Краткая история зла…
Вопрос зла лежит в основе человеческой культуры — но что же такое зло на самом деле, почему оно происходит и как оно выглядит?
Сегодня мы попытаемся ответить на третий вопрос: краткая история того, как выглядит зло, не только внешне, но и по своей природе.
Итак, вот как наши изображения дьявола формируют наше понимание зла…
Содержание
Трикстеры, Шуты, Боги
Дохристианские мифологии дают нам первые намеки на дьявольские фигуры. Однако многие фольклорные злодеи не представляют из себя чистого зла так же, как Дьявол. Вместо этого языческие культуры обычно рассказывают истории о могущественных трикстерах — персонажах, которые обманывают или бросают вызов людям из озорства, а не из истинного зла.
Такие фигуры, как Локи из скандинавской мифологии или Прометей из греческих историй, воплощают тот аспект жизни, который хаотичен и непредсказуем. Они часто вызывают разрушения и приносят вред, но порой могут быть полезными — и даже откровенно симпатичными.
Джокер Бэтмена — близкое современное отражение архетипа трикстера, вплоть до того, что он, как и озорные персонажи древних сказаний, заканчивает свою историю томлением в неволе.
Библейские корни
Дьявол, однако, появляется довольно скоро. Одна из старейших книг Библии ставит Дьявола в центр внимания — хотя его не так-то просто распознать и понять.
Книга Иова (написанная где-то между 700-300 годами до н.э.) рассказывает историю о том, как Бог хвастается перед своим небесным двором о своем верном слуге Иове. В этот момент появляется некто, называемый просто “сатаной”.
Сатана бросает вызов Богу, предлагая лишить Иова благословений, чтобы посмотреть, останется ли тот таким же благочестивым в бедности и одиночестве, как был в богатстве и радости. Книга Иова затрагивает фундаментальный религиозный вопрос о том, можно ли сохранить веру в благость Бога при неблагоприятных обстоятельствах.
Однако она не отвечает на вопрос, кто — или что — такое сатана.
Само слово означает “обвинитель”, что допускает возможность того, что у члена Божьего ангельского двора довольно грязная работа — обращать божественное внимание на человеческий грех. Другая популярная интерпретация заключается в том, что Дьявол, носящий имя Сатана, вторгся на небесную вечеринку, чтобы попытаться запятнать репутацию Иова, делая ставку на продажность души. История не дает контекста для сатаны, сосредотачиваясь вместо этого на человеческой драме потерь Иова и его борьбе за сохранение веры.
Это не единственное скрытое появление Дьявола. В истории Бытия искуситель появляется в Эдемском саду и описывается как “змей” и “самое хитрое из животных, созданных Богом”.
Является ли змей Дьяволом в маскировке или просто представлением зла, которое таится даже в самых безопасных местах, здесь не уточняется — это оставлено открытым для интерпретации.
В конечном итоге, иудейские писания оставляют вопрос об источнике зла неоднозначным — позже авторы, художники и богословы сделают его более ясным…
Эволюция образа. Древний Дракон
Образы змея и сатаны наконец связываются воедино в последней книге Нового Завета, которая изображает врага Бога как “дракона, древнего змея, который есть Дьявол и Сатана” (Откровение 12:9). Эта традиция объединяет змея в саду, таинственного незваного гостя на Божественном Совете и конечный источник всего зла в одну личность.
Но что это значит для внешности дьявола? Спустя годы после написания Книги Откровения этот вопрос оставался открытым для интерпретации, гибким элементом, формируемым больше культурным вкусом и литературным гением, чем теологией.
Например, “Божественная комедия” Данте 14-го века рисует картину Ада, которая до сих пор влияет на культурные представления о преисподней. В ней Сатана — узник глубочайших глубин Ада, ужасное существо, застрявшее во льду. Как и все проклятые, он осознает, что его страдания — результат его собственных поступков.
Три века спустя “Потерянный рай” Джона Мильтона представил Дьявола в совершенно ином свете…
Широко признанный как первый антигерой в литературе, Сатана Мильтона — сложный, интригующий персонаж, который смело восстает против правления Бога. Эта версия Сатаны грозит кулаком Богу, заявляя:
“Лучше править в Аду, чем служить на Небесах!”
Тайна Зла
Изображения Дьявола в великом искусстве и литературе пытаются показать нам, как выглядит зло — не просто в деталях его физического облика, но и в неотъемлемых аспектах его природы.
Например, действительно ли зло является собственным жалким наказанием, как изображено у Данте? Или это мятежный дух, как показано у Мильтона? Является ли оно безобидным трикстером, как представлено в скандинавской мифологии, или оно активно замышляет обмануть и проклясть души, как в “Фаусте” Гёте?
Наше видение Дьявола имеет значение, потому что история Дьявола — это история тайны зла. Если мы не будем задаваться вопросом о том, почему оно существует и как оно выглядит, мы рискуем забыть о собственной склонности к злу — и, что самое важное, о том, как с ним бороться.
Читайте также: Конец света: древние корни пророчеств о Судном дне и вера в конец света