В Древнем Египте боги и фараоны изображались с короной, которую, по мнению египтологов, они забирали в могилу для загробной жизни. Однако эти короны никогда физически не были найдены ни в могилах, ни вне их. Существовали ли эти короны на самом деле или их все украли грабители могил? Но не все могилы были разграблены до того, как их обнаружили археологи, и это укрепляет идею о том, что короны использовались только на изображениях и статуях для обозначения определенного, важного этапа в жизни фараона.
Поэтому нет ничего особенного в том, что никогда не было обнаружено ни одной короны, ни одного из артефактов, прилагавшихся к фараонам, таких как, например, посох или молот, анкх или скипетр, сопровождавшие богов.
Существовали различные типы корон. Красная корона или Дешрет – символ Нижнего Египта, белая корона или Хеджет – символ Верхнего Египта, двойная корона или Пшент – сочетание белой и красной короны, военная корона или Чепреш, о которой мало что известно, корона Атеф, которую носил первый мифический царь Осирис, и удивительный головной убор Немес. Использовались также комбинации упомянутых корон. Богини и египетские царицы часто изображались с капюшоном в форме головы стервятника. Фараон во время войны изображался с военной короной. Короны были статусом отрезка жизни фараона, поэтому конкретная корона связана с определенной эпохой.
Боги изображались с коронами, потому что они были первыми мифическими царями во времена до сотворения мира и до первой египетской династии около 5.000 лет назад. Фараоны были избранными и потомками этих богов в египетской мифологии. Поэтому им полагалась корона, чтобы продемонстрировать их божественность. Различные короны символизируют жизнь фараона, а последняя корона или головной убор Немес знаменует завершение земной жизни и начало жизни будущей. Головной убор Немес с синими полосами как посмертная маска. Лучший пример – посмертная маска Тутанхамона:
Головной убор Немес
Головной убор Немес или царский головной убор в синюю полоску – это не настоящая корона, а ткань, которой часто покрывали корону и затылок. Две части ткани свисали вниз вдоль ушей на переднюю сторону плеч, а на задней стороне ткань была связана в косу и снабжена кольцами. Мифическая урей (принадлежность царского убора фараонов, представлявшая собой крепившееся на лбу вертикальное, подчас весьма стилизованное изображение богини-кобры Уаджит — покровительницы Нижнего Египта), которую носили боги и цари, часто сочеталась с этим головным убором и символизировала власть и господство над добродетелью и процветанием земли.
Только в случае с Тутанхамоном урей изображалась в сочетании с грифом, чтобы символизировать его божественность как “пернатого змея”. Как и Кецалькоатль, змеиный бог в мифологии ацтеков. Это делает молодого Тутанхамона очень важным фараоном, несмотря на различные гипотезы. Он единственный фараон, изображенный с головным убором Немес, украшенной и урейскоброй, и грифом.
Немес на посмертной маске Тутанхамона сделан из золота и лазурита. Лазурит – это лазурно-синий драгоценный камень, который в Древнем Египте часто клали в могилы, чтобы он сопровождал умершего в загробной жизни. Лазурит считался священным камнем, обладающим магической силой, его также называли небесным камнем из-за связи с жизнью после смерти. Камень использовался как лазуритовая “звездная карта”; дорожный указатель для души умершего. Немес Тутанхамона демонстрирует контраст и согласие между жизнью (золото-солнце-жизнь) и смертью (небесный камень лазурит). Жизнь заключает в себе смерть.
Неважно, что это – статуя или посмертная маска. В обоих случаях это знаменует конец земной жизни, с накладной бородой или без нее, которая так часто украшает изображение молодого фараона.
Древние египтяне использовали солнечный год для обозначения периода, необходимого Солнцу для возвращения в исходную точку. Древнеегипетский год по календарю начинался с сезона разлива Нила и насчитывал, как и в наше время, триста шестьдесят пять дней.
О возрасте умершего фараона можно узнать по количеству колец (золотых колец жизни) косы головного убора Немеса (изображение 2). В случае с посмертной маской Тутанхамона коса насчитывает девятнадцать колец, что соответствует его пребыванию на земле в солнечных годах.
Это легко проверить и по другим статуям фараонов, носящих Немес с косами, разделенными на кольца. Но немногие египтологи относятся к такому вычислению возраста фараонов серьезно.
Другой пример – гранитная статуя фараона Тутмоса IV, находящаяся в Лувре (Париж), о котором говорят, что он, вероятно, достиг возраста тридцати трех лет. И действительно, коса Немеса этого фараона насчитывает тридцать два кольца.
Этот метод может пролить иной свет на хронологию Древнего Египта и жизнь фараонов и заслуживает дальнейшего изучения.
В этом и заключается разница между тем, чтобы смотреть и тем, чтобы видеть.
Читайте также: Математика фараонов: папирус Ринда и древнеегипетская математика