Г.П. Лавкрафт и мифы Ктулху

Многие считают Г.П. Лавкрафта родоначальником современных рассказов ужасов. Его творения были поистине пугающими, и все их можно объединить в один мир – миф о Ктулху.

В начале 20 века писатель из Провиденса, Новая Англия, лихорадочно конспектировал ужасающие видения, которые рождало его воображение. В жизни он испытывал психологические и финансовые трудности, но то, что он писал, обрело культовый статус и было признано основополагающими произведениями ужасов, которые вдохновляли поколения в последующие десятилетия. Такие авторы, как Стивен Кинг, называли Г.П. Лавкрафта своим главным учителем.

Однако то, с чем познакомил нас Лавкрафт, не были обычными страшилками. Это был новый тип ужаса, который зародился в космосе и за пределами человеческого понимания. Его жанр – “космический ужас”, а созданные им монстры были настолько страшны, что те, кому не повезло столкнуться с ними, теряли рассудок.

Произведения Г.П. Лавкрафта пережили своего автора. Они были подхвачены последующими писателями, которые дополнили созданную им вселенную, создав в процессе огромный мир, который стал известен как Лавкрафтовский миф или Миф Ктулху.

Миф Ктулху

ктулху
Г.П. Лавкрафт.

Миф Ктулху, придуманный писателем Августом Дерлетом – это все общие элементы мира, созданного Г.П. Лавкрафтом, со всеми его персонажами и ужасами. Он также включает в себя творения писателей, создателей фильмов и игр, которые дополнили неофициальный канон произведений Лавкрафта. Поскольку все произведения Лавкрафта теперь являются общественным достоянием, заимствование идей из них и пополнение их истории с намерением быть опубликованными не имеет особых юридических последствий. Таким образом, он стал чрезвычайно популярным “мифом” с преданными почитателями культа.

Развитие мифа Ктулху можно аккуратно разделить на несколько хронологических этапов. Первая стадия развития была характерна для самого Лавкрафта, когда он был жив и писал. Во второй половине его жизни миф значительно расширился, поскольку небольшая группа авторов, с которыми Лавкрафт переписывался, заимствовала темы и элементы как у Лавкрафта, так и друг у друга. Некоторые из писателей “круга Лавкрафта” были известны в эпоху бульварных журналов, и их рассказы можно было найти на обложках Weird Tales (Странные истории) и других научно-фантастических журналов и хоррор-журналов.

ктулху
Роберт Э. Ховард, создатель «Конана-киммерийца», разворачивал свои истории в общей вымышленной вселенной Мифов Ктулху, созданной Лавкрафтом.

Особенно следует отметить писателя Роберта Э. Говарда, создателя рассказов о Конане. Лавкрафт и Говард поддерживали регулярные контакты и отдавали дань уважения произведениям друг друга, ссылаясь на них в своих рассказах. Хотя они не создавали историй, сосредоточенных вокруг персонажей друг друга, они создали миф, который стал каноном как элементы общей вселенной.

Несмотря на популярность мифа Ктулху, он никогда не задумывался как центральная история в произведениях этих авторов. Вместо этого он служит фоном для других историй и, как таковой, представляет собой обстановку, зловещую, злобную и совершенно вражденбную чувствам жалкого ничтожного человеческого вида.

ктулху
Август Дерлет, который поддерживал жизнь Мифов Ктулху в течение многих десятилетий после смерти Лавкрафта.

Второй этап развития мифа Ктулху наступил после смерти Лавкрафта и благодаря трудам Августа Дерлета, который расширил вселенную своим обширным каноном. Дерлет взял отдельные сюжетные циклы Лавкрафта и объединил их в один, добавив свою собственную дихотомию “добро против зла”, которая отсутствовала в работах Лавкрафта. Это представляет собой огромный сдвиг по сравнению с мрачной и нигилистической атмосферой оригинальных произведений и вызывает ожесточенные споры со стороны многих поклонников, которые отвергают идею добавления элемента добра в творения Лавкрафта, утверждая, что это отвлекает от депрессивного ужаса, задуманного Лавкрафтом. Тем не менее, в течение многих десятилетий после смерти Лавкрафта Дерлет продолжал миф Ктулху и пополнил его неизмеримым количеством литературы, и все это через свое собственное издательство.

ктулху
Обложка Полевого справочника С. Петерсена по лавкрафтовским ужасам: Справочник полевого наблюдателя по сверхъестественным существам и существам из-за стены сна.

Третий и последний этап развития был представлен рядом авторов, главным из которых был Лин Картер, который попытался кодифицировать и классифицировать все темы и творения Мифа Ктулху. Этому способствовало появление в 1981 году настольной ролевой игры Call of Cthulhu (Зов Ктулху), наподобие Подземелья и драконы, разработанной Сэнди Петерсеном, которая также требовала классификации Мифа Ктулху в энциклопедической форме для удобства.

Окончательно кодифицированный, Миф был разбит на богов и виды. Согласно оригинальным трудам Лавкрафта, Великие Древние делились на несколько злобных видов, которые когда-то правили Землей. К Великим Древним относятся такие существа, как Хтонийцы, Глубинные, Старейшины и Ми-Го. Внешние боги – это несколько древних и могущественных космических божеств, существующих за пределами Земли и даже Солнечной системы. Они оказывают свое влияние с галактической точки зрения.

Некоторые монстры и истории

ктулху
Ктулху, изображенный концепт-художником Андре Валлин.

Лавкрафт был плодовитым автором коротких рассказов, и каждый рассказ знакомит читателя с новым богом, монстром или инопланетным видом. Последующие писатели расширили миф Ктулху и добавили свои собственные творения в общую вселенную. Дать исчерпывающий и энциклопедический справочник по всем темам, богам и монстрам – задача не из легких, но есть несколько авторов, которые заслуживают особого упоминания как значимые основоположники Мифа и снискавшие культовую славу среди фанатов Лавкрафта.

Бог, в честь которого назван Миф Ктулху, впервые появился в рассказе “Зов Ктулху”, опубликованном в журнале Weird Tales в 1928 году. В рассказе речь идет об открытии города-острова Р’льех, где моряки случайно пробуждают одноименное существо, “Великого Старца” – члена разрозненного пантеона космических существ, которые правили Землей, а затем погрузились в глубокий сон. Лавкрафт описывал Ктулху как существо с чертами осьминога, дракона и карикатуры на человеческий облик. Его вид был настолько пугающим, что двое моряков, увидев его, тут же упали замертво от страха.

ктулху
Обитатель Иннсмута, скульптура Расса Лукича в натуральную величину, демонстрирует этап превращения гибрида человека и Глубоководного в Глубоководного.

В другом из самых любимых рассказов Лавкрафта, “Тень над Иннсмутом” (1931), мы знакомимся с расой бессмертных обитателей моря, человекоподобных рыб, известных как Глубоководные. История рассказывает о журналисте, который останавливается в городе Иннсмут, где он встречает странных людей, которые в итоге пытаются убить его, чтобы сохранить свою тайну. Секрет этих людей заключается в том, что они являются гибридами Глубоководных – результатом скрещивания отца-человека и матери-глубоководной. В результате получается гибрид, который при рождении выглядит полностью человеком, но с возрастом становится все более похожим на рыбу и в конце концов возвращается в море, когда процесс трансформации завершен.

ктулху
Шоггот.

В романе “Хребты безумия” (1931) описываются существа под названием “Старейшие” – раса инопланетян, колонизировавших Землю миллиард лет назад. Они имеют рост около двух с половиной метров и удлиненное бочкообразное тело с придатками в форме морской звезды на обоих концах. Верхний придаток имеет пять глаз и пять пищевых трубок, а нижний – пять конечностей. У них также есть пять кожистых крыльев, которые убираются через прорези в теле.

Старейшие известны тем, что создали расу слуг – шогготов, которые представляют собой бесформенные куски плоти, украшенные многочисленными щупальцами, ртами и глазами. Во время своего пребывания на Земле Старейшие вели войну с Ктулху и другой расой инопланетян, называемых Ми-Го, которые описываются как формы жизни, основанные на грибах и имеющие различные формы. Ми-Го, которые появляются в рассказе “Шепчущий во тьме” (1930), описываются как крабы человеческого размера с крыльями.

Существует множество других основных историй с другими монстрами и богами. В “В ужасе Данвича” (1929) есть чудовищное порождение божества по имени Йог-Сотот, существо, имеющее вид скопления светящихся сфер. В романе “Крысы в стенах” (1924) рассказывается о человеке, расследующем прошлое своей семьи, и повествуется о погружении в каннибалистическое безумие. “За гранью времен” (1936) – это история о великой расе существ, путешествующих во времени и пространстве, которые достигают этого, меняясь телами с другими существами, включая людей. В романе “Цвет из иных миров” (1927) рассказывается о странном метеоре, который превращает район штата Массачусетс в зону загадочных аномалий, отравляющих растительность и искажающих разум и тело.

Миф Ктулху в популярной культуре

ктулху
Плакат для фильма “Цвет из иных миров”.

Миф Ктулху по-прежнему чрезвычайно популярен в современной культуре и, судя по признакам, становится еще более популярным, поскольку относительно нишевый жанр космического ужаса постепенно становится все более распространенным и привлекает все большее внимание. В киноиндустрии за многие десятилетия попыток экранизировать рассказы Лавкрафта появились десятки фильмов категории B (малобюджетная коммерческая кинокартина, которая при этом не является ни артхаусом, ни порнофильмом), которые не привлекли внимания широкой публики к произведениям Лавкрафта, хотя у них есть свои преданные поклонники.

Но всё меняется и в 2019 году был выпущен фильм “Цвет из иных миров” – крупная постановка, спродюсированная, в частности, Элайджей Вудом, с Николасом Кейджем и Джоэли Ричардсон в главных ролях. Фильм, к сожалению, провалился в прокате, но получил благоприятные отзывы.

Хотя рассказы Г.П. Лавкрафта, возможно, редко находят поддержку в основных СМИ, его темы и стиль космического ужаса продолжают свое движение к успеху. Фильм 2018 года “Аннигиляция” – яркий пример этой тенденции. Этот крупнобюджетный фильм с Натали Портман в главной роли, несомненно, вдохновленный Лавкрафтом и содержащий множество лавкрафтианских компонентов, получил одобрение критиков. Помимо романов и фильмов, миф Ктулху нашел свое место в комиксах, видеоиграх и даже музыке.

ктулху
Ужас Данвича Джозефа Диаса.

Г.П. Лавкрафт и его Миф Ктулху оказали огромное влияние на жанры хоррора и научной фантастики. Практически все известные писатели ужасов ссылаются на Лавкрафта как на источник вдохновения, и все согласны с тем, что его творчество сыграло важную роль в создании фундамента для жанра ужасов.

Помимо того, что идеи Лавкрафта послужили источником вдохновения для более поздних хорроров, они стали темами научной фантастики, особенно в жанре космического ужаса, который стал мейнстримом и продолжает пользоваться большой популярностью и сегодня.

Читайте также: Почему мифы о потопе так часто встречаются в историях древних культур по всей планете?

Поделиться

Добавить комментарий