящим из него. Лист был идентифицирован как лист растения датура. Называемое в США багровой травой или трубой дьявола, растение датура использовалось многими культурами древней Мексики благодаря своим галлюциногенным и лечебным свойствам. Когда прибыли испанцы, растение активно использовалось и называлось у народов, говорящих на языке науа, nanctzi, что означает “материнское растение”. 

Испанские летописцы в первые годы после завоевания сообщают, что растение называли тааг’амиа. Это слово переводится как “бабушка”. Листья растения измельчали и смешивали с табаком, чтобы получить смесь под названием suchietl, которую при курении использовали для создания легкого ощущения эйфории и повышенного чувства осознанности. Листья, сожженные сами по себе, предположительно считались лекарством от астмы. 

Вернемся к изображению на каменной резьбе в Монте-Альбане: округлый прямоугольник в форме старого телевизора, перед которым сидит человек – это портал. Но археологи не могут прийти к единому мнению о том, что представляет собой изображение внутри портала. 

портал, звездные врата, мексика

Ранние исследователи считали, что это глиф названия определенного места. Теперь археологи считают, что человекоподобная форма внутри прямоугольника может представлять собой крестец, костную структуру в форме щита, прикрепленную к нижней части позвоночника и тазу. Теория крестца исходит из того, что человек, открывающий портал, может увидеть челюсти, рот и все внутренности этой символической змеи.

Другие исследователи считают, что изображение может быть конкретным духом или богом, известным тем, кто жил в Монте-Альбан в 200 году нашей эры. Резьба была сделана слишком давно, чтобы современные исследователи могли с уверенностью сказать, что она означает. С тех пор как это изображение из Монте-Альбана было изучено и объяснено, стали известны и другие иллюстрации космических порталов в древней Мексике.

Еще одна известная сцена изображена на “перемычке 15” из разрушенного города майя Яшчилан в современном мексиканском штате Чьяпас, расположенном через реку Усумасинта от Гватемалы. Это прекрасное произведение искусства датируется примерно 760 годом нашей эры, через сотни лет после появления резьбы в Монте-Альбане. На перемычке 15, хранящейся сейчас в Британском музее в Лондоне, изображена одна из жен правителя Яшчилана Птицы Ягуара IV, женщина по имени Леди Вак Туун, открывающая “звездные врата” в виде змеи. Вак Туун была точно идентифицирована, поэтому мы знаем, что, по крайней мере, в мире майя женщины могли участвовать в открытии космических порталов, если они имели элитный статус. 

В сцене, изображенной на этой резьбе по камню, есть много ритуальных элементов, включая чашу, используемую в церемонии кровопускания, и шипы ската, используемые для самопожертвования. Есть несколько десятков иероглифов майя, окружающих изображения Вак Туун и ее видения, которые еще не переведены и которые могут дать новое понимание всего процесса поднятия завесы между мирами и сознаниями и создания космических порталов.

Любопытно, что в современной Мексике есть по крайней мере одна группа коренного населения, которая до сих пор практикует ритуал открытия космических порталов – это сери из северных прибрежных пустынь современного мексиканского штата Сонора. Обучение открытия врат происходит так. Шаман сери, проходящий инициацию, отправляется в одиночку в пустыню на поиски духа. В рамках этого опыта он должен найти большую, твердую скалу с плоской поверхностью, которая будет служить ему личной “пещерой”. Молодой послушник рисует на скале округлый прямоугольник, который будет представлять собой вход в пещеру. Потом он должен сесть перед ним и смотреть на него. И если духи по ту сторону завесы захотят, то его сознание перенесется в другой мир через этот имитируемый вход в пещеру. 

По сути, будущий молодой шаман сери выполняет ритуал, подобный тому, что мы видим в археологических записях, оставленных много веков назад. 

Как выяснилось, практика открытия космических порталов более распространена, чем предполагают антропологи и археологи. 

Возможно, это потому, что она работает?

Читайте также: Портал Наупа-Уака — средство передвижения древних

Поделиться

Добавить комментарий