Как выглядит ад? Голландский художник Иероним Босх показал как

“Сад земных наслаждений” – это триптих, написанный маслом между 1490 и 1510 годами нидерландским художником Иеронимом Босхом. Три панели картины до краев заполнены сценами настолько абсурдными, что их трудно описать.

В большинстве там фигурируют обнаженные люди. Голые, они резвятся на пышных зеленых полях и предаются блуду в фонтанах кубического вида. В голом виде они засовывают цветы друг другу в прямую кишку, собираются под гигантской клубникой или выходят из таких же огромных яиц. Голых людей пожирает существо с головой совы, носящее чайник в качестве шляпы. 

Несмотря на яркие краски и улыбающиеся лица, “Сад земных наслаждений” впечатляет нас как очень тревожная картина. Ее бессмысленные образы и реалистично переданные сказочные пейзажи напоминают работы художника-сюрреалиста Сальвадора Дали или изображения, созданные алгоритмом DeepDream от компании Google. Эти, скажем, странные качества сделали шедевр Босха обязательным к просмотру в свое время, и они же объясняют его непреходящую популярность в наше время. Но что он означает?

Босх

Таинственная жизнь Иеронима Босха

Отчасти притягательность “Сада земных наслаждений” объясняется тем, что мы очень мало знаем о его создателе. Жизнь и карьеру художника Иеронима Босха пришлось собирать по крупицам из 53 исторических документов. Некоторые из них были написаны самим Босхом. Некоторые созданы другими людьми и упоминают о нем лишь вскользь. Большинство документов – это простые счета и налоговые квитанции.

Босх родился в 1450 году под именем Иеронимус ван Акен. “Иероним Босх” было его творческим псевдонимом. Он позаимствовал его у места своего рождения, голландского города Хертогенбосх, или сокращенно Ден Босх. Два его брата тоже были художниками. Мало того. Его отец, дед и прадед тоже были художниками. 

Документ 1481 года свидетельствует о том, что Босх был женат на некой Алейде ван де Меервенн, чье богатство и статус открывали ему доступ в самые высший свет города Ден Босха. Для элиты в те времена там существовала квазирелигиозная организация под названием “Иллюстрированное братство Пресвятой Богородицы”, членами которой были наследники крупнейших европейских семей. Целью Братства была заявлена благотворительность. Однако документы показывают, что Босх в основном устраивал пышные званые обеды в компании своих заклятых братьев, где они ужинали дорогими нидерландскими деликатесами, такими как лебединое мясо, например. 

Босх

Черти, ягодицы и гульфики

Поскольку личные убеждения Босха были неизвестны, то его картины часто принимались за чистую монету. Не распознав в “Саде земных наслаждений” изображение Эдемского сада (кстати, это название было приписано критиками уже позже), современники принимали религиозные образы произведения за бессмысленную фантазию, что с готовностью приняли и последующие исследователи. 

Венецианский купец Людовико Гвиччардини в своей книге “Описание низких стран”, написанной в XVI веке, назвал Босха “самым благородным и восхитительным изобретателем фантастических и причудливых вещей”. Его современник Джорджо Вазари назвал картины Босха “капризными”, что в итальянской традиции относилось к воображаемым образам, а не к реальности. Комментарий Вазари был положительным, но поэт Франсиско де Кеведо был более критичен, написав, что творчество Босха можно свести к “чертям, ягодицам и гульфикам”. 

Босх, похоже, пользовался своей репутацией средневекового фантазера. В его записных книжках есть несколько набросков чудовищ. Но они больше похожи на каракули, чем на наброски для картин. Другими словами, Босх создал их для собственного развлечения, а не для того, чтобы подчеркнуть свою точку зрения. На панно “Иоанн на Патмосе” один из монстров Босха взаимодействует с его собственной подписью, что свидетельствует о его любви к своим франкенштейновским чудовищам. 

Босх

Монстры в средневековых манускриптах

Искусствоведы называют такие изображения “дролери” (шутки) – термин, используемый для описания своеобразных рисунков, которыми наполнены иллюминированные рукописи средневековой Европы. Дролери сильно варьируются от страницы к странице. Некоторые из них являются точными изображениями реальных животных и предметов. Другие представляют собой химеры – комбинации элементов, которые не могут существовать в реальности, например, пенисы на ногах. 

Логика и значение дролери оставались загадкой для средневековых ученых. Единственное, что у них общего, это их размещение на полях текста. Это говорит о том, что они служат чисто декоративной цели и не имеют отношения к содержанию своих рукописей. В одной статье 2014 года шутки называются “пространственным марди-гра, где все разрешено”.

Как и у Босха, искусство дролери не обошлось без критиков. Гораций отвергал их, потому что, согласно ему и другим римским писателям, искусство должно было подражать природе. А поскольку фантазия высмеивает природу, то ее нельзя воспринимать всерьез. Мнение Горация сохранилось вплоть до Темных веков, где оно приобрело новое, явно религиозное значение. Священнослужители стали опасаться, что люди больше интересуются полями иллюминированных рукописей, чем самими рукописями. 

Босх

Расшифровка “Сада земных наслаждений”

Последующие поколения историков искусства признали картины Босха за сложные и многослойные визуальные комментарии, которыми они, вероятно, и являются. Триптих “Сад земных наслаждений” был пересмотрен через призму алхимии, астрологии и фольклора, которые дают ряд возможных объяснений, казалось бы, бессмысленных сцен.

Как видно из названия, триптих теперь широко интерпретируется как осуждение похоти. Такой вывод был сделан благодаря иконографии – изучению символического значения предметов и того, как это значение меняется с течением времени. Например, центральная панель заполнена предметами, которые в XVI веке олицетворяли мимолетность земной красоты и сексуального влечения, включая быков и полые фрукты. Сова, между тем, была символом колдовства, который также эффективно использовался художником Франсиско Гойей. 

Есть и другие интерпретации. Известный историк искусства Эрнст Гомбрих однажды утверждал, что триптих представляет “состояние человечества накануне Потопа, когда люди гнались за удовольствиями, не думая о завтрашнем дне”. 

Но самая радикальная гипотеза принадлежит немецкому историку искусства Вильгельму Франгеру, который считает, что “Сад земных наслаждений” – это не осуждение похоти, а наоборот, ее прославление: 

“Босх, возможно, был вдохновлен адамитами, христианской сектой, провозгласившей, что люди, подобно Адаму и Еве, не должны стыдиться своей человечности.”

Читайте также: Странная история пожирателей грехов